6.Международные валютно-финансовые организации
Международные валютные отношения регулируются рядом международных организаций – МВФ, ВБ, БМР, Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Главную тяжесть выполнения миссии по стабилизации валютных отношений взял на себя МВФ.
С целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной во Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представительная международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а Банк — стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире.
Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат — исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географическому признаку.
Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в SDR (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.
В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.
Основными функциями МВФ являются:
• содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
• поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;
• предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.
Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.
По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) — в 1960г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — в 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) — в 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР — родоначальника и центральное звено Группы — именуют Всемирным банком (ВБ).
Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.
Совет управляющих — высший руководящий орган Банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.
Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент Банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7000 человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.
Основными функциями ВБ являются:
• инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений- от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;
• аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
• постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;
• посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.
Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долл. ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.
В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно:
• выделение ресурсов — только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;
• принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;
• предоставление кредитов — только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;
• отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;
• направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.
Продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран, В Б привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.
Продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран, В Б привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у ВБ.
Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.
Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (не владение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.
Международная ассоциация развития (MAP) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30—40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл.
Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад в пополнение средств Ассоциации.
Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл., ее членами являются 159 стран.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 30.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвестором гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.
Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15—20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.
Появление этих институтов связано с ускорившимся в 60-е гг. распадом мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран. К региональным банкам относятся: Межамериканский банк развития (МаБР — учрежден в 1959 г.); Африканский банк развития (АфБР — 1964 г.) и Азиатский банк развития (АзБР — 1966 г.). Учредителями банков кроме развивающихся стран соответствующих регионов стали и другие государства: США, Япония, отдельные страны Западной Европы. Это позволило расширить финансовые возможности их деятельности.
Банки имеют сходные цели, осуществляют однотипные операции, сотрудничество между собой и с другими международными институтами. Развивающиеся страны-участницы получают их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также на развитие предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)
ЕИБ учрежден в 1958 г. странами — членами ЕС. Целями создания Банка провозглашались долгосрочное (20—25 лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление совместных проектов стран-участниц, совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30—40 лет) кредитование ассоциированных участников.
Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и Директорат — президент и несколько его заместителей возглавляют Банк. Такие страны, как ФРГ, Франция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала, составляющего примерно 15 млрд. ЭКЮ. Размер резервного капитала превышает 10% уставного фонда.
ЕИБ привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинал которых выражается в долларах США, марках ФРГ и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций — основные направления вложений Банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в ЭКЮ и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Такие страны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия являются лидирующими заемщиками Банка.
В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым Банк предоставляет финансовую поддержку. Помимо этого ЕИБ на льготных условиях финансирует развивающиеся страны — ассоциированные члены ЕС.
Кроме ЕИБ в рамках ЕС и Европейской валютной системы (ЕВС) действуют и другие, менее масштабные кредитно-финансовые организации, в том числе Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) и Европейский денежный фонд сотрудничества (ЕДФС). Эти организации выполняют возложенные на них учредителями функции и решают свои задачи.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
ЕБРР учрежден в 1991 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями Банка в настоящее время являются 60 государств, включая все европейские страны, РФ, ряд стран других регионов мира (США, Японию) и такие организации, как ЕС и ЕИБ. Уставный капитал составляет 20 млрд. ЭКЮ. Банк осуществляет свою деятельность в странах-операций, число которых достигло 26 после вступления в него в 1996 г. Боснии и Герцеговины. Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне, а 28 представительств — во всех странах-операций (кроме Армении). В отличие от других стран, РФ имеет четыре представительства: центральное — в Москве и региональные — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.
Совет управляющих во главе с председателем и двумя заместителями руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои полномочия он делегирует Совету директоров, осуществляющему руководство повседневной деятельностью и состоящему из президента, четырех заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров входит в состав одного из трех комитетов Совета: ревизионного, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структура Банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы). Общая численность сотрудников Банка превышает 1100 человек (учитывая представительства в странах-операций).
ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации Банк традиционно уделяет пристальное внимание.
Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, ЕБРР предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. Банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики, принимая на себя риски, непосильные многим национальным и зарубежным инвесторам.
Основными функциями ЕБРР являются:
• прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;
• инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий:
• предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;
• финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.
К числу операционных приоритетов Банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран-операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран-операций, в том числе путем повышения эффективности энергоиспользования.
В своей деятельности Банк придерживается следующих основных принципов:
• ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;
• требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;
• предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала;
• требование к другим участникам софинансировании выделения дополнительных средств;
• не предоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;
• необязательность денежной формы доли местного участника проекта.
Прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям и в первую очередь с участием иностранного капитала. При их кредитовании Банк обычно не требует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США, марках ФРГ и ЭКЮ и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. В последнее время Банк начал фондировать кредиты (привлекать для них средства) в ряде местных валют.
Минимальная сумма кредитов ЕБРР составляет 5 млн. ЭКЮ, однако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составляли 25, а в частном — 16 млн. ЭКЮ. Срочность кредитов обычно составляет 5—10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные проекты) — до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржой, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под «плавающий» или фиксированный процент, а также в некоторых других вариантах. Основная сумма кредитов погашается равными долями каждые полгода.
Финансируемые клиенты обязаны обеспечивать страхование традиционно страхуемых рисков, к которым Банк не относит политические риски и риски неконвертируемости местных валют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых проектов — движимое и недвижимое имущество, акции, переуступка прав и т.д. Кредиты ЕБРР исключаются из сумм государственного долга при его реструктуризации, т.е. Банк имеет статус привилегированного кредитора.
Инвестирование средств в акционерные капиталы осуществляется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом Банк не приобретает контрольных пакетов акций и не принимает прямой ответственности за управление предприятиями. Он может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственными или частными предприятиями.
Предоставление гарантий практикуется для оказания помощи заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гарантии могут быть от всех рисков, частные и др. При этом кредитный риск должен быть известен и приемлем для Банка.
Помимо ресурсов, направляемых в акционерные капиталы, каждый РФВК на безвозмездной основе получает от правительств стран-доноров (ФРГ, Япония, США, Франция, Италия, Финляндия, Норвегия, Швеция) и ЕС дополнительные средства в размере по 20 млн. долл. Они предназначены для покрытия операционных издержек, проведения экспертиз потенциальных объектов инвестирования и консультирования предприятий.
7. Понятие валютной системы и ее структура. Основные элементы национальной и мировой валютной системы
Валютная система — это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).
Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.
Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.
Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.
Основные элементы национальной валютной системы:
• национальная валюта;
• национальное регулирование международной валютной ликвидности;
• режим курса национальной валюты;
• национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
• режим национальных рынков валюты и золота;
• национальные органы, осуществляющие валютное регулирование (законодательные органы, центральный банк, Минфин, Минэкономики, таможенный комитет и др.).
По мере интернационализации хозяйственных связей на основе национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валютных отношений — мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями.
Основные элементы мировой и региональной валютных систем:
• виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства;
• межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;
• межгосударственная регламентация режимов валютного курса;
• межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;
• режим мировых рынков валюты и золота;
• международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт.
Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта - денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Ее эмитентами являются национальные коммерческие и центральные банки.
Первоначально единственным видом мировых денег было золото, причем в форме слитков. Золотые монеты для использования в международных расчетах нужно было отлить в слитки, а затем перечеканить в монеты другой страны. Постепенно с целью снижения издержек обращения в международных расчетах стали использоваться национальные золотые монеты и кредитные орудия обращения.
Резервная волюта - это конвертируемая национальная валюта, выполняющая функции международного платежного и резервного средства.
Международные денежные единицы являются национальными коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют:
по эмитенту (выпускаются не национальными банками, а международными валютно-кредитными организациями);
по форме (выпускаются только в безналичной форме записей на счетах).
Золото выполняет функцию международного резервного средства.
Важный элемент валютной системы — регулирование международной валютной ликвидности на национальном и межгосударственном уровне. Под международной валютной ликвидностью понимается способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства.
Резервная позиция в МВФ означает право страны — члена МВФ на автоматическое получение у него безусловных кредитов в иностранной валюте (в пределах 25% от квоты страны в МВФ).
Региональная валютная система — это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня — Европейская валютная система.
Мировая валютная система (МВС) — это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовымиорганизациями.
МВС включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой стороны, валютный механизм.
Валютные отношения представляют собой повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.
Валютный механизм представляет собой правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях.
МВС прежде всего решает мирохозяйственные задачи, что отражается на ее функциях. В качестве основных функций МВС следует отметить следующие:
опосредование международных экономических связей;
обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;
обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;
регламентирование и координирование режимов национальных валютных систем;
унификация и стандартизация принципов валютных отношений.
- Министерство аграрной политики и продовольствия Украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Международная экономика: среда, закономерности и эволюция развития
- Система международной экономики
- Классификация мэ:
- Главные признаки международной экономики:
- Структура международной экономики
- 2. Страны с переходной экономикой.
- Среда международной экономики
- 4. Эволюция развития международной экономики
- Тема 2. Мировое хозяйство и особенности его развития. Типология стран мира.
- 1.Мировое хозяйство: сущность, элементы, субъекты
- 2. Международное разделение труда и его формы
- 3.Мировой рынок, его структура и характеристика
- 4.Типология стран мира
- Тема 3. Международная торговля и система ее регулирования
- Место международной торговли в международных экономических отношениях
- Этапы развития международной торговли.
- 3.Система показателей развития международной торговли
- 1.Объем, структура и темпы роста экспорта страны.
- 2.Объем, структура и темпы роста импорта страны.
- 3.Внешнеторговый оборот и темпы его роста.
- 4. Формы международной торговли
- Методы международной торговли
- 6.Система регулирования международной торговли.
- Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты
- 1. Протекционизм.
- Наднациональное регулирование международной торговли. Роль вто.
- Тема 4. Международная инвестиционная деятельность и международное сотрудничество
- 1.Международное движение капитала и его формы
- Формы международной миграции капиталов.
- 2. Прямые иностранные инвестиции. Формы предприятий с иностранными инвестициями
- Формы предприятий с иностранными инвестициями:
- Портфельные иностранные инвестиции
- 4.Формы иностранного инвестирования и сотрудничества
- Тема 5. Международный кредит
- 1. Международный кредит и его функции в современной экономике. Принципы международного кредитования
- 2. Формы международного кредитования
- 3. Международные кредитно-финансовые институты и их задачи
- 4. Проблема внешнеэкономической задолженности и пути ее решения
- Тема 6. Мировой рынок труда и международная трудовая миграция
- 1.Сущность, структура и основные черты мирового рынка труда
- 2.Понятие и основные виды международной миграции рабочей силы
- 3.Направления миграции рабочей силы. Центры притяжения миграции
- 4.Последствия миграционных процессов для стран
- 5.Регулирование международных миграционных процессов
- 6.Количественные показатели и масштабы трудовой миграции
- 7.Структура международной миграции рабочей силы, ее основные потоки
- 8.Государственное регулирование трудовой миграции
- 9.Экономические эффекты миграции рабочей силы
- Тема 7 . Мировая валютная система и мировой валютный рынок. Теории валютных курсов
- 1 . Понятие валюты и ее виды. Резервные валюты
- 2. Валютный курс. Валютный паритет. Факторы, влияющие на валютный курс. Теории валютного курса
- 3. Конвертируемость валют и её виды. Режим валютного курса.
- 4. Сущность, структура и функции мирового валютного рынка
- 5.Валютные операции и их основные виды.
- 6.Международные валютно-финансовые организации
- 8. Эволюция мировой валютной системы
- 9. Региональные валютные системы. Европейская валютная система
- Тема 8. Международные расчеты
- 1.Понятие, субъекты и особенности международных расчетов.
- 2.Формы международных расчетов и факторы их выбора в международных коммерческих отношениях
- 3.Современные платежные системы и средства связи субъектов международных расчетов
- Тема 9. Платежный баланс и макроэкономическое равновесие
- 1. Сущность и структура платежного баланса. Экономическое равновесие платежного баланса
- 2. Факторы влияния на состояние платежного баланса
- 3. Регулирование платежного баланса
- Тема 10. Международная экономическая интеграция План
- 1. Сущность и факторы развития международной экономической интеграции
- 2.Уровни, формы и типы международной региональной интеграции
- 3.Эффекты региональных торговых соглашений. Динамические и статические эффекты экономической интеграции
- Основные интеграционные группировки мирового хозяйства
- Тема 11. Глобализация экономического развития
- 1.Глобализация международной экономики. Сущность, основные признаки и последствия глобализации
- 2. Формы проявления финансовой глобализации
- 3.Классификация глобальных проблем современности и пути их решения
- 4.Неравномерность социально-экономического развития стран мира
- 5.Межгосударственное регулирование глобальных проблем
- 6. Роль оон в регулировании глобальных проблем человечества
- Примеры решения задач Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Решение
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Решение
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Задача 13
- Задача 14
- Примеры решения кейс-заданий Кейс 1
- Кейс 2
- Вопросы для оценки качества освоения дисциплины «Международная экономика»
- Список рекомендуемых источников литературы Учебники
- Монографии
- Учебные пособия
- Учебно-методические пособия