42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
НАТО (Организация Североатлантического Договора) – основана как чисто оборонительная организация на базе Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 представителями правительств США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии; в 1952 присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ. На сегодняшний день количество стран-членов НАТО составляет 28.
Окончание «холодной войны» и ликвидация угрозы военного столкновения в Европе в связи с распадом ОВД и СССР привело страны НАТО к выводу о необходимости трансформировать НАТО с переносом акцентов в ее деятельности с военного компонента на политический, обновив ее цели и функции, стратегическую концепцию и политическое лицо. Трансформационные процессы в НАТО начались еще в 1990 г. С тех пор НАТО принял 3 новых стратегических концепции – 1991года, 1999года и 2010г, которые были направлены на приспособление Альянса к новым условиям реальности, в которой он находился. Летом 1990 года альянс принял решение об открытии при штаб-квартире НАТО дипломатических миссий связи восточноевропейских стран. 20 декабря 1991 года НАТО вместе с 9 странами ЦВЕ учредила Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) консультативный орган, в рамках которого предполагалось согласовывать программы сотрудничества со странами бывшего ОВД.
Программа “Партнерство ради мира”, официально принятая на сессии Совета альянса в Брюсселе 10-11 января 1994 года, фактически открыла двери для вступления в НАТО некоторым странам ЦВЕ. В 1994-1995гг. присоединение к программе ПРМ шло очень активно и быстрыми темпами. Украина и Россия присоединились к ПРМ в 1994г. и 1995г. Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Венгрия Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Туркменистан, Узбекистан, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, Белоруссия, Австрия и Мальта присоединились к программе ПРМ в январе, феврале и апреле 1995 г., доведя общее число партнеров до 26.
Важной составляющей расширения НАТО на восток явилось увеличение численного состава членов Альянса, достигнутое путем поэтапного принятия в него вначале Польши, Чехии и Венгрии, а затем прибалтийских государств. Последнее расширение НАТО произошло в 2009 году, когда к Альянсу присоединились Албания и Хорватия. Спорным является вопрос о присоединении Грузии и Украины к Альянсу. Лидеры НАТО заявили, что перспектива присоединения этих двух стран к Альянсу в будущем не исключена. Сотрудничество между НАТО и Украиной проходит в рамках Комиссии НАТО и Украина (проблема - с момента избрания на пост президента Виктора Януковича Украина не стремится к членству в Североатлантическом союзе). Сотрудничество между НАТО и Грузией также проходит в рамках Комиссии НАТО-Грузия (озабоченность конфликтом Грузии с Россией, на данный момент НАТО и Грузия активно сотрудничают в области демократических и институциональных реформ, а также военной реформы, чтобы подготовить Грузию со временем к членству в Североатлантическом союзе).
Положения о дальнейшем расширении членского состава НАТО зафиксировано в Стратегической концепции 1999 г. и Стратегической концепция 2010г. Расширение НАТО опасно тем, что будущая архитектура безопасности может быть сведена к натоцентристской схеме, в которой роль ОБСЕ будет принижена, а Россия отстранена от общеевропейских процессов. Расширение Альянса ставит на повестку дня вопрос о характере взаимодействия России и НАТО в процессе территориального и глобального расширения этой организации.
Отношение России к расширению НАТО: Россия вначале очень позитивно восприняла программу “Партнерство ради мира”, охотно присоединилась к ней. В 1993 г. в «докладе Примакова» идея вхождения России в НАТО была подвергнута концептуальной ревизии. В мае 1997 г. Е.М. Примаков обозначил западные границы трех прибалтийских государств в качестве “красной линии”, за которой расширение НАТО может повлечь за собой коренной пересмотр Россией своих отношений с альянсом. Главным стал вопрос: Для чего расширяется Альянс и какие цели он при этом преследует? Последовало отрицательное отношение России к расширению НАТО. Это указано во внешнеполитической доктрине РФ 2008г. и Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г.
Формы взаимоотношений Россия-НАТО: Совет Россия-НАТО, созданный в 2002 г. на базе Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года. СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 г. «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 г. СРН призван служить главной структурой и форумом для сотрудничества между Россией и НАТО.
Направления сотрудничества России и НАТО в рамках Совета Россия-НАТО: борьба с терроризмом и пиратством, антикризисное регулирование, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетная оборона театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военная реформа и гражданские чрезвычайные ситуации.
Геополитические последствия расширения НАТО на восток: Приближение НАТО к границам России; НАТО стал позиционироваться в качестве гаранта стабильности и безопасности на европейском континенте; Военная опасность подошла непосредственно к границам РФ; Подверглись ревизии устои международного порядка, в рамках которого РФ строила свою международную безопасность и участвовала в международной жизни планеты.
Саммит НАТО в Лиссабоне 19-20 ноября 2010г.: Была принята Стратегическая концепция НАТО 2010 г, в ней впервые было отмечено, что НАТО не является угрозой для России и что Альянс стремиться развивать партнерские отношения с Россией. Дмитрий Медведев присутствовал на саммите. Россия согласилась участвовать на равноправной основе в создании европейской системы ПРО. Россия дала согласие на транзит грузов в Афганистан и заявила о готовности продолжать сотрудничество по борьбе с наркотрафиком из Афганистана. Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова и к более тесному сотрудничеству с Североатлантическим альянсом.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.