3.2. Контрагенты. Международная классификация фирм
Одно из основных условий для успешного осуществления внешнеторговых операций — выбор подходящего партнера (контрагента).
Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.
Контрагентом продавца (экспортера) является покупатель (импортер), подрядчика — заказчик, арендодателя — арендатор и т.п.
Среди контрагентов можно выделить фирмы и государственные органы и организации. Чаще всего при осуществлении конкретных внешнеторговых операций контрагентами выступают фирмы.
Под фирмой понимается предприятие, зарегистрированное в соответствующей правовой форме и осуществляющее хозяйственную деятельность с целью извлечения прибыли.
Фирмы, выступающие на мировом рынке, различаются по виду хозяйственной деятельности, по правовому положению, по характеру собственности, по принадлежности капитала и контролю, по объему операций.
По виду хозяйственной деятельности фирмы-контрагенты могут быть промышленными, торговыми, строительными, транспортными, страховыми, туристическими и т.п.
По правовому положению выделяют индивидуальных предпринимателей, товарищества, общества. Большая часть фирм является акционерными компаниями или обществами с ограниченной ответственностью.
Знание правового положения позволяет ответить на вопросы: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы, кто оплачивает ее долги в случае банкротства, кто имеет право заключать договоры от имени фирмы.
По характеру собственности различают частные, государственные и кооперативные фирмы.
По принадлежности капитала и контролю — национальные, иностранные и смешанные фирмы.
По объему операций выделяют крупные, средние и мелкие компании, причем в различных странах эти понятия не являются одинаковыми.
Бизнес-форматы (организационно-правовые формы предприятий), предусмотренные законодательствами различных стран
Соединенные Штаты Америки. В США используются четыре огранизационно-правовые формы предприятий:
индивидуальная фирма (sole proprietorship), для организации которой достаточно получить от властей штата разрешение (сертификат) и зарегистрировать торговое имя;
партнерство (товарищество) (partnership), организация двух или более лиц, совместно владеющих предприятием и разделяющих риски, прибыли и убытки.
корпорация (corporation) — (наиболее распространенная форма), создание которой регулируется законодательствами штатов в соответствии с утвержденным государственным статусом акционерного общества. Члены корпорации назначают как минимум трех администраторов, которые принимают решение об эмиссии и подписке акций. Для корпораций никакой минимальной суммы размера капитала не предусматривается.
компания с ограниченной ответственностью (limited liability company, LLC) получает широкое распространение в последние годы и является гибридом партнерства и корпорации. С одной стороны, LLC облагаются налогами как партнерства (не платят корпоративный налог), с другой, их учредители защищены ограниченной ответственностью.
Помимо устава на организационном собрании учредителей принимается внутренний регламент (он не подлежит регистрации), в котором отражаются наиболее важные аспекты регулирования деятельности корпорации: права и обязанности акционеров, совета директоров, управляющих, порядок выпуска акций, оплаты дивидендов, составления отчетов и т. д.
Великобритания. Самыми распространенными организационными формами предприятий в Великобритании являются:
публичные компании (public limited company, PLC), которые имеют право выпускать акции и облигации для продажи их широкой публике. Такая компания должна иметь минимум уставного капитала в 50 тыс. ф. ст., не менее двух директоров, получить разрешение на деятельность в государственном Бюро по регистрации компаний, представлять в Бюро полный отчет о своей деятельности. По существу публичная компания представляет собой открытое акционерное общество;
частные компании с ограниченной ответственностью (ЛТД) (private limited company), которые не имеют права публичного выпуска акций и облигаций, которые распределяются только между участниками. Для них не устанавливается минимум капитала, они могут иметь и одного директора, начинать работу без особого разрешения и представлять отчет по сокращенной форме. Компании ЛТД близки к закрытым обществам с ограниченной ответственностью. Простой, быстрый и дешевый процесс создания ЛТД делает их самой популярной формой предприятий в Великобритании. Зарегистрировать ЛТД можно за 24 часа.
Германия. В Германии могут создаваться следующие типы предприятий:
индивидуальные;
простые и коммандитные товарищества;
общества с ограниченной ответственностью (GmbH) - имеют наибольшее распространение, в наибольшей степени соответствует интересам мелких и средних предприятий, в его создании могут принимать участие как физические, так и юридические лица.
акционерные общества (AG) - применяемая при создании крупных финансовых, промышленных или торговых предприятий. Минимальный капитал — 100 тыс. евро, минимальное число участников — 5, минимальная цена акции — 100 евро. Деятельность AG проверяется аудитором, ежегодно избираемым на собрании пайщиков. Учредительные документы, счет прибылей и убытков, годовой финансовый отчет представляются в Торговый реестр и публикуются в «Бундесанцагер» или в любой другой газете.
Правовая форма этих компаний обязательно указывается в их названии (в скобках после фирменного наименования).
- Экономика предприятия
- Тема 1,2. Введение. Предприятие в системе национальной экономики страны
- 1. Экономика предприятия как наука.
- 2. Понятие, признаки, этапы формирования отраслей. Производственная и непроизводственная сферы национальной экономики.
- 3. Промышленность как ведущая отрасль национальной экономики Республики Беларусь.
- 4. Особенности других отраслей производственной сферы.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 3. Предприятие как субъект хозяйствования – 4 часа Вопросы.
- Предприятие: сущность, классификация, функции.
- 2. Организационно-правовые формы предприятий.
- 3. Государственные предприятия
- 4. Особенности предприятий частной формы собственности.
- 5. Формы объединений предприятий.
- 6. Внешняя экономическая среда предприятия. Понятие, состав и формирование.
- Литература:
- Тема 4. Приватизация государственной собственности – 4 часа
- Вопросы.
- 1. Сущность, цели и основные принципы приватизации.
- Методы и способы приватизации.
- Субъекты и объекты приватизации, источники средств для приватизации государственной собственности.
- Организация и порядок проведения государственного
- Подготовительная работа:
- Непосредственный процесс приватизации:
- Подходы к оценке стоимости приватизируемого имущества.
- Имущественный метод определения оценочной стоимости.
- Методы оценки стоимости объекта по доходам.
- Оценка стоимости предприятия методом аналога.
- Тема 5. Труд и его эффективность – 4 часа Вопросы
- Понятие трудовых ресурсов, их классификация. Сущность трудовых ресурсов предприятия
- Признаки классификации трудовых ресурсов
- Показатели движения трудовых ресурсов.
- Формы подготовки и повышения квалификации персонала в условиях рыночной среды
- 4. Определение потребности предприятия в трудовых ресурсах
- Определение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
- Понятие производительности труда, показатели и методы измерения. Производительность труда: показатели
- Тема 2. Международное и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Международная регламентация мировой торговли
- 2.2. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
- 2.3. Основные механизмы государственного регулирования внешней торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Международные коммерческие операции
- 3.1. Содержание международной коммерческой деятельности
- 3.2. Контрагенты. Международная классификация фирм
- 3.3. Виды внешнеторговых сделок
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия
- 4.1. Задачи управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии. Планирование внешнеэкономической деятельности
- 1. Стратегические решения во внешнеэкономической деятельности
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности.
- 4.2. Организация внешнеэкономических операций
- 4.3. Формы организации внешнеэкономической службы на предприятии
- 4.4. Проблемы и риски участников внешнеэкономической деятельности и методы управления ими
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1. Сущность и содержание понятий менеджмента и управления.
- 2. Предмет, методы и задачи науки управления
- 3. Системный подход управлении.
- 4.Уровни управления.
- Литература
- Тема 2. Принципы, законы и закономерности менеджмента. Эволюция управленческой мысли.
- Вопросы.
- Принципы менеджмента.
- Законы и закономерности менеджмента.
- Общие законы менеджмента.
- Эволюция управленческой мысли. Этапы, периоды и школы управленческой мысли.
- Школы управленческой мысли.
- Менеджмент 60-х гг. Хх века, его содержание и характеристика.
- Литература Тема 3. Организация как объект управления. Целепостановка в управленческой деятельности. Вопросы.
- Определение понятия организации. Организация как управленческий объект. Классификация организаций.
- Формы хозяйственных организаций
- Типы предпринимательских организаций в рб
- Целепостановка в управленческой деятельности
- Литература
- Тема 4. Общее понятие функций управления и их классификация (4 ч). Вопросы.
- Понятие и сущность управления. Функции управления и их классификация.
- 2. Общие функции управления, их классификация и характеристика:
- 3. Конкретные функции управления, их назначение и особенности.
- Литература