Анализ динамики экспорта товаров за анализируемый период
Товарная группа | Прошлый год | Отчетный год | |||||
Тыс. тонн | Цена за ед., тыс. руб. | Стоимость, тыс. руб. | Тыс. тонн | Цена за ед., тыс. руб. | Стоимость, тыс. руб. | ||
1 | 3 | 400 | 1200 | 6 | 390 | 2340 | |
2 | 4 | 162 | 648 | 3 | 204 | 612 | |
Итого: | 7 |
| 1848 | 9 |
| 2952 |
Стоимость экспорта за отчетный год увеличилась по сравнению с прошлым годом на 1104 тыс. руб. Для анализа этого изменения рассчитаем индекс:
-
стоимости: . Он показывает, что экспорт отчетного года составил 59% от экспорта предыдущего год;
-
цен: . Сумма 2952 отражает стоимость экспорта в фактических ценах, а 2886 – в сопоставимых ценах. Разность между числителем и знаменателем покажет влияние изменения цен ан величину стоимости экспорта товара. Экспортные цены увеличились в среднем на 2%. Рост стоимости экспорта за счет увеличения цен составил 66 тыс. руб.;
-
физического объема: . Увеличение экспорта на 1038 тыс. руб. произошло за счет продаж экспортных товаров в сопоставимых ценах на 56%.;
-
количества. Прежде чем вычислить данный индекс, необходимо рассчитать среднюю цену за прошлый год. тыс. руб. => . Т.о. произошло увеличение количества стоимости товара за счет увеличения его натурального объема на 29%, что составило 528 тыс. руб.;
-
структуры: . Индекс структуры оказался больше 1, => доля более дорогих товаров повысилась, что обеспечило прирост стоимости экспорта на 510 тыс. руб. Сложение индекса количества и индекса структуры дает величину изменения физического объема экспорта на тыс. руб., что подтверждает правильность расчетов.
В рыночной экономике особенно при изучении конъюнктуры рынка во многих случаях не удается установить строго функциональную зависимость между исследуемым показателями и влияющими на них факторами. Спрос понятие массовое, складывающееся под воздействием множества самых различных причин, в силу чего процесс его формирования в значительной степени вероятностный, случайный. Поэтому в маркетинговом анализе применяют методы корреляционно-регрессионного анализа, позволяющие изучать стохастические зависимости, адекватные самой природе рыночных отношений.
Корреляция означает соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений, понятий. В экономическом анализе корреляцией отмечают связь между элементами, если один из них входит в число причин, определяющих другие, или если имеются общие причины, воздействующие на эти элементы. Функция является частным случаем корреляции.
С помощью методов корреляции изучают колебания потребительского спроса, в зависимости от изменения цен на товары, доходов населения, издержек, расходов на рекламу и других факторов.
Корреляция как взаимосвязь между явлениями может быть более или менее тесной, т.е. в зависимости одной величины от другой более или менее ясно выраженной.
Основной задачей корреляционного метода является установление силы связи между явлениями. Чем теснее связь, тем большее влияние на результат оказывает изучаемый фактор и тем меньше влияние посторонних для данного случая факторов. Для наиболее полного выявления зависимости факторного и результативного показателя в динамике исследуемых показателей следуем выбирать большее число периодов (в среднем от 5 до 10). Недопустимо исследование зависимостей менее 3х периодов.
Независимой величиной называется такая величина, которая не зависит от значений других рассматриваемых признаков.
Зависимой называют величину, которая изменяется в связи с изменением независимых величин.
Независимый показатель – факторный. Зависимый – результативный.
Обозначим факторный показатель цен (аргумент) через х, а результативный (функцию) – через у. Этот показатель зависит от изменения цен.
-
находим средние значения х и у: ;
-
находим отклонение от средних назначений по шкале х и у;
-
если знаки отклонения по х и у совпадают, то существует прямая зависимость между факторным и результативным показателями.
-
рассчитаем среднеквадратическое отклонение фактора х и результата у от их значение.
Среднее произведение двух нормированных показывает степень тесноты связи и называется коэффициентом корреляции.
Коэффициент корреляции имеет следующий свойства:
-
значение коэффициента заключено в пределах от -1 до 1;
-
если коэффициент положителен, то связь прямая; если отрицателен – обратная.
-
Анализ выполнения обязательств по экспортным поставкам.
В целом методика анализа выполнения обязательств по поставкам экспортной продукции совпадает с методикой анализа выпуска продукции и включает:
-
анализ выполнения обязательств по стоимости, физическому объему, количеству экспортируемых товаров;
-
анализ выполнения обязательств по срокам их поставок;
-
анализ выполнения обязательств по качеству;
-
анализ цен.
Устанавливаются факторы, влияющие на эти показатели, замеряется их воздействие, выясняются причины недовыполнения обязательств по тем или иным позициям.
Выполнение обязательств по физическому объему и стоимости экспортируемых товаров. Анализа проводится в следующей последовательности:
-
определяется выполнение обязательств по товарам и товарным группам (в стоимостном и натуральном выражении).
Таблица 1.
- Содержание, задачи, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (фирм) участников внешнеэкономической деятельности
- Анализ состояния внешнеэкономических связей.
- Виды анализа фхд предприятий-участников вэд. Объекты и субъекты анализа.
- Методы и приемы системного и комплексного экономического анализа.
- Маркетинговое исследование экспорта/импорта деятельности предприятия
- Специфика международного маркетинга.
- Анализ конъюнктуры рынка.
- Анализ рыночной среды.
- Оценка уровня монополизации конкуренции.
- Анализ эластичности спроса.
- Выбор страны и исследование иностранного рынка.
- Анализ экспортных операций
- Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям.
- Анализ выполнения обязательств по экспорту за отчетный год
- Анализ уровня и качества выполнения обязательств по экспортным контрактам
- Анализ качества
- Анализ динамики экспортных товаров.
- Анализ динамики экспорта товаров за анализируемый период
- Выполнение обязательств по товарам и товарным группам в натуральном выражении
- Выполнение обязательств в стоимостном выражении
- Выполнение обязательств в долларовом выражении
- Выполнение экспортных обязательств по странам
- Выполнение обязательств по объединению
- Выполнение обязательств по срокам и поставкам
- Выполнение обязательств по качеству.
- Анализ качества экспортной продукции по данным рекламации
- Анализ цен.
- Среднегодовые цены
- III. Анализ экономической эффективности экспорта.
- Анализа импортных операций
- Общая методика анализа.
- Литература: