3. Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности
Образованная в октябре 1991 г. Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной, некоммерческой общественной организацией. Палата призвана содействовать всем формам предпринимательства в России, а также развитию разнообразного международного сотрудничества. Она состоит из региональных палат, объединяющих несколько тысяч предприятий и организаций, различных их союзов и объединений. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», подписанным Президентом РФ 7 июля 1993 г.
ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении надежных российских партнеров.
ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. При ТПП РФ действуют: Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Третейский суд для разрешения экономических споров.
В систему ТПП входят следующие внешнеэкономические предприятия:
* АО «Совинцентр» — центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными фирмами. Здесь оказывается более 200 видов услуг коммерческого, делового и бытового характера. Центр имеет собственную гостиницу, коммерческий банк, помещения под офисы, вычислительный центр, развитую систему современных связей;
* АО «Экспоцентр», которое регулярно организует представительные международные выставки по самой широкой номенклатуре товаров, что содействует развитию прямых контактов между российскими участниками ВЭД и зарубежными предпринимателями ;
* ВО «Союзэкспертиза» — специализированное независимое агентство, осуществляющее по заявкам предприятий экспертизу экспортных и импортных товаров и за рубежом, и в России;
* «Союзпатент», задача которого — патентование изобретений, промышленных образцов, регистрация наименований фирм, товарных знаков;
* Рекламное агентство «Северо» — крупнейшая рекламная организация, располагающая штатом высококвалифицированных специалистов, выполняющая комплекс услуг по подготовке и проведению рекламных кампаний по заказу заинтересованных фирм;
* Внешнеэкономическое предприятие «Внешнеэкономсервис», к функциям которого относятся поиск покупателей и продавцов, оказание агентских и посреднических услуг, осуществление поставок технологического оборудования.
* Российское агентство рисков, созданное в целях повышения степени надежности выбора деловых партнеров. Оно отвечает за прогнозирование рисков (национализации, экспроприации, конфискации, ограничения доступа к производственным и финансовым ресурсам); осуществляет экспертизу степени надежности потенциальных партнеров для внешнеэкономической деятельности с учетом репутации, хозяйственного и финансового положения; проводит всесторонний анализ потенциальных объектов инвестирования, оценку их уязвимости с учетом возможных рисков.
* Отраслевые объединения производителей и экспортеров (такие, как «Союз нефтеэкспортеров России», «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров», «Международный союз машиностроителей», «Совет производителей и экспортеров черных металлов») осуществляют координацию ценовой политики российских экспортеров, обеспечивают представительство и защиту общих интересов на мировых рынках, участвуют в разработке российской внешнеэкономической политики по основным товарным группам. Важнейшей их задачей является сотрудничество в продвижении российской продукции на зарубежные рынки.
Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять кредиты российским экспортерам на период от 5 до 10 лет, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать.
Российский банк реконструкции и развития создан для финансирования и кредитования инвестиционных проектов, обеспечивающих совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе за счет стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.
Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д.
Существуют и другие организации, в том числе иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, а также информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.
Вопросы и задания:
1. Каковы цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики?
2. Что входит в компетенцию субъекта РФ в сфере внешнеэкономической деятельности?
3. Каковы основные функции Министерства экономического развития и торговли?
4. Какова роль Торгово-промышленной палаты в осуществлении ВЭД в России?
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков подразделяются на экономические и административные.
Экономические методы регулирования ВЭД основываются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов и сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД, их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную хозяйственную самостоятельность.
Административные методы основаны на государственных правилах, нормативах, запретах, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. Выделяют также торгово-политические методы, создающие условия для благоприятного развития внешней деятельности. Методы государственного регулирования ВЭД показаны на рисунках 8, 9, 10.
- Введение
- Сущность и основные формы внешнеэкономической деятельности
- Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия
- 1. Организация внешнеэкономической службы предприятия
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности (вэд) на предприятии
- 3. Экономическая эффективность внешней деятельности предприятия
- Виды внешнеторговых операций
- 1. Классификация внешнеторговых операций
- 2. Основные виды внешнеторговых сделок по направлениям торговли
- 3. Основные виды внешнеторговых сделок по формам торговли
- 4. Внешнеторговые сделки по купле-продаже услуг
- 5. Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности
- Классификация международных транспортных операций
- 2. Базисные условия поставки товара: сущность и классификация
- 3. Виды международных транспортных перевозок
- Классификация базисных условий в «Инкотермс – 2000»
- Конъюнктура мирового рынка и организация продвижения товаров
- 1. Понятие конъюнктуры мирового рынка
- 2. Международный маркетинг
- 2. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти
- 4. Решение о методах выхода на рынок
- 5. Решение о структуре комплекса маркетинга
- 6. Решение о структуре службы маркетинга
- Принципы и методы определения внешнеторговых цен
- 1. Понятие и виды внешнеторговых цен
- 2. Принципы определения внешнеторговых (экспортных) цен
- Расчет цены предложения
- 3. Виды цен, привлекаемых в качестве источника информации о ценах мирового рынка
- 4. Порядок определения цен на товары-конкуренты
- 5. Коммерческие поправки к внешнеторговым ценам
- 6. Сопоставление технико-экономических параметров товаров-конкурентов
- Способы оформления и порядок подписания внешнеторгового контракта
- 1. Назначение контракта и его формы
- 2. Подготовка, заключение и исполнение контракта
- Основные этапы проведения типовой экспортно-импортной сделки
- 3. Примерная структура внешнеторгового контракта
- 4. Основные статьи внешнеторгового контракта
- 5. Внешнеторговые документы
- 2. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России
- Территориальные органы управления (управления, службы, представительства центральных органов)
- 3. Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности
- Методы государственного регулирования вэд
- Стимулирующие экспорт
- Административные методы
- Эмбарго на торговлю с отдельными странами
- Паспорт сделки
- 2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3. Понятие и виды нетарифных ограничений
- Паратарифные (сверхтарифные) меры
- Меры контроля над ценами
- Финансовые меры
- Меры количественного контроля
- Монополистические меры
- Технические меры
- Валютное регулирование и валютный контроль в российской федерации
- 1. Валютная политика и валютное регулирование
- 1.1. Валютная система и валютный рынок
- 1.2. Субъекты валютных отношений
- 1.3. Объекты валютного регулирования
- 2. Понятие и организация валютного контроля
- Оглавление
- 424024 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3
- 424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17