3. Положения российских авиакомпаний на рынке международных грузоперевозок
Последние несколько лет российские авиакомпании демонстрируют достаточно высокие темпы роста грузоперевозок, однако их доля на мировом рынке не превышает 2% (Рис.7). Для того чтобы Россия заняла достойное место на мировом авиационном грузовом рынке, необходимы серьезные структурные изменения в отрасли.
Если судить о российском рынке авиационных грузовых перевозок на основании показателей деятельности ведущих российских авиакомпаний, то результаты выглядят действительно впечатляющими: лидеры рынка демонстрируют существенный ежегодный рост грузооборота.
Рисунок 7. Доля российских авиакомпаний на международном рынке
Так, по данным Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), в 2011 г. он составил 11,6 % - и это на фоне почти 5 % -ного падения грузооборота азиатских авиакомпаний (по предварительным данным 2011 г. Association of Asia pacific Airlines - ААРА) и более чем скромного роста европейских и американских авиакомпаний: 2,1% (по данным Association of European Airlines - АЕА) и 0,4% (по данным International Air Transport Association - IATA) соответственно.
Однако если принимать во внимание долю российских авиакомпаний на мировом рынке грузовых авиаперевозок, которая составляет всего 2%, то становится очевидным, что текущая ситуация постепенного развития российского рынка и демонстрируемые авиакомпаниями темпы роста (Рис.8.) - это недостаточные условия для того, чтобы Россия могла претендовать на ощутимую долю мирового рынка авиационных грузовых перевозок.
Рисунок 8. Грузооборот с периода 1990 и расчетом до 2030 года
Необходим переход на качественно иной уровень развития отрасли, для чего у нашей страны есть объективный потенциал. Это прежде всего географическое положение как основа для развития транзитных грузопотоков, это рост экономики, необходимый для развития экспортно-импортных перевозок грузов, и, наконец, численность населения нашей страны и рост покупательской способности как основа для рынка "домашних" перевозок.
Сегодня основной объем грузоперевозок (77% за 2011 г., по данным ФАВТ) российские авиакомпании выполняют за рубежом, обслуживая крупнейший (50% мирового грузооборота) рынок между Европой и Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии. На этих маршрутах россияне прочно закрепились, сумели завоевать авторитет, зарабатывают неплохие деньги. По прогнозам IATA, до 2020 г. на этих рынках ожидается увеличение объемов грузовых авиаперевозок в среднем на 4,5 % в год.
На маршрутах между Азией и Европой доля российских авиакомпаний составляет порядка 7 %, однако на другом крупнейшем мировом рынке - между Азией и Америкой - она практически равна нулю. Одна из причин такого положения дел состоит в том, что не используются кросс-полярные маршруты.
- Введение
- 1. Анализ годовых отчетов ведущих российских авиакомпаний за 2012 год
- 1.1 Анализ годового отчета а/к "Аэрофлот - российские авиалинии"
- 1.2 Анализ годового отчета а/к "Трансаэро"
- 1.3 Анализ годового отчета а/к "Сибирь"
- 1.4 Анализ годового отчета а/к "Ю Тэйр"
- 2. Положение российских авиакомпаний на рынке международных пассажироперевозок
- 3. Положения российских авиакомпаний на рынке международных грузоперевозок
- 3.1 Проблемы инфраструктуры и пути их решения
- 3.2 Экспортно-импортный потенциал
- 3.3 Дисбаланс на домашнем рынке
- 3.4 Развития авиационного грузового потенциала России
- 4. Формы и методы конкурентной борьбы на рынке международных авиационных перевозок
- Заключение
- Экспресс анализ услуг авиаперевозок Авиакомпании «Сибирь» в 2005-2006 годах с использованием материалов о предпочтениях клиентов
- 4.1. Особенности продажи международных авиаперевозок
- Глава III. Анализ маркетинговой деятельности оао “Аэрофлот – Российские Международные Авиалинии”.
- 3.2 Регулярные рейсы авиакомпаний мира
- 3.2 Регулярные рейсы авиакомпаний мира
- 2.1 Авиаперевозки в российской экономике
- 30. Альянсы авиакомпаний
- Авиаперевозки