logo search
ОВЭД ТГЭУ

5.1. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности.

Внешнеторговая деятельность тесно связана с транспортными операциями. По своей сути транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки и тем самым не только обусловливают практическую реализа­цию сделки купли-продажи, но и заметно влияют на кон­трактную цену товара. Усилия предприятия даже при высоком качестве экспортной продукции могут быть сведены на нет неудовлетворительной организацией транспортного обслужива­ния, просчетами и ошибками при выборе базисных условий поставки товаров, транспортных условий в договорах купли-продажи.

В процессе внешнеэкономической деятельности участники транспортного процесса вступают в сложные отношения, механизм которых складывается под воздействием политических и экономических факторов, коммерческих и правовых между­народных и национальных норм, актов, обычаев. В этих условиях грузовладельцу все сложнее становится ориентироваться в транспортной обстановке, зависящей от состояния междуна­родных рынков и позиций клиентуры, транспортной политики отдельных стран и международных союзов. Все острее требу­ется профессиональные знания, в том числе знание законодательства разных стран, международных соглашений (кон­венций), обычаев, технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, рынка транспортных, посреднических услуг.

Международные перевозки грузов обеспечиваются транспор­там общего пользования — морским, речным, железнодорож­ным, автомобильным, воздушным и трубопроводным.

Товары, предъявляемые к перевозке, могут перевозиться на­чалом. насыпью, наливом (массовые грузы), а также поштучно, пакетированном виде и в контейнерах (генеральные грузы).

Доставка экспортных грузов в пакетированном виде и в кон­тейнерах получила большое развитие. У грузовладельцев появилась уверенность в быстрой доставке грузов, обеспечении их сохранности. Транспортные средства (морские и речные суда) работающие в линейном сообщении, перевозят грузы по согласованным расписаниям между определенными пунктами отправления и назначения. Широко используются смешанные перевозки, когда в транспортном процессе участвуют несколько видов транспорта. В этом случае обеспечивается заметная эко­номия времени на перегрузку, перевозку товаров, уменьшается опасность хищения грузов. Груз в контейнере может быть до­ставлен без перегрузки “от двери до двери” под пломбой пе­ревозчика.

В перегрузочных приграничных пунктах (портах, железно­дорожных станциях) созданы контейнерные терминалы, кон­тейнерные грузовые станции (КГС), где имеются специальные перегрузочные средства — перегружатели, автоконтейнеровозы и др.

Нормальная работа транспорта обеспечивает выполнения принятого сторонами контракта и обязательства доставки товаров в срок и без потерь. Невыполнение этих обязательств. как правило, приводит к значительным потерям, а это отра­жается на конкурентоспособности как самих товаров, так и предприятий-изготовителей.

Высокая эффективность внешнеэкономических связей Узбекистана может быть достигнута только при наличии качественную транспортного обслуживания, включающего выбор рациональ­ного направления перевозки, вида транспорта, технологии пе­ревозки и перегрузки, соблюдения коммерческо-правовых ус­ловий договора и квалифицированной организации транспорт­ного процесса.

При торговле с зарубежными странами ускорение доставки экспортных грузов в пункты назначения означает ускорение реализации сделки, а следовательно, и поступления иностран­ной валюты. Сокращение времени обращения товаров ускоряет оборачиваемость оборотных средств. Оборотные средства — это деньги, вложенные в производственные запасы (сырье, мате­риалы), незавершенное производство, готовую продукцию, то­вары, отгружаемые покупателям. Цикл оборота денежных средств во внешней торговле начинается с момента отгрузки товаров и заканчивается инкассацией причитающихся средств за эти товары. Для того чтобы быстро завершить расчеты, не­обходимо своевременно получить, обработать и передать контр­агентам товарные, транспортные, товаросопроводительные и расчетные документы, предусмотренные условиями контрактов. Все это влияет на ускорение обращения товара, успешную работу транспорта, позволяет в срок и качественно выполнить перевозки грузов, снижать издержки обращения, со­кращать транспортные затраты в цене товара.

Международная практика перевозки грузов показала, что транспортные затраты в последнее время возрастают и народное хозяйство терпит значительные потери. Это связано прежде всего с нехваткой транспортных средств, низкой ско­ростью перевозки, неподготовленностью грузов к перевозке, недостаточной ответственностью перевозчиков за порчу грузов в пути следования, при перегрузке и хранении.