logo search
metodichka_po_VED

5. Внешнеторговые документы

Внешнеторговые документы — это документы, подтверждающие исполнение контракта: поставку экспортером товара, его транспортировку, хранение, таможенную очистку, доставку до импортера, финансовые расчеты.

К основным документам, обеспечивающим исполнение контракта, относятся: транспортные документы; коммерческие документы; страховые документы; официальные документы, требуемые законодательством страны, — сертификаты качества, ветсвидетельства, сертификаты конечного потребителя и др.; финансовые документы.

Часть указанных документов сопровождает товар от пункта отправления до пункта назначения. Они называются товаросопроводительными документами (транспортные, коммерческие, таможенные). Часть документов составляется в связи с отгрузкой товара — отгрузочные документы.

А. Транспортные документы.

А.1. Коносамент (морской или судовой) является:

  1. основанием для перевозки товаров на судне;

  2. распиской за товары, принятые на борт судна с их описанием;

  3. документом, подтверждающим право собственности после подписания его экспортером. Эта последняя его функция очень важна при выполнении покупателем обязательств по оплате товара. Обычно изготавливаются два и более экземпляров, каждый из которых подписан и дает держателю право собственности. Поэтому, когда банк обрабатывает коносамент, он проверяет наличие полного комплекта экземпляров, поскольку только полный комплект обеспечивает полный контроль над правом собственности на товары.

На экземпляре коносамента, который передается покупателю задолго до прибытия товара, как правило, через банк (или быстрой почтой), должна быть надпись: «Отгружены». В документе помимо перечня товаров печатаются (на обороте) условия и сроки перевозки.

Экспортер может передать право собственности на товары путем:

  1. предъявления покупателем подписанного оригинального экземпляра коносамента;

  2. предоставления покупателю коносамента через международную банковскую систему;

Существуют коносаменты:

- рейсовый (для регламентных перевозок по расписанию);

- краткий (не содержит условий и сроков перевозок, стандартный бланк);

- чартерный (фрахтуется целиком судно);

- на смешанные перевозки (применяется в связи с широким распространением контейнерных перевозок товаров от места их погрузки до места назначения). Например, контейнер с товарами доставляется железной дорогой в порт, далее без вскрытия перемещается на борт судна. В порту назначения он перегружается на автомобиль и довозится до импортера-заказчика. В данном случае вся транспортная цепочка оформляется одним контрактом между экспортером и экспедиторской компанией, которая в свою очередь оформляет один коносамент на смешанные перевозки и несет ответственность за товары на протяжении всего пути.

Для экспортера эта схема упрощает процесс работы, снижает риски невыполнения графика поставок из-за множества процедур перегрузки товара, контрактов с отдельными перевозчиками и т.д. Специализированный экспедитор решает все эти проблемы более эффективно и с меньшими в целом накладными затратами. Эта форма все более активно применяется российскими фирмами в торговле со странами Америки, Азии, Африки и др.

Помимо коносамента существуют морские и рейсовые накладные, не являющиеся документом на право собственности.

А.2. Дорожная транспортная накладная — контракт на перевозку и расписка перевозчика за товары, принятые под его ответственность. Она является необратимой, т.е. не дает право собственности.

Для перевозок товаров через европейские страны — члены Конвенции по контрактам на международные перевозки товаров по автомобильным дорогам используется накладная CMR (Convention Merchandises Routiers), которая также является необратимой.

A.3. Авиационные и железнодорожные накладные представляют собой по содержанию тот же документ, что и дорожные накладные.

А.4. Прочие транспортные документы: приемо-сдаточные акты, почтовые квитанции, сохранные расписки, складские свидетельства.

Б. Коммерческие документы — основными среди них являются счета-фактуры.

Б.1. Коммерческая счет-фактура — это требование (основание) оплаты за проданный в рамках заключенного контракта товар, содержащее описание товаров, их количество, цену за единицу и суммарную цену продажи; условие доставки (например, ФОБ Новороссийск); условие платежа; дополнительные затраты поставщика (например, транспортировка и др.); номер контракта, номер накладной, дата отгрузки.

Оригинал инвойса отсылается покупателю (быстрой почтой или с товарами). Копии остаются у поставщика.

Б.2. Предварительная фактура предоставляется покупателю до подписания контракта с целью представить ее в регулирующие органы страны для получения лицензии, выделения валютных средств, для подачи заявки на квоту и т.д.

Б.З. Сертификационная счет-фактура — коммерческая счет-фактура, содержащая заключение экспортера о состоянии отгруженных товаров. Этот документ в отдельных случаях запрашивается покупателем.

Б.4. Весовое свидетельство оформляется экспортером или третьей стороной, в нем удостоверяется объявленный вес отгруженных товаров (должен совпадать с весом в транспортном документе).

Б.5. Упаковочный лист и спецификации подготавливаются для предъявления в таможенные органы.

Б.6. Сертификат контроля качества — документ, подписанный экспортером, удостоверяет, что товары были проверены перед отправкой и их качество соответствует контракту.

В. Страховые документы. Важнейшим из них является страховой полис. Он содержит подробные сведения о покрываемых рисках и является свидетельством договора о страховании. Среди различных видов этих документов наиболее часто используется страховой полис «от всех рисков» («условие А»), страхующий от пяти основных рисков:

  1. опасности морского путешествие (случайная потеря, повреждение, возникшее в результате затопления, и т.д.);

  2. выбрасывания груза за борт;

  3. пожара, включая повреждение от дыма;

  4. кражи;

  5. повреждения при погрузке-разгрузке.

Г. Официальные документы, требуемые органами регулирования некоторых стран от экспортера, транзита, или импортера. К ним относятся:

- сертификат происхождения — свидетельство того, в какой стране были изготовлены товары, что бывает необходимо импортеру для оформления льготных пошлин (если страна экспортера входит в какую-либо систему преференций);

- сертификат «черного списка» — свидетельство, что товар не изготовлен и не перевозился через страну, занесенную в «черный список» (например, Израиль для большинства арабских стран, а также страны — объекты международного эмбарго);

- документы особого беспошлинного перевоза товаров внутри Европейского сообщества с минимумом формальностей передвижения через границы стран — членов Сообщества («книжки TIR» для автотранспорта).

Д. Финансовые документы:

- документы по платежно-банковским операциям (инструкция по банковскому переводу, банковские гарантии),

- инкассовое поручение (расчетный документ, составляемый предприятиями в тех случаях, когда им предоставляется право на бесспорное списание средств),

- товарный аккредитив (поручение одного кредитного учреждения другому произвести оплату против предъявления товарно-транспортных документов за отгруженный товар),

- вексель (безусловное обязательство об оплате денежной суммы в установленный срок), долговое обязательство и т.п.

Е. Прочие внешнеторговые документы. В отдельных контрактах предусматривается представление и других документов, таких, как технологическая документация (паспорт изделия, описания, инструкции по монтажу, эксплуатации, чертежи, схемы), протокол испытания и пр.

Вопросы и задания:

1. Будет ли договор считаться международным, если он заключен между предприятиями разных государств, находящимися на территории одной страны?

2. Будет ли договор считаться международным, если он заключен между предприятиями одного государства, которые находятся на территории разных стран?

3. Как вы поступите, если при заключении внешнеторгового контракта зарубежный партнер требует односторонних уступок:

4. Как вы поступите, если просьба зарубежного партнера невыполнима:

5. Что следует отнести к характерным чертам внешнеторгового договора купли-продажи?

6. Какова роль типового внешнеторгового контракта купли-продажи?

7. Каково правовое значение существенных и несущественных условий внешнеторгового контракта?

8. Какими правовыми средствами обеспечивается надлежащее исполнение обязательств по внешнеторговому договору купли-продажи?

9. Назовите этапы заключения внешнеторгового контракта.

10.Перечислите обязанности экспортера, импортера, которые должны быть отражены в контракте.

11.Составьте и заключите внешнеторговый контракт, используя образец (приложение 1).

А) выберите товар, наименование и реквизиты сторон

Б) выберите способ транспортировки товара и базисные условия поставки

В) укажите особенности вашего контракта (какие статьи являются наиболее важными, какие статьи характерны только для данного вида контракта).

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Цели и принципы государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России сформулированы в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

К важнейшим целям государственного регулирования ВЭД в условиях рыночной экономики относятся:

- использование внешнеторговых связей для ускорения интеграции России в систему мировой экономики;

- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия;

- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными принципами государственного регулирования ВЭД в России являются:

1) единство внешнеэкономической политики, внешней и общей экономической политики;

2) единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

3) перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы;

4) четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов;

5) обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции центра находятся такие важнейшие вопросы, как:

- определение принципов осуществления ВЭД и разработка соответствующих федеральных программ;

- защита экономического суверенитета страны в целом, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

- разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

- подготовка и заключение международных договоров, контроль за их соблюдением;

- организация деятельности торгпредств РФ за рубежом;

- формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

- определение порядка купли-продажи отдельных товарных групп (опасных отходов, вооружений и т.д.);

- разработка платежного баланса РФ и др.

Субъекты РФ правомочны:

- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;

- заключать соглашения по сотрудничеству лишь с субъектами зарубежных федеративных государств;

- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

В совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся следующие вопросы:

- координация действий участников ВЭД;

- выполнение договоров РФ с зарубежными странами, если их выполнение касается интересов регионов;

- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

- регулирование приграничной торговли;

- информационное обеспечение участников ВЭД.