logo
Анализ ФХД

Анализ качества

Качество экспортных товаров является важным показателем в деятельности организаций-экспортеров. Его повышение одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиции на рынке. В противном случае иностранные покупатели могут предъявить рекламации, что наносит ущерб авторитету организации как экспортеру товаров и снижает размер выручки за товары на сумму удовлетворенных рекламаций.

Качество экспортируемых товаров определяется следующими способами:

Общепризнанные стандарты, разработанные международной организаций по стандартизации (ИСО), международные стандарты серии ИСО-9000 по управлению качеством, принятые европейскими странам в качестве национальных. С 1987 г. в РФ принято решение о прямом применении международных стандартов. Это является предпосылкой для заключения контрактов взаимных поставок с используемым в качестве системы обеспечения качества на основе обобщенного международного опыта.

Концепция международного стандарта предполагает, что продукция товары и услуг должны:

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможно только при высоком уровне качества экспортируемой продукции, что является важнейшей составляющей внешнеэкономического анализа деятельности организации.

Основными задачами анализа качества являются:

Обобщающими показателями, характеризующими качество экспортируемой продукции, являются:

Косвенные показатели:

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукция каждого сорта (кондиции) в объем объеме экспорта, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

Коэффициент сортности можно найти отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта: , где – общая стоимость продукции всех сортов, – стоимость всей продукции, пересчитанной на первый сорт.

Анализ качества продукции, экспортируемых товаров за отчетный период целесообразно проводить в соответствии с аналогичным анализом за прошлые периоды.

В качестве критерии оценки по качеству товаров можно использовать показатель процентного отношения суммы удовлетворенных рекламаций к стоимости поставленного товара, при этом дается оценка принятым мерам.

Следующим этапом анализа является определение влияния качества экспорта на выпуск экспортной продукции: , в т.ч. ; .

С анализом качества неразрывно связан анализ конкурентоспособности. Различают конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара, услуги.

Под конкурентоспособностью товаров и услуг понимается их способность выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных. Конкурентоспособность продукции во многом определяется конкурентоспособностью фирмы.

Конкурентоспособность фирмы – возможность предложить товар, удовлетворяющий конкурентным требованиям потребителей в необходимом количестве в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях.

Эффект – достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном выражении.

Эффективность – показатель, полученный при сравнении (сопоставлении) результата с затратами, обеспечивающими его достижение.

На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают влияние следующие основные факторы:

Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм конкурентов. В целом анализ предприятий необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на рынке и разработать меры и средства, за счет которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех.

Уровень конкурентоспособности товаров и услуг определяется совокупностью различных технико-экономических факторов:

Чем выше конкурентоспособность товара, тем выше спрос на этот товар и тем больше экономический эффект получает фирма от его продажи. Экономический эффект выражается в первую очередь в получении прибыли.

Оценка конкурентоспособности товара, планируемого к экспорту, включает следующие этапы:

Наиболее распространенными методами оценки конкурентоспособности предприятий является матричный метод, методы, базирующиеся на теории конкурентоспособности товара и методы, основанные на теории эффективной конкуренции.