logo
Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

2. Положение российских авиакомпаний на рынке международных пассажироперевозок

В отличие от рынка стран ЕС для российского авиационного рынка 2012 год сложился благополучно. Деятельность Группы "Аэрофлот" наряду с деятельностью других российских авиаперевозчиков из первой пятерки ("Трансаэро", "ЮТэйр" и S7) оказала позитивное влияние на развитие отрасли (Таб.2,3).

Совокупная доля лидеров отрасли на внутренних воздушных линиях (ВВ Л) по количеству перевезенных пассажиров возросла за год с 56,8 до 72,1 %, что свидетельствует о происходящем на российском рынке процессе консолидации.

Рисунок 3. Динамика пассажирооборота ГА РФ

Российские авиакомпании показали более высокие темпы роста, чем весь рынок в целом, включая иностранных перевозчиков. При этом объем рынка с учетом пассажиров иностранных авиакомпаний вырос на 14,5 %, до 92 млн пассажиров (без учета иностранных перевозчиков - на 15,5 %, до 74 млн пассажиров) (Рис. 3). Объем перевозок иностранных авиакомпаний увеличился всего на 10,6 %. Эта ситуация объясняется несколькими причинами. С одной стороны, консервативной стратегией ряда иностранных авиакомпаний в области выставления дополнительных провозных емкостей. С другой - хорошей конкурентной позицией некоторых российских перевозчиков, сумевших взять часть пассажиропотока на себя.

Доля перевозок пассажиров на международных линиях в общем пассажиропотоке продолжила увеличиваться. В 2012 году она составила уже 52,2 % от общего объема рынка. Российские авиакомпании перевезли на международных воздушных линиях (МВЛ) на 7,3 млн пассажи ров больше, чем в 2011 году. Флагманом развития этого сегмента выступила авиакомпания Аэрофлот. Другими основными игроками этого сегмента стали "Трансаэро", Группа S7, Группа "ЮТэйр", "Уральские авиалинии" и "Когалымавиа" (работает под брендом TUI) (Рис. 4,6).

Рисунок 4. Структура российского рынка авиаперевозок

Увеличение доли на МВЛ отразилось на динамике роста перевозок на ВВ Л, которая снизилась в прошедшем году. Так, в 2012 году объем перевозок на ВВ Л увеличился на 8,1 % по сравнению с показателями 2011 года и составил 35,4 млн пассажиров.

Направление ВВ Л обладает большим потенциалом для роста, хотя пока на рынке сохраняется проблема чрезмерной концентрации внутренних перевозок в аэропортах Москвы. На их долю приходится 75 % внутреннего пассажиропотока. Однако такая ситуация не долговременна. Согласно мировой практике, российский внутренний рынок обладает значительным потенциалом для роста, который будет раскрываться по мере развития деловой активности региональных центров.

Группа "Аэрофлот" продолжила наращивать свое присутствие на рынке, применяя стратегию охвата разных сегментов рынка с помощью нескольких брендов.

В результате консолидации в ноябре 2011 года авиационных активов Государственной корпорации "Ростехнологии", доля Группы "Аэрофлот" в суммарном пассажиропотоке отрасли увеличилась с 26 % в 2011 году до 37 % в 2012 году, а по пассажирообороту - с 28 % в 2011 году до 38 % в 2012 году (Рис.5). Рост составил 11 и 10 процентных пунктов соответственно.

Рисунок 5. Динамика доли группы "Аэрофлот" в ГА РФ

В 2012 году отрасль продолжила поступательное движение от модели "авиации национальных флагов" к построению полноценной глобальной системы авиаперевозок. Группа "Аэрофлот" придерживалась аналогичного вектора развития - от модели национального перевозчика к статусу одного из ключевых игроков международного рынка. Стратегические цели авиакомпании по строительству глобальной маршрутной сети, реализации возможностей главного хабав Шереметьево, расширению сотрудничества с партнерами по альянсу и другими авиакомпаниями отразили главные тенденции авиационного рынка в прошедшем году.

Сегодня отрасль переживает сложные времена, но это нельзя назвать кризисом. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA; на март 2013 года), оборот отрасли в 2012 году составил 638 млрд долл. США. По сравнению с предыдущим годом он вырос, но темпы его роста заметно снизились и составили всего 6,8 %. Драйвером этого роста стали пассажирские перевозки, на долю которых пришлось 79,8 % всех доходов. Грузовой рынок, доля которого составила 10,3 % от общего объема, наоборот, оказался в непростой ситуации. Выручка от перевозки грузов снизилась на 4,3 % и составила 66 млрд долл. США.

Рисунок 6. Пассажирооборот с периода 1990 и расчетом до 2030 года

Расходы авиакомпаний в отчетном периоде выросли на 7,4 % и составили 623 млрд долл. США. Основная часть затрат пришлась на топливную составляющую. Ее доля, как и в 2008 году, достигла рекордного значения в 33 % при средней цене за баррель нефти марки Brent в 111,8 долл. США в 2012 году. Прочие расходы выросли всего на 2,7 %, что связано с политикой авиакомпаний по оптимизации своей деятельности. Средняя загрузка на рейсах достигла рекордного показателя в 79,1 %. По данным IATA (на март 2013 года), чистая прибыль в целом по отрасли составила 7,6 млрд долл. США. Ее генераторами стали авиаперевозчики из Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На их долю пришлось 82 % прибыли (6,2 млрд долл. США). На быстрорастущие рынки Ближнего Востока и Латинской Америки пришлось 0,9 и 0,3 млрд долл. США соответственно, а на рынок Европы - 0,3 млрд долл. США. Показатель рентабельности в среднем по отрасли составил всего 1,2 %. По прогнозам IATA (на март 2013 года), чистая прибыль авиаперевозчиков вырастет в 2013 году на 39,5 %, до 10,6 млрд долл. США. Улучшение показателей связано в первую очередь с достаточно устойчивым спросом на пассажирские перевозки и началом роста рынка грузовых перевозок.

К 2016 году объем мирового рынка достигнет значения в 3,6 млрд пассажиров, что на 21 % больше объема рынка в 2012 году. Прошедший год стал рекордным по количеству известных авиакомпаний, прекративших свою деятельность. В этот список вошли национальные перевозчики Венгрии и Уругвая - Malev и Pluna, индийская Kingsfisher Airlines, испанская Spanair, итальянская Wind Jet, скандинавские и немецкие региональные компании City Aviation, OLT Express, Cirrus Airlines, Climber Sterling, Skyways. Определенные сложности с региональными перевозками стали появляться и в США, что связано с оптимизацией деятельности основных игроков американского рынка.

С другой стороны, отрасль продолжила свой рост за счет создания совместных авиационных предприятий для работы на отдельных направлениях. В 2012 году стартовал совместный проект Emirates и Qantas по управлению направлением Дубай - Австралия. Также дочерняя компания Qantas - JetStar совместно с китайской авиакомпанией China Eastern запустили в Гонконге лоукост-авиакомпанию JetStar Hong Kong. Совместные проекты стартовали у японской JAL и британской British Airways, Singapore Airlines и скандинавской SAS.

Отдельные перевозчики начали реализовывать стратегию захвата рынка с помощью нескольких брендов. Сингапурская SIA Group запустила дальнемагистрального лоукост-перевозчика Scoot, a Thai Airways приняла мультибрендовую стратегию развития. Крупнейшие европейские игроки также усилили свои позиции на рынке ближнемагистральных нетранзитных перевозок за счет дочерних лоукост-компаний. Lufthansa начала активно использовать Germanwings, IAG - Iberia Express. По этому пути пошла Air France - KLM, объявив в самом начале 2013 года о создании подобной авиакомпании - HOP. Группа "Аэрофлот" в рамках своей мультибрендовой стратегии запланировала создание лоукост-перевозчика и отдельной туристической авиакомпании.

Таблица 2. Рейтинги авиакомпаний мира 2013, и положение российских авиакомпаний в рейтинге [8]

Авиакомпания

Страна

Пасс/ оборот, млн. пасс/км

Кол-во пасс., млн. чел.

Кол-во возд. судов, шт.

1.

Delta Air Lines

США

310 466

164.6

723

2.

United Airlines

США

288 680

93.6

699

3.

American Airlines

США

203 299

86.3

616

4.

Emirates

ОАЭ

188 618

39.4

204

5.

Southwest Airlines

США

165 753

134.1

697

6.

Lufthansa

Германия

149 780

74.7

293

7.

Air France

Франция

135 824

50.6

246

8.

British Airways

Великобритания

126 436

37.6

260

9.

China Eastern Airlines

Китай

109 113

73.1

263

10.

China Southern Airlines

Китай

107 000

64.5

417

27.

Аэрофлот

Россия

50 532

17.7

136

34.

Трансаэро

Россия

41 004

10.3

92

85.

ЮТэйр

Россия

15 166

7.8

118

92.

S7 Airlines

Россия

13 025

6.4

40

Таблица 3. Рейтинги авиакомпаний в РФ [8]

Авиакомпания

Пасс/ оборот, тыс. пасс/км

Прирост к 2011 г., %

1.

Aэрофлот

50 532 518

+20.3

2.

Трансаэро

41 003 887

+23.6

3.

ЮТэйр

15 166 155

+36.4

4.

Сибирь (S7)

13 025 241

+23.5

5.

Оренбургские авиалинии

10 505 213

+40.1

6.

Уральские авиалинии

9 548 267

+39.7

7.

Россия

8 761 024

+21.8

8.

Северный ветер (Nordwind)

8 353 261

+14.7

9.

Глобус (S7)

4 596 794

+34.1

10.

Якутия

3 586 342

+6.3