logo
Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

3.2 Экспортно-импортный потенциал

Экспортно-импортный потенциал России оказывается сегодня все теснее связан с развитием всей экономики страны, расширением торговых отношений с государствами Европы, Азии, Америки. Полноправное вступление России в ВТО подразумевает серьезные изменения во внешнеэкономической деятельности нашей страны, диверсификацию (изменение) структуры экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции и т.д. Это, в свою очередь, вызовет рост объемов международных грузовых авиаперевозок (Рис.9).

Рисунок 9. Процент российских и зарубежных авиакомпаний по перевозке грузов из РФ

По оценкам экспертов, в ближайшие десятилетие вполне реально их утроение, что связано не только с развитием международной торговли, но и с изменением самой технологии доставки грузов. И если сегодня на рынке Азия - Европа доля российских авиаперевозчиков по транзиту составляет менее 10 %, то уже в ближайшие годы контролируемый ими грузопоток может достичь 20 % и составить 2 млн т в год. Все, что необходимо для этого сделать, - сформировать конкурентоспособные предложения для перемещения экспортно-импортных грузов.

Здесь мы сталкиваемся со следующим сдерживающим развитие рынка фактором - с проблемами таможенного регулирования и существующей практикой правоприменения в нашей стране. Непрозрачность и вариативность правоприменения Таможенного кодекса в каждом аэропорту приводит к тому, что авиационная перевозка не только теряет свое основное преимущество - скорость, но и значительно дорожает, что вынуждает заказчика искать альтернативные варианты доставки груза, зачастую в ущерб сохранению его качества.

Конечно, определенные усилия в разрешении таможенных ограничений предпринимаются, но пока не приносят ощутимых результатов. Так, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана до сих пор никак не повлияло на рост авиационных грузоперевозок в России.