logo search
Методичка МЭ 2014

4. Проблема внешнеэкономической задолженности и пути ее решения

Долговой кризис в мировом хозяйстве разразился на рубеже 70 - 80-х годов ХХ века, когда многие страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки не смогли выполнить свои обязательства в полной мере перед своими кредиторами. В такое положение попали Мексика, Бразилия, Аргентина, Филиппины, Малайзия, Замбия и многие другие развивающиеся страны. Их валютные поступления оказались меньше, чем обязательства по долгу. В результате многие из них объявили дефолт и отказались расплачиваться по долгу. От этих невыплат очень сильно страдали и кредиторы, которые ежемесячно недополучали платежей по долгам в размере до 400 млн. $. В этих условиях возникла необходимость в координации действий ведущих кредиторов для регулирования кредитных отношений и для решения проблемы внешней задолженности.

В настоящее время в сфере регулирования международных кредитных отношений функционирует ряд организаций, важнейшими из которых являются МВФ, МБРР, Лондонский и Парижский клубы. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы по решению Бреттон-Вудской валютной конференции 1944 года. В 2002 году в их состав входят 183 государства мира. Они осуществляют среднесрочное (МВФ) и долгосрочное (МБРР) кредитование развивающихся стран, попавших в сложное финансовое положение. Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков - кредиторов, а Парижский клуб – крупнейших государств- кредиторов. В члены Парижского клуба входит 19 государств.

Эти организации выработали следующие меры по урегулированию проблемы внешней задолженности:

1. Краткосрочная задолженность подвергается реструктуризации, то есть переводится в обязательства будущих периодов. При этом в рамках льготного периода происходит выплата лишь набегающих процентов. Основная сумма долга начинает погашаться с определенного года. Однако набегающие проценты приплюсовываются к основному долгу, и происходит начисление процентов на процент.

2. Списывается часть долга государствам, не по своей вине попавшим в тяжелое финансовое положение. Как крайний случай списывается весь долг самым бедным странам.

3. Новые кредиты выдаются под более низкие процентные ставки.

Однако кредиторы выдвигают перед правительствами стран, которые испытывают бремя внешнего долга, следующие требования:

- осуществление структурной перестройки экономики;

- сокращение дефицита государственного бюджета, прежде всего за счет уменьшения административных расходов и расходов на социальные программы, а также за счет увеличения косвенных налогов;

- осуществление либерализации внешнеэкономического режима, в том числе внешнеторгового режима и приема иностранных инвестиций;

- проведение приватизации государственной собственности и допуск к участию в ней иностранных субъектов (нерезидентов).

Самые крупные параметры внешней задолженности сегодня характерны для таких стран, как Бразилия, Мексика, Россия, Китай, Аргентина. Однако следует учитывать не только общий размер внешнего долга, но и отношение внешнего долга к ВВП. Поэтому параметры внешнего долга Китая отнюдь не являются критическими. В более сложном положении находятся такие страны, как Аргентина, Филиппины, Болгария, Турция и множество других развивающихся стран.