logo search
Ерп траектория

4.1.2 Эволюция концепции управления цепями поставок

    Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий. Термин “Supply chain management - SCM” - “Управление цепями поставок” - был предложен системным интегратором - компанией “i2 Technologies” и консалтинговой компанией “Артур Андерсен” в начале 1980-х годов. Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьей К. Оливера и М. Вебера “Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy”, выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

    В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. её терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия “управление цепями поставок” в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок - следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкурентоспособности.

    В процессе исследования теории и практики концепции управления цепями поставок, можно выделить четыре основных этапа в её развитии (табл. 1.1).

Этап

Период

Характеристика

1 этап. Зарождение теории Supply Chain Ma- nagemen.

1980-е гг.

Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. На этом этапе развития понятие “управление цепями поставок” по своему содержанию лишь незначительно отличалась от расширенного толкования интегрированной логистики и почти полностью была ей детерминирована

2 этап. Отделение теории Supply Chain Management от логистики

Первая половина 1990-х гг.

Происходит обособление теории Supply Chain Management от логистики, появляются самостоятельные исследования управления цепями поставок как науки , а также областей использования её концепции в практической деятельности. Происходит смещение и разделение между логистикой и SCM понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок

3 этап. Формирование классической концепции Supply Chain Management

Вторая половина 1990-х - начало 2000-х гг.

Четко обозначается различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок, функции контроллинга, координации и интеграции при управлении товарным потоком закрепляются за понятием “управление цепями поставок”. Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создания стратегических партнерских отношений, а также обеспечению взаимосвязи и контроля товарных потоков и информационной координации по обеспечению коммуникаций между звеньями цепи. Общий накопленный опыт теоретических и практических знаний формирует учебные курсы по новой дисциплине

4 этап. Современный этап развития теории Supply Chain Management

Вторая половина 2000-х гг.

Происходит еще более углубленное исследование теории и практики управления цепями поставок и их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными членами цепи поставок