22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
После распада СССР, Япония в числе первых признала Россию в качестве правопреемницы СССР. Россия и Япония — вечные соседи, и в современном мире они как никогда важны друг для друга.
Не подлежит сомнению вывод о том, что экономики России и Японии взаимодополняемы - Россия имеет природные ресурсы, которых лишена Япония, а российский рынок нуждается в японских товарах и капитале. Важно, что российская и японская экономики ни сейчас, ни в будущем не будут конкурировать друг с другом, не предвидится и взаимное соперничество за рынки сбыта.
С 2004 начался рост взаимной торговли. К 2008 товарооборот достиг 30 млрд. долларов. Расширяется инвестиционное сотрудничество с участием крупного капитала. В 2005 удельный вес Японии в общей сумме зарубежного капитала в России вырос до 5,2%.
Тем не менее, пока что нет или мало представителей деловых кругов, которые в интересах продвижения своего бизнеса оказывали бы воздействие на политические круги, побуждая их осуществлять политическое сближение двух стран.
Появление в 1991 г. новой России создало условия для формирования принципиально нового характера двусторонних отношений. С завершением эпохи «холодной войны» между Россией и Японией прекратились противоборство и конфронтация, обусловленные былым нахождением этих стран во враждебных лагерях — «социалистическом и капиталистическом».
И Россия, и Япония заинтересованы в предотвращении кризисов в АТР, т.е. у руководства России и Японии появился стимул развития двусторонних связей.
Обе страны сотрудничают на форумах «Большой восьмерки». Россия и Япония стали союзниками-партнерами по антитеррористической коалиции. Российская сторона с пониманием восприняла направление японских военнослужащих для участия в антитеррористической операции в Афганистане. Российские грузовики, принадлежащие Министерству по чрезвычайным ситуациям, доставляли в Афганистан японскую экономическую помощь. В феврале 2002 г. было подписано Совместное заявление по борьбе с терроризмом, начали проводиться соответствующие двусторонние консультации.
Практическим результатом российско-японского взаимодействия на антитеррористическом треке является договоренность о совместном противодействии наркоугрозе, исходящей из Афганистана.
Япония заявила о важности интеграции России во Всемирную торговую организацию и о готовности сотрудничать с нашей страной в деле продвижения процесса решения вопроса об участии России в переговорном механизме Азия — Европа (АСЕМ). Россия же пошла в Совместном заявлении на принципиально важный для Японии шаг — выразила поддержку кандидатуры Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН, учтя при этом, что вхождение в число постоянных членов СБ является одной из важнейших стратегических целей японской дипломатии.
Россия и Япония взаимодействуют по корейской проблематике. И Япония, и Россия последовательно выступают за решение путем переговоров всех вопросов, возникающих в связи с северокорейской ядерной программой, за сохранение безъядерного статуса Корейского полуострова и соблюдение режима нераспространения ядерного оружия. Российская сторона проявляет готовность в пределах своих возможностей содействовать процессу нормализации японо-северокорейских отношений.
В целом за последнее десятилетие, то есть в течение довольно короткого по историческим понятиям срока, в отношениях между двумя странами произошли беспрецедентные за всю историю их развития позитивные перемены. В результате уровень отношений неизмеримо повысился. они становятся устойчивыми, предсказуемыми — и это уже тенденция. Вместе с тем предстоит еще немало сделать для того, чтобы эта тенденция приобрела необратимый характер, а новый этап стал периодом взаимовыгодных, истинно добрососедских отношений между двумя великими государствами-соседями — Россией и Японией. Однако вопрос заключается в том, как эту историческую тенденцию и объективные предпосылки реализовать, задействовать для решения конкретных вопросов двустороннего взаимодействия и сотрудничества.
При этом важно понимать, что с усилением Китая Япония все сильнее тянется к США, т.е. нашим партнером быть может весьма относительно.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.