logo search
Яблонская

Восточные цивилизации г.Э. Фон Грюнебаум. Становление и особенности исламской цивилизации

От империи к цивилизации

…Именно устойчивость исламского политического сообщества и расширение ареала исламской цивилизации в условиях политического распада предстают как феномены, присущие исламской модели и требующие обстоятельного рассмотрения.

… Мусульманская элита во многих отношениях отличалась открытостью для иностранных культурных влияний. В административных и правовых вопросах принятие иностранных, т.е. неарабских и неисламских, моделей было неизбежным, хотя приспосабливание этих моделей к созревающему чувству гордости и самосознанию правящей общности было медленным процессом. Во многих случаях ассимиляция византийских или персидских государственных порядков через их арабизацию и придание им исламской символики принималась как достаточный метод устроения общества. Всеохватывающий характер идеологии и стремление соотнести с этой идеологией всю систему организации общества уже на ранних этапах привели к формированию специфичного исламского облика всех элементов культуры, хотя их происхождение могло быть самым «неисламским».

Признание исламской идеологии различными группами населения за рамками первоначальных приверженцев имело как интеллектуальную, так и социологическую сторону. Новая система должна была доказать свою привлекательность как решением интеллектуальных проблем, так и характером предполагаемого ею социального устроения…

… Вскоре хариджиты провозгласили моральное и, следовательно, политическое равенство арабов и неарабов в исламе: они стали первыми шуубитами, самыми страстными поборниками равенства среди последователей Пророка и Божественной книги; эти идеи всегда находили поддержку среди угнетенных и потерявших надежду…

… О СПЕЦИФИКЕ САМОСОЗНАНИЯ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Важно понять, что исламская цивилизация как культурная сущность не соответствует нашим исходным принципам. В ней отсутствует жизненный интерес к аналитическому самопознанию, и она еще менее интересуется в структурном изучении других культур либо для чистого познания, либо для понимания собственного характера и истории.

Абсолют ислама самодостаточен; абсолютная правда самодостаточна; изучение недостатков и несовершенств само по себе не достойно напряженных коллективных усилий. Немусульманский мир заслуживает интереса, но в каком-то смысле он остался в прошлом, его основания устарели с тех пор, как конечное откровение проявилось через Пророка и зафиксировано в неизменных нормах поведения и социального устроения, а Божья благодать способствовала их реализации в исламском обществе, — хотя, конечно, далеко не в полной степени. Это не значит, что исламское общество не испытывало изменений или что эти изменения оставались незамеченными самими верующими. Однако они воспринимались как проявления человеческой слабости и как временный отход от должного, не имеющий, в конце концов, особого значения. Определенное нежелание признавать реальность исторической ситуации, если такое признание ведет к конфликту с существующим положением, над которым общество не властно, было характерным для большинства мусульман в ситуациях интеллектуального унижения и постоянных кризисов прошлого столетия. Доказательства сохраняющейся универсальной значимости веры и неизменности типов ее культурной реализации по-прежнему заменяет анализ современного положения и места в нем ислама.

Эта позиция ведет к особому интересу к проблемам власти и успеха ислама в истории с точки зрения подтверждения откровения.

…По моему мнению, мусульманин, и особенно мусульманин-араб, входит в неумолимый конфликт с исторической ролью, обозначенной в его концепции религии и культуры. Если именно история — испытание идеала, то это испытание должно быть выдержано.

…СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЕДИНСТВА И РАЗНООБРАЗИЯ В ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Конфликт, сосуществование и взаимодействие исламского начала и местных культурных образцов могут быть описаны различными способами в зависимости от того, какой именно выделяется аспект.

1. Эти образцы могут соотноситься как «большая и малая традиции». Это означает, что один из двух образцов признается как более продвинутый и более влиятельный. Именно он почти исключительно представлен в текстах, равно как и в общественных деяниях элиты, от его принятия зависит социальный престиж. В дар-ал-исламе именно исламский образец составляет «большую традицию». «Малая традиция», напротив, — средоточие народных верований, ее влияние еще испытывает интеллигенция, но «официально» она отвергается или принижается. Если положения «большой традиции» рассматриваются как вера, то положения «малой традиции» — как предрассудки.

Осуществляемое в значимых для жизни общины сферах приспосабливание двух традиций может осуществляться различными методами: а) «большая традиция» допускает «малую» как религию невежественной части верующих; б) «большая традиция» формирует терпимое отношение к практике, отнесенной к «малой традиции». Примером такого подхода может служить принятый в Турции и Сирии обычай, по которому мусульмане обращаются к христианским святым, и наоборот. Такое отношение к святым другой религии дает возможность избавиться от подозрений, что индивид выходит за рамки собственной религиозной общности; в) интеграция двух традиций (через теологическое или философское объяснение «истинного смысла» прежнего или инородного обычая).

Соотношение двух культурных компонентов может получить интерпретацию как соотношение сунны, т.е. законной традиции пророка, и бида, т.е. непризнанного нововведения.

Каноническое право и обычное право, каноническое право и административное право могут сосуществовать как выражение различных подходов к социальной реализации идеальной исламской общности. Правовые нормы, расходящиеся с шариатом, могут быть продиктованы административными соображениями и характером власти.

Культурные расхождения могут приводить к созданию сектантских общностей. Успех хариджитов среди берберов или шиитских экстремистов в горных областях Сирии и на юго-востоке Малой Азии — в большой степени результат развития сектантских движений, воспринимающих религиозные и культурные мотивы, которые сложились в той или иной степени на данной территории еще до принятия (во многом еще номинального) ислама.

Локальный настрой содействовал произрастанию различных организационных вариантов, хотя бы и допускаемых в рамках общей ортодоксии. История правовых школ, а в еще большей степени история суфийских тарикатов, обращавшихся к различным аспектам высшего опыта таухида или различных социальных или технических средств приобщения к нему, в значительной степени объяснима через выяснение их соотношения с местными традициями.

Соотношение универсальных принципов и локальных традиций может быть противопоставлено как норма и практика. В этом плане некоторые стороны общественной жизни так или иначе противились утверждению единых исламских образцов.

Сравнительное изучение цивилизаций. — С. 338 — 346.