logo search
metodichka_po_VED

3. Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности

Образованная в октябре 1991 г. Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной, некоммерческой общественной организацией. Палата призвана содействовать всем формам предпринимательства в России, а также развитию разнообразного международного сотрудничества. Она состоит из региональных палат, объединяющих несколько тысяч предприятий и организаций, различных их союзов и объединений. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», подписанным Президентом РФ 7 июля 1993 г.

ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении надежных российских партнеров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. При ТПП РФ действуют: Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Третейский суд для разрешения экономических споров.

В систему ТПП входят следующие внешнеэкономические предприятия:

* АО «Совинцентр» — центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными фирмами. Здесь оказывается более 200 видов услуг коммерческого, делового и бытового характера. Центр имеет собственную гостиницу, коммерческий банк, помещения под офисы, вычислительный центр, развитую систему современных связей;

* АО «Экспоцентр», которое регулярно организует представительные международные выставки по самой широкой номенклатуре товаров, что содействует развитию прямых контактов между российскими участниками ВЭД и зарубежными предпринимателями ;

* ВО «Союзэкспертиза» — специализированное независимое агентство, осуществляющее по заявкам предприятий экспертизу экспортных и импортных товаров и за рубежом, и в России;

* «Союзпатент», задача которого — патентование изобретений, промышленных образцов, регистрация наименований фирм, товарных знаков;

* Рекламное агентство «Северо» — крупнейшая рекламная организация, располагающая штатом высококвалифицированных специалистов, выполняющая комплекс услуг по подготовке и проведению рекламных кампаний по заказу заинтересованных фирм;

* Внешнеэкономическое предприятие «Внешнеэкономсервис», к функциям которого относятся поиск покупателей и продавцов, оказание агентских и посреднических услуг, осуществление поставок технологического оборудования.

* Российское агентство рисков, созданное в целях повышения степени надежности выбора деловых партнеров. Оно отвечает за прогнозирование рисков (национализации, экспроприации, конфискации, ограничения доступа к производственным и финансовым ресурсам); осуществляет экспертизу степени надежности потенциальных партнеров для внешнеэкономической деятельности с учетом репутации, хозяйственного и финансового положения; проводит всесторонний анализ потенциальных объектов инвестирования, оценку их уязвимости с учетом возможных рисков.

* Отраслевые объединения производителей и экспортеров (такие, как «Союз нефтеэкспортеров России», «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров», «Международный союз машиностроителей», «Совет производителей и экспортеров черных металлов») осуществляют координацию ценовой политики российских экспортеров, обеспечивают представительство и защиту общих интересов на мировых рынках, участвуют в разработке российской внешнеэкономической политики по основным товарным группам. Важнейшей их задачей является сотрудничество в продвижении российской продукции на зарубежные рынки.

Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять кредиты российским экспортерам на период от 5 до 10 лет, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать.

Российский банк реконструкции и развития создан для финансирования и кредитования инвестиционных проектов, обеспечивающих совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе за счет стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д.

Существуют и другие организации, в том числе иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, а также информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.

Вопросы и задания:

1. Каковы цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики?

2. Что входит в компетенцию субъекта РФ в сфере внешнеэкономической деятельности?

3. Каковы основные функции Министерства экономического развития и торговли?

4. Какова роль Торгово-промышленной палаты в осуществлении ВЭД в России?

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Методы государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков подразделяются на экономические и административные.

Экономические методы регулирования ВЭД основываются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов и сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД, их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную хозяйственную самостоятельность.

Административные методы основаны на государственных правилах, нормативах, запретах, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. Выделяют также торгово-политические методы, создающие условия для благоприятного развития внешней деятельности. Методы государственного регулирования ВЭД показаны на рисунках 8, 9, 10.