9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
В своей программной статье, посвященной внешней политике, Владимир Путин особое внимание уделил развитию связей с Евросоюзом. В этом уверены и эксперты, которые указывают, что премьер предлагает Западу рассматривать Россию «не как проблему, а как возможность» и выражает готовность помочь западным странам на фоне нынешнего финансового кризиса. Основным направлением внешней политики России в отношении стран Евросоюза будет укрепление в первую очередь экономических связей.
Россия, пишет Путин, является неотъемлемой, органичной частью Большой Европы, широкой европейской цивилизации, а россияне ощущают себя европейцами. Именно поэтому вопрос о том, как Европа будет справляться с поразившим ее экономическим кризисом и выходить из него, оказывается отнюдь не праздным. Особенно если учитывать, что ЕС для России является крупнейшим внешнеэкономическим и торговым партнером.
Очевиден и тот факт, что сегодня одними лишь финансовыми вливаниями по линии МВФ, к которым подключилась и Россия, экономические проблемы некогда стабильной Европы не решить. «Для полноценного выправления ситуации требуются энергичные меры системного характера. Перед европейскими руководителями стоит задача проведения масштабных преобразований, принципиально меняющих многие финансово-экономические механизмы, обеспечивающие подлинную бюджетную дисциплину. Мы заинтересованы в сильном ЕС, каким его видят, например, Германия и Франция, заинтересованы в реализации мощного потенциала российско-еэсовского партнерства», – констатирует Путин.
Среди безусловных достижений в области сотрудничества России и Евросоюза премьер-министр отмечает строительство газопроводов «Северный поток» по дну Балтики и «Южный поток» в Черном море. Реализация этих двух проектов – один из важных шагов на пути создания единого энергокомплекса Европы. Вместе с тем, как отмечается в статье, есть ряд немаловажных вопросов в области экономического и энергетического сотрудничества, которые нашим странам предстоит решить в ближайшие годы.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что «есть определенный парадокс во всей этой истории наших взаимоотношений с Западной Европой». По его словам, Путин указывает на то, что «если сформировать действительно экономический конгломерат Евросоюз – Россия, то он будет абсолютно самодостаточным и, таким образом, будет на голову выше всех остальных экономических субъектов в мире». Эво как завернул)))
Одной из проблем в отношениях с западными странами Путин обозначает пролоббированный Еврокомиссией Третий энергопакет, который, по сути, означает выдавливание российских интегрированных компаний с европейского рынка энергетики. Как отмечается в статье, лидеры многих европейских государств признают, что подобный шаг обостряет системные риски для самой европейской энергетики и отпугивает потенциальных инвесторов, готовых было вкладываться в новые инфраструктурные проекты. «Надо набраться мужества и убрать это препятствие на пути взаимовыгодного сотрудничества», – призывает Путин.
Особое внимание Путин уделил планам введения безвизового режима между Россией и ЕС. Напомним, что переговоры об этом ведутся на самом высшем уровне уже не первый год, однако только в декабре России и ЕС удалось согласовать ряд «совместных шагов», которые в итоге должны привести к безвизовому режиму.
Как не раз отмечали политики в ЕС, установлению такого режима в том числе мешает и угроза неконтролируемой миграции из России. Путин считает данную угрозу во многом надуманной. Зато само существование визового режима, по его мнению, уже сегодня мешает человеческим и экономическим контактам, которые могли бы стать драйвером для реальной интеграции России и ЕС, помогли бы «расширить культурные и деловые связи, особенно между средним и малым бизнесом».
Депутат Госдумы, политолог Вячеслав Никонов наиболее революционным считает предложение Путина о создании Союза Европы. «Это в какой-то степени возвращение к идеям общеевропейского дома, которые в нынешних условиях звучат более интересно для западных политиков, чем когда бы то ни было, прежде всего потому, что Европа испытывает серьезные экономические проблемы», – сказал Никонов.
По словам депутата, в этих условиях партнерство с Москвой «уже может представлять больший интерес по всем областям». «Путин предлагает, чтобы Европа рассматривала Россию не как проблему, а как возможность. И это касается всех областей, включая энергетическую», – подчеркнул Никонов.
Важным внешнеполитическим шагом Путин считает присоединение России к ВТО. Однако не менее важной задачей на ближайшие годы будет, на его взгляд, обеспечение России равноправных позиции «в современной системе мирохозяйственных связей» и сведение к минимуму рисков, «возникающих при интеграции в мировую экономику».
По мнению Путина, российскому бизнесу надо добиться более широкого, недискриминационного выхода на внешние рынки. Но пока что, как констатирует премьер, «с российскими экономическими операторами за границей особо не церемонятся». Вот почему, убежден он, одной из ключевых задач должно стать усиление политико-дипломатического сопровождения российских предпринимателей на внешних рынках.
Россия, как указывается в статье, вполне может применять зеркальные ответные меры в отношении тех партнеров, которые прибегают к приемам недобросовестной конкуренции. Именно такое конструктивное участие в международной политике, взаимовыгодное сотрудничество и открытый диалог с партнерами Россия и будет, по мнению наблюдателей, проводить в жизнь в ближайшем будущем. «Мы стремимся понять и учитывать интересы наших партнеров – но просим уважать наши», – заключает Путин.
Директор центра по России и Евразии при Германском совете по внешней политике Александр Рар отметил, что в статье Путин суммировал ранее высказанные им предложения. «Новое – это было, может быть, то, что он сказал, что все, мы вашему Европейскому союзу поможем, если нужно, в этом кризисе», – сказал Рар РИА «Новости».
По словам политолога, эта статья в принципе обобщает все то, «что происходило между Россией и внешним миром начиная с 2000 года». «Путин в принципе стоит последовательно. Статья показывает, что Путин борется за последовательность своей политической линии. Он хочет показать, что все предложения уже были сделаны, что он последователен, а другие – нет», – уверен эксперт.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.