logo search
Finalnyy_fayl

24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.

После распада СССР, Япония в числе первых признала Россию в качестве правопреемницы СССР. Россия и Япония — вечные соседи, и в современном мире они как никогда важны друг для друга.

Не подлежит сомнению вывод о том, что экономики России и Японии взаимодополняемы - Россия имеет природные ресурсы, которых лишена Япония, а российский рынок нуждается в японских товарах и капитале. Важно, что российская и японская экономики ни сейчас, ни в будущем не будут конкурировать друг с другом, не предвидится и взаимное соперничество за рынки сбыта.

С 2004 начался рост взаимной торговли. К 2008 товарооборот достиг 30 млрд. долларов. Расширяется инвестиционное сотрудничество с участием крупного капитала. В 2005 удельный вес Японии в общей сумме зарубежного капитала в России вырос до 5,2%.

Тем не менее, пока что нет или мало представителей деловых кругов, которые в интересах продвижения своего бизнеса оказывали бы воздействие на политические круги, побуждая их осуществлять политическое сближение двух стран.

Появление в 1991 г. новой России создало условия для формирования принципиально нового характера двусторонних отношений. С завершением эпохи «холодной войны» между Россией и Японией прекратились противоборство и конфронтация, обусловленные былым нахождением этих стран во враждебных лагерях — «социалистическом и капиталистическом».

И Россия, и Япония заинтересованы в предотвращении кризисов в АТР, т.е. у руководства России и Японии появился стимул развития двусторонних связей.

Обе страны сотрудничают на форумах «Большой восьмерки». Россия и Япония стали союзниками-партнерами по антитеррористической коалиции. Российская сторона с пониманием восприняла направление японских военнослужащих для участия в антитеррористической операции в Афганистане. Российские грузовики, принадлежащие Министерству по чрезвычайным ситуациям, доставляли в Афганистан японскую экономическую помощь. В феврале 2002 г. было подписано Совместное заявление по борьбе с терроризмом, начали проводиться соответствующие двусторонние консультации.

Практическим результатом российско-японского взаимодействия на антитеррористическом треке является договоренность о совместном противодействии наркоугрозе, исходящей из Афганистана.

Япония заявила о важности интеграции России во Всемирную торговую организацию и о готовности сотрудничать с нашей страной в деле продвижения процесса решения вопроса об участии России в переговорном механизме Азия — Европа (АСЕМ). Россия же пошла в Совместном заявлении на принципиально важный для Японии шаг — выразила поддержку кандидатуры Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН, учтя при этом, что вхождение в число постоянных членов СБ является одной из важнейших стратегических целей японской дипломатии.

Россия и Япония взаимодействуют по корейской проблематике. И Япония, и Россия последовательно выступают за решение путем переговоров всех вопросов, возникающих в связи с северокорейской ядерной программой, за сохранение безъядерного статуса Корейского полуострова и соблюдение режима нераспространения ядерного оружия. Российская сторона проявляет готовность в пределах своих возможностей содействовать процессу нормализации японо-северокорейских отношений.

В целом за последнее десятилетие, то есть в течение довольно короткого по историческим понятиям срока, в отношениях между двумя странами произошли беспрецедентные за всю историю их развития позитивные перемены. В результате уровень отношений неизмеримо повысился. они становятся устойчивыми, предсказуемыми — и это уже тенденция. Вместе с тем предстоит еще немало сделать для того, чтобы эта тенденция приобрела необратимый характер, а новый этап стал периодом взаимовыгодных, истинно добрососедских отношений между двумя великими государствами-соседями — Россией и Японией. Однако вопрос заключается в том, как эту историческую тенденцию и объективные предпосылки реализовать, задействовать для решения конкретных вопросов двустороннего взаимодействия и сотрудничества.

При этом важно понимать, что с усилением Китая Япония все сильнее тянется к США, т.е. нашим партнером быть может весьма относительно.

Проблема «северных территорий» родилась в годы “холодной войны” и представляет собой претензии Японии на четыре острова южнокурильской гряды – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, после Второй мировой войны по решению держав антигитлеровской коалиции вошедших в состав СССР. Из-за этого территориального вопроса между СССР и Японией, а затем и между РФ и Японией до сих пор не заключен мирный договор.

Аргументы России по вопросу о “северных территориях”:

- Курильские острова были в ХУII веке открыты и начали осваиваться русскими землепроходцами. В 1745 г. большая их часть была внесена в “Генеральную карту Российской империи” в академическом атласе. Первая экспедиция моряков Японии под командованием Т. Могами была организована только в 1785 г.

- договоры между Россией и Японией 1855 и 1875 гг. регламентировали пограничные вопросы. По русско-японскому договору 1855 г. все Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, к югу – принадлежащими Японии. По договору 1875 г. Россия уступила Японии 18 островов Курильской гряды. В Санкт-Петербурге был подписан “Трактат о промене части острова Сахалин на гряду Курильских островов”, среди которых упоминались Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Нападение Японии на Россию в 1904 г. фактически аннулировало предшествующие договоренности двух стран по территориальным вопросам. После поражения России в войне 1904-1905 гг. по Портсмутскому мирному договору эти 4 острова и половина острова Сахалин были закреплены за Японией;

- в 1945 г., после разгрома японских гарнизонов на островах южнокурильской гряды, они вновь, через 90 лет, перешли под юрисдикцию России. Устав ООН допускал изъятие территорий у государств, воевавших на стороне Гитлера. Одобрив Устав ООН в 1956 г., Япония признала вхождение 4-х островов в состав СССР;

- в октябре 1956 г. в Москве была подписана декларация, по которой острова Хабомаи и Шикотан должны перейти Японии после подписания мирного договора. Однако документ о мире так и не был подписан;

- в переговорах по судьбе “северных территорий” российская сторона исходит из того, что потеря четырех островов нанесет существенный ущерб экономике РФ (на островах найены золото, серебро, нефть, различные полезные ископаемые);

- в переговорах возникает и военно-стратегический аспект - без этих островов довольно значительная часть российского военно-морского флота может оказаться запертой в замерзающем Охотском море.

На протяжении 90ых годов Ельцин и японская сторона (сначала ПМ Хасимото, потом Обути) пытались этот вопрос решить, но т.к. никто не хочет острова уступать, то ничего толкового не подписали.

При Путине была подтверждена декларация 1956, поэтому теперь обе стороны ищут способ передать Хабомаи и Шикотан так, чтобы это устроило РФ. Японцы при этом хотят обсуждать все 4 острова вместе, т.к «воспринимают их как единое целое».