6. Демографическая проблема
Суть демографической проблемы состоит в чрезвычайно быстром росте населения Земли со второй половины XX в.
Демографическая проблема оказывает влияние не только на положение отдельных стран мира, но и влияет на развитие мировой экономики и международных отношений, требует к себе серьезного внимания как ученых, так и правительств различных государств.
Демографическая проблема имеет следующие основные составляющие. Прежде всего речь идет об уровне рождаемости и во многом зависящей от его динамике численности населения как мира в целом, так отдельных стран и регионов.
Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. К началу нашей эры на Земле проживало 256 млн человек, в 1000 г. - 280; к 1500 г. -427 млн , в 1820 г. - 1 млрд ; в 1927 г. - 2 млрд человек.
Современный демографический взрыв начался в 1950--1960-е гг. В 1959 г. население планеты составило 3 млрд; в 1974 г. - 4 млрд; в 1987 г. 5 млрд человек, ИА 1999 Г. человечество преодолело шестимиллиардный рубеж численности.
Ожидается, что к 2050 г. Произойдет стабилизация численности населения планеты на уровне 10,5-12 млрд, что является пределом биологической популяции человечества как вида.
Таким образом, в области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции:
стабилизация или снижение их в развитых странах;
резкий рост в развивающихся странах.
Такую ситуацию во многом отражает так называемая Концепция демографического перехода.
Концепция демографического перехода.
Она исходит из того, что в традиционном обществе рождаемость и смертность высоки и численность населения растет медленно.
Демографический переход к современному этапу воспроизводства населения (низкая рождаемость - низкая смертность - невысокий естественный прирост) осуществляется почти одновременно со становлением индустриального общества. В странах Европы он завершился к середине XX столетия, в Китае, некоторых странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки - в последней его четверти.
На нервом этапе такого перехода снижение смертности (вследствие улучшения качества питания, борьбы с эпидемиями и улучшения санитарно-гигиенических условий жизни людей) происходит быстрее, чем снижение рождаемости, в результате чего резко увеличивается естественный прирост населения (демографический взрыв).
На втором этапе смертность продолжает снижаться, но рождаемость падает еще быстрее. Вследствие этого прирост - населения замедляется.
На третьем этапе характерно замедление снижения рождаемости при некотором повышении смертности, так что естественный прирост сохраняется на невысоком уровне. К завершению этой фазы в настоящее время близки промышленно развитые страны, в том числе Россия. На четвертом этапе показатели рождаемости и смертности становятся примерно одинаковыми, и процесс демографической стабилизации заканчивается.
Как уже отмечалось, предки человека — прямоходящие гоминиды - появились примерно 4,5 млн. лет назад, люди вида Ноmо sapiens с нашей генетической структурой — около 150 тыс. лет назад
Научившись использовать огонь и систематически применять различные орудия (новые технологии), человек сделал решительный шаг из животного мира. Однако многие тысячелетия люди не могли бороться с эпидемиями, и их производительные силы были весьма слабы. В силу этого численность населения Земли долгое время увеличивалась относительно медленно из-за недостатка продовольствия, войн и эпидемий.
В начале сельскохозяйственной революции, 10 000 лет до н. э. на нашей планете жили 10 млн. человек, а в начале новой эры -100 — 250 млн.
В 1830 г. численность населения Земли достигла 1 млрд. в 1930 г -2 млрд., т.е. для удвоения населения потребовалось 100 лет Население Земли достигло 3 млрд. уже в 1960г., 4 млрд. жило на Земле в 1974г., пятимиллиардный житель Земли родился 11 июля 1987. По оценке экспертов ООН, 17 июля 1999г. в 8 ч 45 мин по Гринвичу в Сараево родился шестимиллиардный житель Земли.
За последнее тысячелетие население Земли увеличилось в 18 раз. Для первого удвоения потребовалось 600 лет, для второго — 230, для третьего — 100, для последнего — 38 лет.
С 1975 по 1985 г. численность населения возрастала на 77 млн. ежегодно, т.е. в среднем на 1,8%, в развитых странах — на 0,5%, в развивающихся — на 2,1 %, а в Африке — 3 %. Таких темпов роста не отмечалось никогда ранее в истории человечества.
В 1999 г. больше половины землян были моложе 25 лет.
Ускорение темпов роста численности мирового населения во второй половине XX в. часто называют демографическим взрывом.
Демографический взрыв был вызван подъемом экономики, освобождением стран третьего мира, улучшением медицинского обслуживания после Второй мировой войны, неграмотностью населения, в первую очередь женщин, и отсутствием социального обеспечения стариков в развивающихся странах. В этих условиях дети (и их труд) являются жизненной опорой родителей. Маленькие дети оказывают физическую помощь матерям в их тяжелом домашнем труде и отцам в сельском хозяйстве. Из-за отсутствия социального (пенсионного) обеспечения содержать престарелых родителей должны 2 — 3 взрослых сына. Одному это сделать сложно. А чтобы в семье родилось 2 — 3 мужчин, у супругов должно быть не менее 4 — 6 детей. Высокая детская смертность при отсутствии необходимого медицинского обслуживания также традиционно была причиной, способствующей высокой рождаемости.
Высокие темпы роста народонаселения создают большие материальные и социальные проблемы: обеспечение населения водой, продовольствием, жильем, работой, расширение системы образования. В 1988 г. признавали темпы роста своего населения чрезмерно высокими правительства 67 стран, в которых проживало 85 % населения развивающихся стран. Значительное распространение получили меры планирования семьи и предотвращения беременности. В результате во всем мире среднее число детей, рожденных за весь репродуктивный период, снизилось с 5 в 1950 г. до 2,9 в 1995 г.
Возрастала поддержка политики в области народонаселения и на международном уровне. Наиболее обнадеживающим примером этого является консенсус, достигнутый представителями 79 стран на Международном форуме «Народонаселение в XXI веке», прошедшем в ноябре 1989г. в Амстердаме. Форум определил ряд целей в области народонаселения на конец XX столетия, включая всеобщее снижение уровня рождаемости, сокращение ранних браков и подростковой беременности, расширение использования средств контрацепции, а также широкий круг других мероприятий по развитию программ ограничения народонаселения и деятельности в других областях, затрагивающих интересы населения.
Несмотря на достигнутые успехи, вызывает беспокойство ряд серьезных проблем. В жизни человечества 90-е годы XX в. были решающим десятилетием, определяющим перспективы человечества в XXI в.
В эти годы происходило большее, чем когда-либо в истории, увеличение численности населения. За это десятилетие прирост населения мира составил около 1 млрд. человек, что приблизительно равно численности населения современного Китая. Наибольшими темпами росло население беднейших стран. Самая большая часть прироста мирового населения приходится на Южную Азию и Африку, население которых составляет почти четвертую часть современного населения мира.
В экономически развитых странах Европы (включая республики бывшего Советского Союза), Северной Америки и Японии, население которых составляет 23% населения мира, его прирост достигает только 6%.
Таким образом, большинство новых жителей планеты появится и беднейших странах, тех, которые в наименьшей степени приспособлены к удовлетворению потребностей своих граждан. Число бедных, голодных и неграмотных людей будет увеличиваться. Хотя доля недоедающих снизилась с 27 % населения развивающихся стран и 1969 — 1971 гг. до 21,5% в 1983 — 1985 гг., однако при общем росте мирового населения количество недоедающих увеличилось с 460 до 512 млн., а к концу XX в. возросло до 532 млн. человек.
Примерно каждый десятый житель Земли сейчас недоедает и около 40 тыс. детей ежедневно умирают от голода (данные на июнь 1992 г.). Каждый третий из общего числа умерших погибает от голода или от причин, связанных с недоеданием.
Из-за роста населения резко обострилась проблема трудоустройства. Внедрение новых трудосберегающих технологий лишь усложняет решение проблемы безработицы.
Практически не изменилась доля населения, лишенного элементарных санитарных удобств.
Общая численность людей, живущих ниже черты бедности, увеличилась за два последних десятилетия до 1 млрд. человек. В Южной Азии таких людей 350 млн., затем следует Африка — 300 млн., их доля в общем населении Африки (383 млн. человек) весьма высока. Продолжает увеличиваться число людей, живущих в условиях крайней нищеты. Масштабы нищеты неуклонно растут. В 1985 г. на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось 4 % мирового богатства, а на долю 20 % наиболее богатых слоев — 58%.
В 1970 — 1985 гг. резко увеличилось число учеников начальных юкол (с 395 до 665 млн.). Численность обучающихся в средних школах выросла еще значительнее: с 79 до 175 млн., более чем вдвое. Однако, несмотря на все предпринятые усилия, общая численность детей, не посещающих школу, поднялась с 284 млн. в 1970 г. до 293 млн. в 1985 г. и к концу XX столетия составила уже 315 млн. человек.
Доля неграмотных среди взрослого населения снизилась с 32 до 28 %. В то же время при росте численности всего населения абсолютное число неграмотных увеличилось в 1970 — 1985 гг. с 742 до 889 млн. человек (каждый шестой). В 1990 г. было 962 млн. неграмотных (27% населения).
По данным ЮНЕСКО, к 2050 г. на планете будет 1 млрд. голодающих, 1 млрд. неграмотных, 1 млрд. безработных, 1,5 млрд. человек окажется за чертой бедности.
Увеличение населения беднейших стран начало оказывать необратимое воздействие на окружающую среду. В 1990-е годы изменения достигли критических масштабов. Они включают в себя! непрекращающийся рост городов, деградацию земельных и водных ресурсов, интенсивное обезлесение, развитие парникового эффекта. Необходимы решительные действия по ограничению роста населения, борьбе с нищетой и охране природы.
Не менее 95 % прироста мирового населения до 2025г. придется на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки и| менее 8 % прироста мирового населения (всего лишь 147 млн. человек) — на экономически развитые страны, большинство из которых находится в Северном полушарии. Этот прирост произойдет благодаря снижению уровня смертности и росту продолжительности жизни. Уровень рождаемости в большинстве экономически развитых стран уже сейчас недостаточен даже для обеспечения простого воспроизводства населения (в среднем 2,3 ребенка на одну женщину). На каждую женщину за весь репродуктивный период сейчас приходится 1,9 ребенка, а в Западной Европе и того меньше — 1,58; в Японии — 1,57 («Во всем виновато образование» — меланхолично отмечает японская печать). Лишь иммиграция предохраняет такие страны, как Дания, Швеция, Австрия, Федеративная Республика Германия от депопуляции. В странах Восточной Европы уровень рождаемости достиг самой низкой за всю их историю отметки.
Политика ограничения рождаемости, проводимая ООН и региональными правительствами, требует повышения грамотности населения, в первую очередь женщин. Грамотность способствует ограничению рождаемости. Женщины составляют 2/3 неграмотных взрослых в развивающихся странах. В 1985г. 51 % женщин и 72 % мужчин в развивающихся странах умели читать, а женщин со средним образованием в арабских странах было 39%, в целом в Азии — 33, а в Африке — 21, в Латинской Америке — 55 %.
Согласно данным исследования, проведенного в Мексике в 1975 г., в семьях безземельных крестьян насчитывается в среднем 4,4 ребенка, причем матери в основном неграмотны (если женщина окончила начальную школу, то среднее число детей в такой семье — 2,7 ребенка).
Опыт разных стран показывает, что если образование женщины длится более 7 лет, т.е. если она получает среднее образование, то она имеет в среднем на 2,2 ребенка меньше, чем не учившаяся. Важную роль в снижении рождаемости играет возраст вступления в брак. Женщины без образования вступают в брак значительно раньше. Поэтому с целью снижения темпов роста населения Земли необходимо научить читать более 600 млн. неграмотных женщин, а также дать образование детям, которые могут оказаться вне стен школы.
- Мировая экономика
- 1. Понятие мировой экономики (мирового хозяйства, всемирного хозяйства)
- 2. Этапы формирования современной мировой экономики
- 3. Субъекты мировой экономики
- 4. Основные показатели развития мировой экономики
- Хронологические таблицы по истории мировой экономики
- 1. Классификация теорий развития мировой экономики
- 2. Концепции глобальной экономической системы
- 3. Концепции мировой экономики российских ученых. Место и роль России на перспективу в свете ее положений
- 1.Сущность международного разделения груда и факторы его определяющие.
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на рубеже хх-ххi веков.
- 3.Международная специализация
- 4. Международное производственное кооперирование (мпк).
- 5. Тенденция мрт
- 1. Международные корпорации: сущность и виды Возникновение феномена тнк
- 2. Структура тнк. Механизмы и принципы деятельности тнк
- 3. Сфера деятельности и география тнк
- 4. Значение в мэ и мэо. Положительное и отрицательное воздействие тнк
- 5. Регулирование деятельности тнк
- 1. Типологии стран мира
- 2. Основные показатели классификации стран по уровню и качеству жизни
- 3. Основные признаки развитых стран. Основные модели развития развитых стран
- 4. Характеристика развивающихся стран в мировой экономике
- 1. Новые индустриальные страны
- 3. Слаборазвитые страны.
- 1. Определяющие факторы развития мировой экономики
- 2. Понятие глобализации. Ее влияние на мировое и национальное хозяйство. Антиглобализм.
- 3. Понятия регионализации и интеграции, их взаимосвязь. Особенности регионализации и интеграции по странам и формам внешнеэкономических связей.
- 4. Понятие либерализации экономической деятельности и ее особенности в различных странах и регионах мира.
- 5. Сущность постиндустриализации. Основные черты постиндустриальной экономики и ее проблемы. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство. «Новая экономика» и ее главные черты и последствия
- 1. Концепция догоняющего развития
- 2. Догоняющее развитие как исторический феномен
- 3. Внутренние противоречия модели "догоняющего" развития»
- 1. Понятие и типы глобальных проблемах мирового развития, критерии глобальности
- 2. Проблема преодоления бедности и отсталости
- 3. Проблема мира и демилитаризации
- 4. Продовольственная проблема
- 5.Экологический кризис как глобальная проблема
- 6. Демографическая проблема
- 7. Проблема устойчивого экологического развития человечества
- 8. Основные пути решения глобальных проблем
- 1. Понятие природно-ресурсного потенциала
- 2. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 3. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 4. Распределение природных ресурсов между странами
- 5. Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 1. Сущность и характеристика демографического потенциала. Основные показатели, характеризующие демографические процессы
- 2. Анализ демографического потенциала мирового хозяйства
- 2.1. Религиозный состав населения
- 2.2. Расовый состав населения
- 2.3. Семейный состав населения
- 2.4. Возрастная структура
- 2.5. Плотность населения
- 2.5. Рождаемость и смертность населения
- Средняя продолжительность жизни
- 3. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов
- 4. Процессы урбанизации в мировой экономике
- 5. Миграции населения
- 1.Понятие научно-технического прогресса, его роль в мировом хозяйстве.
- 2. Понятие инновационного потенциала.
- 3. Инновационная политика развитых и развивающихся стран
- 4. Научные ресурсы мира
- 5. Отраслевая структура науки
- 6. Проблемы и перспективы развития инновационной системы рф
- 1. Состав и структура мирового хозяйства
- 2. Факторы размещения производительных сил и их изменения в эпоху нтр
- 3. Топливная промышленность
- 5.Электроэнергетика
- 6. Металлургическая промышленность
- 7. Машиностроительный комплекс
- 8. Химическая промышленность
- 9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- 10. Легкая промышленность состав, особенности размещения
- 11.Сельское хозяйство
- 12. Значение транспорта в мировом хозяйстве
- 1. История становления экономики сша
- 2.Отраслевая структура экономики сша
- 3. Финансовый кризис в сша
- 1. Особенности формирования экономики стран ес
- 2. Общая характеристика экономики стран ес.
- Основные этапы становления экономики Японии
- 2 Японская модель экономического развития.
- 3. Роль Японии в мирохозяйственных связях.
- 4 Ресурсный потенциал Японии
- 5. Отраслевая структура экономики Японии
- 1. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира.
- 2. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- 3. Новые индустриальные страны
- 4. Слаборазвитые страны
- 5. Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации.
- 1 Основные этапы формирования кнр
- 2 Анализ социально-экономических показателей развития Китая
- 3. Ресурсный потенциал Китая
- 4. Отраслевая структура экономики Китая
- 1. Ресурсный потенциал России
- 2. Анализ основных макроэкономических показателей рф
- 3. Динамика структуры экономики рф
- 4. Перспективы экономического развития экономики рф на 2010-2012 годы