logo search
Ерп траектория

Ifs Applications

    Системы управления активами предприятия, созданные на основе IFS Applications, особенно эффективны в тех отраслях, где интенсивно используются основные средства и важно целостное и системное управление состояниями оборудования на всех этапах его жизненного цикла.

    EAM-система на основе IFS Applications реализует полный набор функций управления активами и охватывает всю вертикаль процессов управления - от стратегического до оперативного, а также все виды управленческих функций - подготовка информации об оборудовании, планирование, учёт выполнения, анализ и регулирование процессов технического обслуживания и ремонтов.

    В системе реализована поддержка следующих функций управления активами:

    Структурно EAM-система строится по идеологии бизнес-решения на основе ERP-системы. Эта идеология предполагает использование на нижнем уровне функционально-полного набора программных модулей ERP-системы, покрывающих как собственные функции управления оборудованием, техническим обслуживанием и ремонтами, так и общие функции управления предприятием - финансы, склады, снабжение, персонал. На верхнем уровне бизнес-решение представляется в виде бизнес-модели - иерархической совокупности бизнес-процессов, описывающих технологические процессы управления в различных сферах деятельности. Процессы также подразделяются на основные процессы управления активами и обеспечивающие (вспомогательные) процессы.

    На рис. 1 представлен верхний уровень бизнес-модели системы управления активами на предприятии в стандарте системы IFS Applications.

Рис. 1. Бизнес-модель EAM-системы (верхний уровень)

    Архитектура EAM-системы на основе IFS Applications, соответствуя современной концепции построения промышленных EAM-систем, предусматривает не только тесную интеграцию функций EAM-системы с другими обеспечивающими подсистемами в составе интегрированной системы управления ресурсами предприятия, но и интеграцию с функциональностью SCADA-систем (диспетчерское управление и сбор данных). Внутренняя функциональность EAM-системы также диверсифицируется по реализации различных функций на платформах настольных и карманных персональных компьютеров, что повышает техническую и экономическую эффективность применения системы.

    Стратегия управления активами и планирование инвестиций

    EAM-система на основе IFS Applications обеспечивает контроль состояния активов на протяжении всего их жизненного цикла от проектирования, создания, технического обслуживания и эксплуатации до выведения из эксплуатации. Использование компонент IFS/Планировка завода, IFS/Управление документооборотом, IFS/управление проектами обеспечивает построение разнообразных запросов, прогнозов, планов в отношении активов. Вся информация, создаваемая на этапе планирования или проектирования объекта, автоматически передается в подсистему IFS/Техническое обслуживание и ремонты.

    Данные об активах сохраняются в базе данных с открытой структурой, что обеспечивает пользователю возможность просмотра и анализа информации в различных разрезах, а также группирование данных по разным критериям.

    В связи с тем, что в EAM-системе предприятия сохраняется полная информация обо всех объектах основных средств, у руководства предприятия появляется возможность её использования в процессах планирования инвестиций и разработки стратегии развития компании.

    Современная платформа

    Компания IFS, являясь глобальным партнером компании ABB, разработала общую платформу Управления Активами для взаимодействия различных информационных систем, имеющих отношение к управлению активами. Платформа использует открытые интерфейсы систем класса SCADA и специально разработанные программные модули, адаптированные к разным решениям, предлагаемым компанией ABB. В итоге стандартная платформа обеспечивает возможность взаимодействия по обмену данными с системами других поставщиков.

    Ниже приведены некоторые примеры разработанных функциональностей:

    Стандартизация платформы является важным свойством процесса управления жизненным циклом активов, а именно: все приложения и информационные системы, имеющие отношение к активам, должны быть интегрированы и иметь возможность навигации между разными программными приложениями, а также должны использовать информацию программных приложений различных поставщиков в различных процессах.

    Управление оборудованием

    Для поддержки управления оборудованием в EAM-системе ведется Реестр оборудования. Этот реестр управляет как функциональными, так и серийными объектами оборудования. Информация о функциональном объекте описывает функцию, выполняемую данным объектом. Информация о серийном объекте характеризует определенную часть (узел) оборудования и место его нахождения. Серийный объект может находиться как в составе оборудования, сооружения для добычи нефти, газа, энергетической установке, так и в цехе или на складе. IFS Applications позволяет отслеживать все перемещения серийного объекта.

    Оборудование также может быть зарегистрировано в виде составной части некоторой структуры или в виде отдельного объекта так называемого "свободного резерва". В реестре оборудования каждый объект основных средств определяется с помощью идентификатора и ссылки на структурное подразделение, которому он принадлежит. Одновременно с объектом реестра может быть связана техническая документация и данные о запчастях.

    Реестр оборудования обеспечивает управление следующими видами данных:

    Основной целью профилактического техобслуживания (ПТО) является увеличение срока службы оборудования и повышение эффективности производственного процесса. При проведении технического обслуживания может быть выявлен износ оборудования на ранней стадии. Поэтому проблемы, влияющие на производственный процесс и ведущие к внеплановым остановкам, могут быть сведены к минимуму.

    Реестр Профилактического обслуживания сохраняет информацию о различных операциях ПТО. Используя данный реестр, можно копировать информацию в реестр нарядов на работу. Управление процессом выполнения всех работ - профилактическим обслуживанием и внеплановым техническим обслуживанием, выполнением проекта - осуществляется с помощью реестра нарядов на работу.

    Операциям, связанным с ПТО, соответствует информация, отвечающая на вопрос: когда и кто будет выполнять ту или иную работу, на каком объекте и при каких условиях. Подсистема IFS/Техническое обслуживание и ремонты различает так называемые отдельные работы, связанные с профилактическим обслуживанием, и работы по профилактическому обслуживанию на маршруте. Информация об этих двух типах работ, введенная в реестр ПТО, не имеет значительных расхождений по структуре, но есть некоторые расхождения при её использовании. Профилактическое обслуживание часто связано с работами большого объёма, для выполнения которых требуются значительные людские и материальные ресурсы. Работы, связанные с ПТО на маршруте, как правило, небольшие работы, такие как, например, смазка отдельных узлов оборудования или контрольные проверки, при которых потребность в плановых ресурсах ограничена. Решения о выполнении того или иного вида ПТО принимаются в зависимости от ситуации. Другим расхождением между двумя типами ПТО является тот факт, что сгенерированная информация по отдельной работе в результате представляет один наряд на работу, в то время как несколько работ по ПТО на маршруте могут иметь один (общий) маршрутный наряд на работу.

    Генерация нарядов может осуществляться тремя способами: в соответствии с календарным графиком, в связи с какими-либо событиями либо по результатам диагностического контроля технического состояния оборудования.

    Генерация нарядов по графику основывается на плане технического обслуживания, который создает пользователь. Генерация нарядов на основе событий обычно используется в случаях, когда неизвестен временной интервал между двумя последовательными генерациями. Генерация нарядов по результатам диагностического контроля технического состояния оборудования основывается на сообщениях системы об измерениях параметров. Для выполнения работ по ПТО может использоваться один или более типов генерации нарядов. Поскольку информация, связанная с нарядами на работу, имеет обратную связь с предыдущими работами по ПТО, то есть возможность оптимизации плана технического обслуживания для предотвращения лишних работ по ПТО.

    Реестр работ ПТО включает также функциональность для управления бюджетом ПТО, квалификационными требованиями, материалами, планом технического обслуживания, критериями, допусками и ретроспективой нарядов на работу. В плане технического обслуживания все работы, связанные с определенной работой по ПТО, могут отслеживаться независимо от способа формирования.

    Наряды на работу

    Все работы регистрируются и планируются в реестре нарядов на работу. Процесс планирования включает такие шаги, как описание неисправностей и ввод информации о необходимых ресурсах, включая людские и материальные ресурсы. Данные о закупках внешних ресурсов могут формироваться непосредственно из нарядов на работу. Есть возможность управлять специальными разрешениями и локализацией выполнения операций, что является необходимым условием надежной работы, предусмотрена связь с соответствующими документами в наряде на работу. При изменении статуса наряда можно проследить текущее состояние наряда на работу в процессе выполнения работы.

    Использование вспомогательных реестров, таких как реестры документов, оборудования, складских запасов и закупок, сокращает время, необходимое для процесса планирования, повышает качество данных, а также сокращает временной интервал от момента выявления неисправности до момента завершения ремонта. Встроенные графические инструментальные средства системы облегчают процесс планирования нарядов на работу и ресурсов, а также обеспечивают наглядное представление информации и текущей рабочей ситуации (см. рис.2).

    Данная функциональность (Наряды на работу) облегчает планирование производственных простоев и сокращает риски появления продолжительных простоев. Это также содействует более высокой производительности оборудования и сокращению затрат. При использовании этой функциональности может быть выполнено существенно больше работ по сдаче оборудования в эксплуатацию и более простыми методами за счёт того, что часть работ по сдаче в эксплуатацию может быть зарегистрирована как завершенный процесс, не касаясь других заданий в рамках сдачи в эксплуатацию. При этом обеспечивается предоставление данных о текущем состоянии работ.

    В системе IFS Applications есть также функциональность для планирования и контроля трудоемкости в разрезе подразделений и/или работников за период времени, определенный пользователем. Это помогает оптимизировать использование трудовых ресурсов как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Рис. 2. Графическое представление информации о текущей рабочей ситуации.

    Функциональность Наряды на работу на основе результатов отслеживания всех операций, связанных с нарядами, обеспечивает представление финансовых показателей ПТО. Более детальный анализ данных в разрезе затрат, связанных с нарядами на работу и структурой этих работ, а также оборудованием и его структурой, позволяет легко найти "узкие места". При просмотре ретроспективы операций могут быть определены все затраты. Это помогает принять решение по оптимальному использованию ресурсов.

    Все наряды на работу с введенной информацией сохраняются для будущего использования в виде базы данных. Анализ накопленной информации позволяет усовершенствовать организацию ПТО, более эффективно использовать персонал и материальные ресурсы, а также избежать ненужных закупок внешних ресурсов.

    Общее управление складами и закупками

    IFS Applications поставляется вместе с поддержкой процессов управления складами и закупками для обеспечения процессов управления техобслуживанием и ремонтами. Программные компоненты системы по управлению складами и закупками обеспечивают полную ретроспективу операций, начиная от потребностей, содержащихся в заявках на материалы или в заявках на закупки, до заказов на закупки, поставки и, в конечном счете, до полного покрытия потребностей путем поставок запасных частей и/или услуг.

    Закупки

    Процесс закупки обычно состоит из заявки на закупку, запроса о цене, заказа на закупку и поставки. В процессе закупок осуществляется управление открытыми заказами и гарантийными обязательствами. Компонента IFS/Закупки также поддерживает отслеживание движения материалов в разрезе партий и серийных номеров, а также подтверждение закупки и контроль качества поставок. Вместе с тем может быть обеспечена электронная обработка счетов-фактур и электронная доставка поставщикам заказов на закупку.

    Следующей функцией компоненты IFS/Закупки является управление пригодными для ремонта запасными частями, что сводит к минимуму закупки ненужных запчастей, которые могут быть восстановлены и использованы повторно. Кроме того, есть возможность формирования так называемых экспресс-заказов. Эти заказы продвигаются в потоке заказов автоматически вместо того, чтобы их продвигать вручную. На основе информации о закупках система формирует статистику, такую как своевременность поставок в разрезе поставщиков, правильность поставок, количество поставок, а также другую информацию, которая может быть использована при оценке надежности поставщиков и во время проведения переговоров о новых поставках.

    Управление складами

    Компонент IFS/Склады предназначен для управления процессом движения материалов, включая выдачу и возврат материалов, управление товарно-материальными ценностями по месту их хранения, управление версиями изделий. Другие обычные операции, такие как инвентаризация, отбраковка, перемещение запасов, создание заявок на материальные запасы, также поддерживаются этой компонентой. IFS Applications может быть настроена на управление консигнационным складом и на автоматическое выставление счетов-фактур. Поддерживается также обработка штрих-кодов.

    Управление документооборотом

    Компонент IFS/Управление документооборотом предоставляет возможность связывания документов практически с любым бизнес-объектом, а именно: объектом оборудования, заказом на закупку, запасными частями, персоналом и т. д. IFS Applications оперирует большинством наиболее употребляемых форматов файлов, обеспечивает контролируемое и безопасное управление версиями документов. Кроме этого, системой поддерживается управление движением документов, доступом к ним сотрудников предприятия - пользователей системы, а также историей документов

    Обработка счетов

    Система включает также функцию обработки счетов. Управление счетами обычно основывается на заказах на закупку, но могут обрабатываться и те счета, которые не привязаны к какому-либо заказу на закупку. Система поддерживает также обработку счетов, поступивших в электронном виде, а помощью внешнего продукта может быть выполнено сканирование и распознавание счетов, представленных на бумажных носителях.

    Эффективность оборудования

    Часто бывает трудно определить, насколько эффективна хозяйственная деятельность предприятия. Именно для решения этой проблемы компания IFS разработала специальные компоненты IFS/Эффективность оборудования и IFS/Эффективность бизнеса.

    Компонент IFS/Эффективность оборудования использует данные других компонент системы, относящиеся к активам: технические данные, данные о закупках, результаты измерений, полная ретроспектива выполненных работ, сведения и неисправностях, результаты технического и финансового анализа и т.д.

    Функциональность компонента IFS/Эффективность оборудования позволяет определить наиболее важные показатели эффективности использования оборудования, такие как: готовность к использованию оборудования, степень износа, производительность и уровень загрузки оборудования в относительных величинах, результаты хронометрирования операций, средняя наработка до ремонта и т. д. Система также обеспечивает калькуляцию плановых и фактических затрат на поддержку оборудования, возможность анализа этих затрат, исследование причин отказов оборудования.

    Управление трудовыми ресурсами

    Функция управления трудовыми ресурсами является неотъемлемой частью управления техническим обслуживанием и ремонтами. Система IFS Applications предоставляет расширенную функциональность по табельному учёту персонала, учёту его профессиональной специализации и квалификации, также поддерживаются функции найма сотрудников, подготовки и переподготовки кадров и т.д.

    Эффективность бизнеса

    Компонента IFS/Эффективность бизнеса обеспечивает формирование обобщенных показателей эффективности хозяйственной деятельности компании в абсолютных величинах. Эти показатели могут иметь графическое отображение в различном виде, включая диаграммы. Этот инструмент содержит, с одной стороны, готовый набор показателей, предлагаемых системой для оценки хозяйственной деятельности компании, с другой стороны, инструмент позволяет выполнить конфигурирование специальных показателей, необходимых для оценки деятельности конкретного предприятия. На основе доступа ко всей базе данных обеспечиваются возможности агрегирования, преобразования, комбинирования и извлечения информации. При этом могут быть использованы как стандартные возможности системы IFS Applications для анализа информации, так и практически все виды общедоступных инструментальных средств (Excel, Crystal Report и др.). Каждый пользователь через Интернет может получить доступ к Персональному Порталу IFS Applications, предоставляющему инструменты для принятия правильных решений.

    Почему важно для управления активами предприятия применять функционально-полную EAM-систему?

    В современной бизнес-практике по отношению к проблеме применения информационных технологий наблюдаются две тенденции: с одной стороны, приходит осознание, что уровень использования информационных технологий на предприятии переходит в категорию сильного конкурентного преимущества предприятия на рынке, а с другой стороны, резко ужесточились требования к экономической эффективности применения информационных технологий, окупаемости затрат на их приобретение.

    По отношению к системам управления активами данные критерии также имеют достаточно критичный характер.

    Системы управления активами, как правило, не декларируют свою внутреннюю специализацию по типам обслуживаемого оборудования. Заложенные в них бизнес-модели обычно имеют универсальный характер описания характеристик оборудования, поддержки процессов обслуживания оборудования. Тем не менее, разные EAM-системы предоставляют предприятиям различные модельные подходы к проблеме управления активами.

    Процесс обновления основных фондов на предприятии идет практически непрерывно (а для украинских предприятий проблема реконструкции, перехода на новые технологии эквивалентна практически выживаемости в рыночных условиях).

    В связи с этим вопрос о соответствии функциональных характеристик EAM-системы проблемам управления сегодняшними активами и активами будущими фактически обозначает устойчивость выбираемой системы по отношению к меняющимся технологиям обслуживания оборудования на длительную перспективу. В экономическом измерении данная устойчивость обозначает сохранение значимого разрыва между затратами предприятия на обслуживание существующего, приобретение нового оборудования и затратами на использование EAM-системы по информационной поддержке процессов управления активами.

    Критерий функциональной полноты информационных технологий по управлению активами, несомненно, выдвигает на приоритетные позиции EAM-системы, прошедшие практику использования на мировом уровне. Система IFS Applications относится к таковым как применяемая в настоящее время на более чем 3000 предприятий различных стран.