logo search
Ерп траектория

4.4.4 Типы связей между участниками цепей поставок

    Участники цепей поставок, взаимодействуя между собой, устанавливают связи, которые по степени их подконтрольности фокусной компании условно можно разделить на четыре типа [5]:

    Фокусные компании, управляя своими цепями поставок, стремятся установить такие взаимоотношения между объектами цепи, при которых центральная компания сможет максимально эффективно отслеживать и контролировать связи между участниками цепи поставок. При этом совсем не обязательно, чтобы эти связи жестко контролировались. В определенных ситуациях, например для достижения бесперебойных поставок сырья и материалов, повышения качества послепродажного обслуживания, сокращения общих затрат, чтобы добиться достижения конкретных целей и для эффективного управления цепью поставок часть связей между объектами достаточно отслеживать или даже доверить этот процесс своим контрагентам. Такие ситуации возникают вследствие того, что постоянная жесткая интеграция всех связей между всеми объектами в рамках цепи поставок не может быть целесообразной и экономически выгодной. Поэтому, как правило, в зависимости от ситуации степень интегрирования между различными участниками цепи поставок будет меняться. Существенную роль при решении вопроса о степени интеграции между объектами будет играть временной фактор, так как необходимость контролировать взаимоотношения между участниками цепи поставок в разный период времени может быть различной.

    Управляемые связи между участниками цепей поставок - это связи между фокусной компанией и наиболее важными объектами, с точки зрения центральной компании, которые она выделяет для интегрирования и управления. Фокусная компания непосредственно взаимодействует с потребителями и поставщиками первого уровня, поэтому связи с этими объектами будут называться управляемыми (рис. 4.2). Также центральная компания может управлять этими связями в сотрудничестве с другими компаниями, входящими в цепь поставок.

Рис. 4.2. Типы связей в сетевой структуре

    Например, пивоваренная компания “Балтика”, взаимодействуя с потребителями своей продукции, выделяет “прозрачных” и “непрозрачных” дистрибьюторов. Под “прозрачными” дистрибьюторами понимаются такие компании, система управления запасами которых в отношении продукции компании “Балтика” полностью ей контролируется. Это означает, что менеджеры компании “Балтика” решают, какую продукцию, когда и в каких объёмах необходимо отгрузить в адрес этой фирмы. Таким образом, зная уровень запасов собственной продукции и контролируя его, “Балтика” через “прозрачных” дистрибьюторов может строить свои взаимоотношения с потребителями второго уровня с более высокой степенью интеграции, чем через “непрозрачных”.

    Отслеживаемые связи между участниками цепей поставок - это связи, которыми фокусная компания не может или считает нецелесообразным управлять, но осуществляет мониторинг за ними по мере необходимости. Подобные связи для деятельности фокусной компании не являются критичными, хотя также важны, поэтому их должны интегрировать и управлять ими другие компании, входящие в цепь поставок. Фокусная компания может оказывать влияние на таких участников опосредованно через поставщиков и потребителей более близкого к центральной компании уровня. На рис. 4.2 эти связи показаны тонкими сплошными линиями.

    Отслеживание связей между участниками цепей поставок, которые напрямую не контактируют с фокусной компанией может иметь важное значение и отразиться на конфигурации сетевой структуры. Например, у компании-производителя установлены взаимоотношения с пятью поставщиками одного и того же ресурса - закваски для производства йогуртов. В определенный момент времени оказывается, что ни один из поставщиков не может предоставить необходимую продукцию в определенном количестве в установленные сроки. Отслеживая связи между поставщиками первого и второго уровня, фокусная компания обнаруживает, что все они закупают сырье у одного и того же поставщика- импортера закваски для производства йогуртов. В таком случае фокусной компании нецелесообразно будет в дальнейшем поддерживать связи со всеми своими поставщиками, так как это никак не снижает риски непоставок продукции, достаточно будет оставить одного из них или установить прямые связи с поставщиком второго уровня (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Пример неэффективного управления связями между фокусной компанией и поставщиками первого уровня

    Неуправляемые связи между участниками цепей поставок - это связи, которыми фокусная компания не может или считает нецелесообразным управлять или осуществлять мониторинг за ними, так как центральная компания либо полностью доверяет другим участникам управлять этими связями, либо из-за ограниченности ресурсов не может их контролировать. Например, компании-производителю будет важно, из какого сырья изготовлен упаковочный материал для его продукции, но отслеживать процесс производства упаковки вплоть до начального поставщика будет нецелесообразно. На рис. 4.2 эти связи показаны толстыми сплошными линиями.

    Связи с объектами, не входящими в цепь поставок, - это связи между фокусной компанией и объектами, которые не входят в цепь поставок, но которые могут оказать влияние на эффективность её функционирования. Например, потребитель фокусной компании может также являться потребителем продукции другой компании, не входящей в цепь поставок и являющейся конкурентом фокусной компании. Многие магазины розничной торговли, стремясь расширить свой ассортимент, представляют аналогичную продукцию различных производителей. В этом случае изменение условий договора между магазином розничной торговли и поставщиком-конкурентом может отразиться на условиях объёмах поставок фокусной компании.

    Поэтому структура цепи поставок этого поставщика может влиять на конфигурацию сетевой структуры фокусной компании, а также на меры, принимаемые для защиты конфиденциальной информации.

    Таким образом, существуют различные варианты того, насколько жестко компании могут управлять связями с другими участниками цепи поставок. Такой дифференцированный подход позволят устанавливать более гибкие взаимоотношения между различными объектами цепи поставок, что позволяет повысить эффективность их управления.

    Вопросы для повторения

  1. Что такое сетевая структура цепи поставок?

  2. Каким образом конфигурация сетевой структуры может повлиять на процесс управления цепью поставок?

  3. На основе каких параметров можно определить формат сетевой структуры?

  4. Для чего необходимо определять границы и структурные размерности сети?

  5. Какие структурные размерности сети вы знаете?

  6. Как определяется положение фокусной компании по отношению к границам сетевой структуры?

  7. Какие параметры определяют горизонтальную и вертикальную сетевую структуру?

  8. Перечислите участников цепей поставок.

  9. В чём разница между ключевыми и вспомогательными участниками цепей поставок?

  10. Кого можно отнести к вспомогательным участникам цепей поставок?

  11. Какие типы связей возникают между участниками цепей поставок?

  12. Приведите примеры эффективного и неэффективного управления связями между фокусной компанией и остальными участниками цепей поставок.

  5 EAM - системы

    Теоретическое введение

    Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР, ТОРО - техническое обслуживание и ремонтное обеспечение) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.

    Основная цель, достигаемая комплексом технического обслуживания и ремонта - устранение отказов оборудования, для её достижения в рамках комплекса могут реализовываться следующие меры:

    Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту

    Классифицируются следующим образом:

    По способам ремонта, применение мер подразделяется на текущий ремонт - устранение отказов и неисправностей путём замены износившейся детали (кроме базовых) и капитальный ремонт - восстановление работоспособности деталей и агрегатов (методами наплавки , напыления ), при этом допускается замена любой детали, включая базовые.

    Организация комплекса технического обслуживания и ремонта на производственных предприятиях обычно реализуется созданием единого специализированного подразделения, руководитель которого (называемый на русском языке, как правило, главный механик) несёт ответственность перед руководством предприятия за технически исправное и работоспособное состояние всего оборудования. Таким подразделениям подчинены ремонтные цеха, а на небольших предприятиях - и энергетическое хозяйство.

    Для информационной поддержки управленческих задач в области организации и совершенствования комплекса технического обслуживания и ремонта и для автоматизации операций, выполняемых персоналом предприятиях используются соответствующие модули ERP-систем или специализированные программные продукты (EAM-системы , CMMS-системы ).

    Ремонт - комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния какого-либо объекта и/или восстановлению его ресурса.

    Ремонт производится в случае, если невозможно или нецелесообразно заменять их на аналогичные новые. Нередко изделия устаревают морально гораздо раньше, чем вырабатывается их ресурс до ремонта, или затраты на производство изделий в неремонтируемом исполнении существенно меньше - в этих случаях производители стараются переходить на выпуск изделий в неремонтируемом исполнении. Характерные примеры - однокристальные ЭВМ , устройства в неразборном исполнении и т. д.

    Разновидности ремонта

    Косметический - восстановление внешнего вида без вмешательства в конструкцию.

    Восстановительный - обычно производится без замены частей устройства, с их модификацией ( наплавка , расточка, пайка и т. д.)

    Текущий - ремонт с целью восстановления исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей.

    Капитальный - предполагает разборку и ревизию конструкции с целью выявления скрытых неисправностей и оценки ресурса деталей, замену не только неисправных деталей, но и деталей, выработавших свой ресурс. Такой ремонт предполагает большой объём работ и значительные расходы.

    Плановый ( планово-предупредительный ) - ремонт в запланированный регламентом промежуток времени. Производится после выработки устройством ресурса, либо в случае если работоспособность устройства после неисправности частично сохраняется, или частично восстанавливается в результате восстановительного ремонта. Позволяет заранее уведомить пользователей о прекращении функционирования, а также спланировать издержки, связанные с простоем оборудования.

    Организация ТОиР

    Организация ТОиР оборудования осуществляется отделом главного механика (ОГМ). Главный механик, возглавляющий отдел, несет полную ответственность перед руководством предприятия за технически исправное и работоспособное состояние всего оборудования предприятия. Ему подчинены ремонтно-механический и ремонтно-строительный цеха, а на небольших предприятиях - и энергетическое хозяйство.

    Для информационной поддержки управленческих задач в области организации и совершенствования ТОиР, и для автоматизации операций, выполняемых персоналом ОГМ и других подразделений, вовлеченных в процессы ТОиР, на предприятиях используются специализированные программные продукты:

    В структуре затрат производственных компаний расходы на ремонты и поддержку инфраструктуры составляют значительную долю. Причина неоптимального состояния инфраструктуры и расходов - в устаревших “социалистических” методиках планирования работ. Переход на экономически оправданные стратегии технического обслуживания связан с обработкой значительных объёмов данных, поэтому их использование невозможно без использования автоматизированных систем.

    Проблемы управления инфраструктурой в России

    В нынешней глобальной экономике даже небольшие компании работают на рынке с высокой конкуренцией, используя стандартные процессы и оборудование. Такие внутренние ресурсы повышения конкурентоспособности как повышение качества продукции и дешевая рабочая сила в настоящее время израсходованы в большинстве отраслей. Основные надежды собственников компаний связаны со снижением себестоимости. Т.к. доля заработной платы не будет снижаться, то перечень возможностей не очень велик:

    • Снижение затрат на техническое обслуживание и ремонты (ТОиР). Это должно привести к снижению себестоимости, однако не должно сопровождаться ухудшением состояния оборудования.

    • Улучшение процессов компаний. Это должно привести к более эффективному использованию трудовых ресурсов и оборудования.

    • Снижение энергозатрат, более дешевые источники сырья, работа с естественными монополиями.

    Расходы на различные виды энергии и сырья составляют обычно самую весомую часть в себестоимости продукции, однако эта большая тема требует отдельного рассмотрения. К тому же все предприятия одного региона и отрасли находятся в похожих условиях, поэтому маловероятно получение здесь долговременных преимуществ перед конкурентами.

    Затраты на обслуживание техники, оборудования и объектов инфраструктуры также могут быть весьма значительны. А самое важное то, что возможности по их оптимизации на российских предприятиях еще велики. Мы говорим, разумеется, не о “тупом” сокращении ремонтных служб и переходе к работе “пока не развалится”, а именно о поиске оптимального с точки зрения надежности и экономической выгоды состояния инфраструктуры и уровня затрат.

    Первое, к чему стремились предприятия, начинающие трудный подъем после спада начала 1990-х годов, - это обновление производственных фондов. За последние 10 - 15 лет выполнена огромная работа, и можно сделать однозначный вывод: производственные фонды России сейчас далеко не отсталые. Огромные средства тратятся на техническое перевооружение и поддержание производственной инфраструктуры. Те предприятия, которые не смогли этого сделать, уже сменили собственников.

    Что показала эта работа?

    1. Выяснилось, что техническое обслуживание и ремонты для промышленности - это черная дыра, в которой без труда исчезает все заработанное непосильным трудом.

    2. Снабжение ремонтов - область деятельности, крайне тяжело поддающаяся управлению, оптимизации и снижению затрат.

    Чтобы понять размер проблемы, достаточно посетить склады оборудования любого крупного предприятия. Горы дорогого ржавого железа часто под открытым небом можно увидеть даже у самой, казалось бы, продвинутой компании.

    В окружающем предприятие мире теперь есть и сырье, и почти любые материалы и оборудование. Но нет такого технического директора, который сказал бы, что техническое обслуживание и ремонты снабжаются удовлетворительно. Службы снабжения и технической дирекции обычно видят главную проблему в недостатке средств и занимаются выбиванием денег у финансового директора. Чтобы закупить еще запасных частей, которые вполне могут осесть на длительный срок на складе оборудования.

    Почему так происходит? Ведь каждый новый собственник, директор, главный инженер пытаются навести порядок в этой сфере. Однако без радикального пересмотра взглядов на методы управления инфраструктурой достичь серьезных результатов в этой области невозможно.

    Во-первых, следует пересмотреть сложившееся представление технических служб, что управление инфраструктурой - это управление ремонтами. Управление ремонтными работами - это, несомненно, важнейший элемент управления инфраструктурой. Однако сам по себе этот процесс имеет незначительные ресурсы по совершенствованию с целью снижения затрат.

    Затраты на содержание ремонтных служб и программы ремонтов и модернизации - первое, что попадает под сокращение в случае любых трудностей производственной компании или экономических кризисов. За последние 10-15 лет их было немало, поэтому на большинстве предприятий ремонтные службы сильно сокращены, а инфраструктурные риски выросли выше разумных пределов. Если учесть, что для крупных городов характерно отсутствие подхода молодых кадров и выбытие по возрасту квалифицированных специалистов, то встает вопрос: а где, собственно, остались резервы?

    В поисках резервов начнем с самого начала.

    Правильно ли мы планируем? Самое сложное в системе ТОиР - это обоснование объёмов работ и, соответственно, расходов. Этот вопрос тесно связан со стратегией технического обслуживания. В сущности, он сводится к тому, что люди не понимают, зачем ремонтируют. Что мы хотим достичь в результате этого процесса?

    Типичный для российской промышленности метод планирования работ ТОиР - календарный или периодический. Он изображен на схеме:

    Отчасти такая практика унаследована от советских времён. Отчасти она обусловлена огромным числом работ ТОиР, например, в производственном цехе металлургической компании (десятки тысяч на год). Управлять такой массой работ силами нескольких ответственных и планировщиков действительно затруднительно. Достоинство метода периодических планово-предупредительных ремонтов (ППР) - простота использования и наработанная за десятилетия нормативная и организационная база. Сегодняшние главные инженеры верстали календарные планы ремонтов еще будучи выпускниками ВУЗов.

    Проблемы методики периодических планово-предупредительных ремонтов

    В чём проблемы методики периодических планово-предупредительных ремонтов?

    Первая проблема, очевидная для всех, кто знаком с ситуацией - отсутствие экономически обоснованной нормативной базы. Например, на многих металлургических предприятиях основным источником нормативов по формулам ремонтных циклов оборудования, расчёта трудозатрат и периодичности является “Временное положение о техническом обслуживании и ремонтах механического оборудования предприятий системы Минчермета СССР” 1982 г, разработанный Всесоюзным НИИ организации производства и труда черной металлургии. Возможно, эти нормативы не так плохи и годятся в качестве неких опорных для расчёта графиков нового или неизвестного оборудования, однако в процессе эксплуатации имеется возможность уточнить надежность, наработку на отказ и проблемы каждого объекта. Однако процесс анализа связи мероприятий ТОиР и эффективности работы предприятия отсутствует на большинстве предприятий. Также нет механизма уточнения нормативов по статистическим данным о результатах работ по парку оборудования.

    Хотя обычно персонал предприятия ведет работу по журналам дефектов, производится периодическая оценка вибрационного состояния оборудования, эта ценная информация почти не используется. В рамках существующей схемы управления практически отсутствуют механизмы уточнения нормативов, изменения ремонтных циклов на основе этих данных.

    Самый главный недостаток жесткого периодического планирования - это высокий уровень затрат для достижения приемлемого уровня надежности оборудования.

Что делать?

    Для решения этих проблем необходимо осуществить переход цикл управления, предполагающий постоянную оценку результативности процесса.

    Такой цикл управления имеет обратные связи, позволяющие оценивать эффективность управленческих решений и затрат на ТОиР.

    Входными данными для построения экономически эффективной и безопасной системы управления инфраструктурой (и в целом управления любыми процессами) будут служить показатели рисков (величины возможных потерь и вероятности их проявления), свойственных объектам и процессам предприятия.

    Подсистема риск-менеджмента играет, таким образом, роль обратной связи в системе управления инфраструктурой. Главное назначение подсистемы риск-менеджмента - организовать и автоматизировать процесс сбора и анализа данных о рисках предприятия для использования в принятии широкого круга управленческих решений.

    Конкретно в системе управления состоянием инфраструктуры такими основными вопросами являются:

    • Какую стратегию обслуживания (ППР, по состоянию, по отказу) применять к конкретным техническим местам и типам оборудования.

    • Определение структуры ремонтных циклов по типам ремонтов и периодичности.

    • Уточнение нормативов.

    • Определение необходимых неснижаемых и аварийных запасов материалов и запасных частей на внеплановые ремонты.

    Главная проблема этого метода - необходимость оперировать большими объёмами информации, что невозможно без построения автоматизированной системы, хранящей историю ремонтов и данные об объектах, или Enterprise Assets Management (EAM). EAM-системы позволяют эффективно управлять основными фондами, обеспечивая учёт затрат на актив, расчёт бюджета, интеграцию с кадровой системой, МТО и бухгалтерией. На фоне экономии и увеличения надежности инфраструктуры, которые может получить компания, затраты на создание таких систем несравнимо малы.

    Управление основными фондами: как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание

    Решения класса EAM в России менее известны, чем ERP- или CRM-системы. Но это не умаляет их значимости. Управление основными фондами (Enterprise Asset Management, EAM) напрямую связано с техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) - жизненно важной областью деятельности энергетических и транспортных компаний, добывающих и оборонных предприятий, автосервисов и операторов связи. Более того, в таких системах как SAP R/3 и IFS Applications EAM-функциональность напрямую интегрирована со стандартными модулями ERP, будучи таким образом дополненной финансовыми, производственными и прочими модулями.

    Аббревиатура EAM была введена в конце 1990-х годов аналитической компанией Gartner Group, подобно “стандартизованным” ранее системам MRP, MRPII и ERP. Впрочем, реальным стандартом в его классическом понимании EAM не является, хотя существуют устойчивые управленческие методологии, которые и лежат в его основе.

    Интегрированные системы управления основными фондами явились логическим развитием компьютерных систем управления ремонтами (Computerized Maintenance Management Systems - CMMS), существующих уже более 20 лет. Основное предназначение CMMS-систем - это сокращение затрат на обслуживание оборудования и повышение производительности (коэффициента готовности).

    Рассмотрим функциональность типовой CMMS-системы, а затем и расширенную функциональность системы класса EAM.

    CMMS обеспечивает поддержку следующих возможностей:

    Ведение регистра оборудования, технических установок, агрегатов и их компонентов.

    Регистрация технических данных, спецификаций для установки, ремонта и обслуживания оборудования.

    Планирование основанных на календаре предупредительных ремонтов и генерация наряд заказов.

    Планирование и диспетчеризация исполнения наряд заказов.

    Отчётность о выполнении наряд заказов - объёмы работ, рабочее время, использованные материалы и понесенные затраты.

    Управление складским хозяйством, возвратом материалов и запасными частями.

    Управление снабжением материалами, запасными частями и внешними подрядчиками.

    Стандартная отчётность и статистика.

    Контроль доступа пользователей к системе.

    CMMS-система управляет и поддерживает только наряд-заказы. В отдельных системах поддерживаются элементарные бизнес-процессы, однако они обычно жестко зашиты в ядро системы и используются только для управления наряд-заказами.

    EAM-системы обеспечивают всю ту же функциональность, что и CMMS (порой даже более продвинутую), равно как и много других возможностей:

    Проектирование процессов технического обслуживания и модернизации оборудования.

    Управление поставками оборудования и управление монтажом.

    Предупредительное обслуживание, основанное на условиях (ремонт по состоянию). Продвинутые ЕАМ-системы интегрируются с системами нижнего уровня (например, АСУТП), позволяя получать от них данные, на основе которых проводится анализ необходимости выполнения тех или иных ремонтных/профилактических работ.

    Управление людскими ресурсами (персоналом) - контроль и управление доступностью ремонтного персонала, анализ квалификации, соответствия требуемой компетенции, учёт посещаемости.

    Сбор данных - штрих-коды, внешние датчики.

    Экспорт данных в другие программы (например, MS Excel, аналитические программы)

    Расширенный контроль доступа, основанный на ролях доступ к выбранным функциям и данным (обновление или только чтение), необходимость получения авторизации для выполнения отдельных операций.

    Процедуры одобрения/подтверждения/контроля, основанные на ролевом доступе.

    Продвинутое планирование и диспетчеризация наряд-заказов. Интеграция с системой управления персоналом.

    Полная регистрация всех транзакций в финансовой системе по всем процессам - снабжению, складским операциям, проектным работам.

    Полная регистрация всех расходов на ремонтные работы (материалы, время, трудозатраты) и сравнение их с запланированными.

    Управление складскими запасами - пополнение материалов на основе потребностей наряд-заказов, заказов снабжения, запланированных отпусков и уровней складских запасов.

    Управление документооборотом - по меньшей мере, возможность оперативного доступа к электронным документам, связанным с оборудованием, наряд-заказами и регламентами проведения ремонтных работ.

    Управление персоналом - управление и контроль обслуживающего и ремонтного персонала, квалификации, доступности, компетенции.

    Разделение на CMMS- и EAM -системы принципиальным не является. С помощью дополнительных компонентов, CMMS-системы могут увеличиваться до функциональности приближенной к EAM . CMMS - системы предназначены для автоматизации управления бизнес-процессами именно в пределах планово-предупредительного обслуживания и ремонтов оборудования. Что касается EAM -системы, она направлена на автоматизацию ТОиР крупного предприятия, т.е. направлена на работу с большим числом пользователей и взаимодействие с центральной базой предприятия, к тому же она рассчитана на обмен информацией с другими системами АСУП и АСУ ТП. Системы EAM - перспективное развитие систем управления ТОиР . Они поддерживают все функции CMMS-систем. Основное отличие между CMMS- и ЕАМ-системами заключается в том, что последние управляют всем жизненным цикломоборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки и, далее, последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списания. В рамках этих активностей ЕАМ обеспечивает поддержку всех бизнес-процессов. Вторая отличительная черта EAM - гибкость и возможность получать и вводить информацию удаленно через Интернет -порталы, поскольку она основана на Web .

    Известность CMMS/ EAM -систем во всех отраслях западной экономики обусловлена двумя факторами - полное отсутствие отрицательных показателей в процессе внедрения систем и показатель возврата инвестиций ROI (return of investments). Введение такого рода систем с целью автоматизации общепринятых, строго детерминированных на западных предприятиях бизнес-процессов использования оборудования способствует очевидной экономии, а в пределах отлаженной системы управления финансово-экономической деятельностью, легко рассчитать показатели возврата инвестиций.

    ЕАМ-система включает в себя также систему поддержки принятия решений, например, систему мониторинга эффективности работы оборудования (основанную на доступности, эффективности и качестве).

    Результаты внедрений ЕАМ-систем в мире свидетельствует об их чрезвычайно высокой отдаче. Подавляющее большинство проектов окупается менее чем за полтора-два года. Типовым является сокращение на 20 % и более затрат на ремонтные работы. Для крупных предприятий экономия может составлять миллионы долларов (например, согласно MSI Magazine, нефтеперерабатывающий завод Holly Corp из Далласа сообщил об экономии в 1,2 млн. долларов).

    ЕАМ-системы достаточно легки во внедрении и не вызывают таких сложностей как, например, внедрение MRP-планирования на производстве. Неудачные проекты фактически отсутствуют. Это во многом объясняется тем, что даже внедренная в минимальном объёме система уже дает значительный эффект.

    Хорошо описанный регистр оборудования, ведение истории всех неисправностей и ремонтных работ в единой системе, отказ от журналов регистрации неисправностей (данные сразу заносятся в систему) - все это резко улучшает качество работ, связанных с планированием наряд-заказов, снабжением и отчётностью.

    Существует ряд проблем, затрудняющих внедрение таких систем на российских предприятиях. Они достаточно очевидны. Одна из главных - так называемая задача паспортизации: для ведения регистра оборудования необходимо иметь на него всю необходимую документацию. По массе причин этой документации может не быть. Например, автору приходилось сталкиваться со следующими ситуациями: а) агрегаты находятся в работе более 70 лет, документация рассеяна, а на некоторые блоки отсутствует вовсе, ремонты производились собственными силами, никто подобную технику уже больше не поддерживает; б) оборудование получено по репарациям из Германии; документация отсутствует; предприятия, которое выпускало это оборудование, не существует со времен 2-й Мировой войны, в) бывшее в употреблении оборудование куплено как списанное у одного из европейских заводов; на момент модернизации западного предприятия никто не беспокоился о возможности повторной продажи техники; документации не осталось.

    Как видно из этих примеров, проблемы возникают из-за использования старого, изношенного оборудования. Этот случай типичен для многих российских предприятий. Однако это не делает задачу безнадежной, просто процесс заведения в систему осмысленного описания агрегата становится более трудоемким. Примером другой проблемы является создание подходящего классификатора. Эта задача не уникальна для России. Важно понимать, что готовых удобных классификаторов не существует. И что самый удобный - это тот, что был разработан именно для данной организации.

    Если окинуть взглядом мировой рынок ЕАМ-систем, то такие решения предлагает более сотни компаний-разработчиков. К ведущим из них обычно относят MRO Software, IFS, Indus, SAP, Intentia и Mincom. Indus в основном распространен в Северной Америке, IFS - в Европе, Mincom - в Азии, а SAP - в Латинской Америке. Для средних предприятий Gartner Group считает лидерами системы Intentia, IFS и MRO Software, для крупных - SAP и IFS. Согласно ARC, лидером на платформе Oracle является IFS, на MS SQL Server - MRO Software, на прочих СУБД - Intentia. В России успешные внедрения EAM-систем имеются только у системы компании IFS. Первые установки начались еще в 1995 году. Другие поставщики не спешили выходить на российский рынок, и их представительства начали возникать только в последние 2-3 года, а проблемы локализации зачастую не решены.

    В целом затраты на ремонты, потери от простоев и поломок на российских предприятиях настолько велики, что внедрение EAM-систем представляется едва ли не безусловно необходимым. Реальная же практика такова, что предприятия, приступая к программе комплексной автоматизации и приобретая тяжелое ERP-решение, начинают с бухгалтерии и финансов, “увязая” в процессе внедрения на долгие годы. Разумеется, финансовыми потоками лучше управлять с помощью компьютерной программы, однако какой ценой? Возможно, эффективней было бы выделить те управленческие цепочки, где внедрение очевидно принесет прибыль, а, главное, риск неудачного или затянутого внедрения невысок. И в этом контексте автоматизация технического и обслуживания и ремонтов представляется делом весьма привлекательным.

ЕАМ-системы

    EAM-cистема (Enterprise Asset Management System) - cистема управления основными фондами. Предназначена для автоматизации бизнес-процессов учёта, технического обслуживания и ремонта основных фондов. Обеспечивает комплексную и согласованную деятельность организации, целью которой является идеальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами в процессе жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации. EAM дает возможность уменьшения простоя оборудования, сокращения затрат на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение.

    Методология EAM дает возможность за счёт применения информационных технологий, не прибегая к закупкам нового оборудования, увеличить производственную мощность предприятия. EAM-системы позволяют согласованно управлять такими процессами как:

    EAM-системы появились из CMMS -систем (систем управления ремонтами). Сечас модули EAM являются составляющими крупных пакетов управленческого программного обеспечения, таких как ERP -систем ( IFS Applications , Oracle E-Business Suite , Галактика ERP и др.).

    Каждому EAM-объекту любого уровня присваивается карточка-паспорт, которая учитывает десятки административных, технических и экономических параметров оборудования. Каждая такая карточка-паспорт оборудования может иметь связь с корпоративной СУБД для передачи данных.

    Задачи и функции

    Фактически, задачей EAM-системы является оказание помощи руководству предприятия в поиске оптимального соотношения между затратами на изменение и ремонт производственных фондов - и потерями, которые могут возникнуть вследствие внеплановой остановки производства. В то же время EAM-системы призваны решать четыре основные задачи управления:

    Функциями EAM-системы являются:

    EAM-системы являются одной из составляющих комплексных корпоративных информационных систем и дают возможность:

    Все более расширяющийся круг компаний и организаций в российской нефтегазовой отрасли, проявляющих интерес к развитию систем управления ТОРО на базе современных информационных технологий, объясняется тем, что доля операционных затрат на ТОРО в общей структуре себестоимости добычи может достигать 25-30 %. Поэтому даже относительно небольшое в процентном отношении снижение затрат, может существенно улучшить общие показатели эффективности предприятия. Обычный, практически типовой, набор задач ТОРО включает: оперативный производственный учёт наличия оборудования в местах как эксплуатации, так и ремонта или временного хранения; сбор, обработку и хранение сведений о техническом состоянии оборудования, получаемых как средствами инструментальной диагностики, так и в результате визуальных наблюдений за работой оборудования; регистрацию всех событий, связанных с нарушениями или отклонениями от нормальных режимов работы оборудования, планирование и организацию ремонтно-восстановительных мероприятий по устранению нарушений, отказов или аварий; планирование мероприятий, направленных на предупреждение отказов в работе оборудования (планово-предупредительные ТОРО); оперативное управление процессами ТОРО, выполняемыми как внешними сервисными организациями, так и собственными ремонтными подразделениями; годовое планирование ТОРО и оценку потребности в ресурсах, необходимых для ремонтно-эксплуатационных нужд.

    Достоинства ЕАМ-систем

    К числу положительных сторон EAM относится:

    Таким образом, использование EAM-систем позволяет сократить время простаивания, уменьшаются затраты на техобслуживание оборудования, и эксплуатация базовых средств становится наиболее эффективной.

    Главные требования к ЕАМ- системам

    Российский рынок ЕАМ-систем

    Российские автоматизированные системы управления ТОиР находятся в самом начале своего развития. Это характеризуется присутствием небольшого количества игроков. Среди интеграторов можно привести в качестве примера только 20 компаний различного масштаба. Для сравнения, на Западе в этом секторе играют до 50 крупных и несколько сот мелких компаний. Но тут надо отметить, что большинство этих компаний начали предлагать свои решения по автоматизации ТОиР более 25 лет назад. Основная проблема заключается в том, что руководство компаний пока начинает подходить к проблеме управления основными фондами (процессами ТОиР ) и до их автоматизации надо понять каким образом их правильно выстроить. Рынок характеризуется недостаточной готовностью большинства предприятий внедрять системы такого класса. За рассматриваемый период было проведено всего несколько тендеров, где заказчик достаточно четко ставил задачу по управлению ТОиР основных производственных фондов. В тендерах принимали участие многие компании, представленные на рынке на момент проведения конкурса, однако это еще раз подтверждает то, что рынок еще только формируется.

    Программные решения:

  1. В составе ERP:

  1. Централизованные EAM: