Анализ качества
Качество экспортных товаров является важным показателем в деятельности организаций-экспортеров. Его повышение одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиции на рынке. В противном случае иностранные покупатели могут предъявить рекламации, что наносит ущерб авторитету организации как экспортеру товаров и снижает размер выручки за товары на сумму удовлетворенных рекламаций.
Качество экспортируемых товаров определяется следующими способами:
-
по стандарту. Международные стандарты – документы, которые устанавливают качественные характеристики товаров и применяются при взаимной торговле при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Общепризнанные стандарты, разработанные международной организаций по стандартизации (ИСО), международные стандарты серии ИСО-9000 по управлению качеством, принятые европейскими странам в качестве национальных. С 1987 г. в РФ принято решение о прямом применении международных стандартов. Это является предпосылкой для заключения контрактов взаимных поставок с используемым в качестве системы обеспечения качества на основе обобщенного международного опыта.
Концепция международного стандарта предполагает, что продукция товары и услуг должны:
-
отвечать определенным потребностям в сфере применения или назначения;
-
удовлетворять требования потребителя;
-
соответствовать действующему законодательству и нормативным требованиям (по экологии, безопасности, экономии энергии, по использованию материалов и т.д.);
-
должны предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам;
-
обусловить получение прибыли;
-
по техническим условиям. Технические условия используют при поставках уникального или сложного оборудования;
-
по спецификации, указанной в контракте;
-
по образцу. Образец согласуется обеими сторонами и является эталоном;
-
по описанию – излагаются сведения о составе, особенностях предлагаемом к продаже товара;
-
по справедливому среднему качеству (fair average quality – FAQ) обычно применяется при торговле зерновыми;
-
тель-кель (фр. tel quel) дословно означает «такой как есть». В этом случае покупатель принимает товар вне зависимости от качества. Должно быть только соответствие сорту, указанному в контракте.
В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможно только при высоком уровне качества экспортируемой продукции, что является важнейшей составляющей внешнеэкономического анализа деятельности организации.
Основными задачами анализа качества являются:
-
оценка качества выпускаемой экспортной продукции;
-
определение влияния качества экспорта на основные показатели деятельности организации (выпуск экспортной продукции, выручку, прибыль);
-
оценка работы организации по достигнутому уровню качества;
-
разработка мероприятий по повышению качества экспорта.
Обобщающими показателями, характеризующими качество экспортируемой продукции, являются:
-
удельный вес новой продукции в общем объеме экспорта;
-
удельный вес продукции высшей категории качества;
-
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
-
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые страны и др.
Косвенные показатели:
-
штрафы за некачественную продукцию;
-
удельный вес зарекламированной продукции;
-
потери от брака.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукция каждого сорта (кондиции) в объем объеме экспорта, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.
Коэффициент сортности можно найти отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта: , где – общая стоимость продукции всех сортов, – стоимость всей продукции, пересчитанной на первый сорт.
Анализ качества продукции, экспортируемых товаров за отчетный период целесообразно проводить в соответствии с аналогичным анализом за прошлые периоды.
В качестве критерии оценки по качеству товаров можно использовать показатель процентного отношения суммы удовлетворенных рекламаций к стоимости поставленного товара, при этом дается оценка принятым мерам.
Следующим этапом анализа является определение влияния качества экспорта на выпуск экспортной продукции: , в т.ч. ; .
С анализом качества неразрывно связан анализ конкурентоспособности. Различают конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара, услуги.
Под конкурентоспособностью товаров и услуг понимается их способность выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных. Конкурентоспособность продукции во многом определяется конкурентоспособностью фирмы.
Конкурентоспособность фирмы – возможность предложить товар, удовлетворяющий конкурентным требованиям потребителей в необходимом количестве в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях.
Эффект – достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном выражении.
Эффективность – показатель, полученный при сравнении (сопоставлении) результата с затратами, обеспечивающими его достижение.
На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают влияние следующие основные факторы:
-
уровень технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации и автоматизации производства;
-
коммерческие условия продажи, применяемые фирмой для различного рода скидок, коммерческие, потребительские кредиты, различные формы расчетов и способов платежа, возможность применения товарообменных операций;
-
легкодоступность и удобство приобретения товаров покупателями достигается созданием соответствующей рынко-сбытовой сетью, организацией доставки, технического обслуживания продукции, гарантийного и послегарантийного обслуживания и других услуг;
-
эффективность проведения рекламных мероприятий;
-
возможности и применяемые методы ценовой конкуренции: улучшение потребительских свойств товара, упаковки, маркировки и т.д.;
-
уровень поддержки и содействия, получаемых со стороны национальных государственных органов и общественных организаций.
Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм конкурентов. В целом анализ предприятий необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на рынке и разработать меры и средства, за счет которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех.
Уровень конкурентоспособности товаров и услуг определяется совокупностью различных технико-экономических факторов:
-
качество и себестоимость;
-
форма и методы торговли;
-
цены;
-
условия и сроки поставки и транспортировки;
-
соответствие требованиям моды и условиям местного рынка;
-
виды и формы расчетов и платежей с покупателями;
-
престиж производителя и продавца (цена фирмы);
-
престиж товара (товарный знак);
-
эффективность рекламы и др.
Чем выше конкурентоспособность товара, тем выше спрос на этот товар и тем больше экономический эффект получает фирма от его продажи. Экономический эффект выражается в первую очередь в получении прибыли.
Оценка конкурентоспособности товара, планируемого к экспорту, включает следующие этапы:
-
анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца товара в качестве базы для сравнения;
-
определение набора сравниваемых параметров;
-
расчет интегрального показателя конкурентоспособности товаров.
Наиболее распространенными методами оценки конкурентоспособности предприятий является матричный метод, методы, базирующиеся на теории конкурентоспособности товара и методы, основанные на теории эффективной конкуренции.
- Содержание, задачи, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (фирм) участников внешнеэкономической деятельности
- Анализ состояния внешнеэкономических связей.
- Виды анализа фхд предприятий-участников вэд. Объекты и субъекты анализа.
- Методы и приемы системного и комплексного экономического анализа.
- Маркетинговое исследование экспорта/импорта деятельности предприятия
- Специфика международного маркетинга.
- Анализ конъюнктуры рынка.
- Анализ рыночной среды.
- Оценка уровня монополизации конкуренции.
- Анализ эластичности спроса.
- Выбор страны и исследование иностранного рынка.
- Анализ экспортных операций
- Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям.
- Анализ выполнения обязательств по экспорту за отчетный год
- Анализ уровня и качества выполнения обязательств по экспортным контрактам
- Анализ качества
- Анализ динамики экспортных товаров.
- Анализ динамики экспорта товаров за анализируемый период
- Выполнение обязательств по товарам и товарным группам в натуральном выражении
- Выполнение обязательств в стоимостном выражении
- Выполнение обязательств в долларовом выражении
- Выполнение экспортных обязательств по странам
- Выполнение обязательств по объединению
- Выполнение обязательств по срокам и поставкам
- Выполнение обязательств по качеству.
- Анализ качества экспортной продукции по данным рекламации
- Анализ цен.
- Среднегодовые цены
- III. Анализ экономической эффективности экспорта.
- Анализа импортных операций
- Общая методика анализа.
- Литература: