logo search
Методичка МЭ 2014

2. Прямые иностранные инвестиции. Формы предприятий с иностранными инвестициями

Прямые инвестиции – это капиталовложения в экономику другой страны, которые позволяют инвестору стать стратегическим собственником зарубежной компании и определять хозяйственную политику этой компании и владеть контрольным пакетом акций (по методике Всемирного банка и российскому законодательству это 10% и более акционерного капитала).

Прямое инвестирование может осуществляться в различных модификациях:

- путём создания нового предприятия за рубежом со 100% - ным иностранным капиталом или полного приобретения уже существующего предприятия за рубежом;

- путём создания совместных предприятий (ассоциированных компаний) с предпринимателями других стран;

- путём приобретения контрольного пакета акций уже функционирующей зарубежной компании;

- путём слияния с зарубежной компанией;

- путём заключения соглашения о разделе продукции при разработке естественных природных богатств другой страны;

Прямые иностранные инвестиции имеют три основных компонента:

  1. акционный капитал (вложение компаниями за рубеж собственного капитала) - покупка инвестором акций предприятия в другой стране;

  2. реинвестируемые доходы (реинвестирование прибыли) - прямая часть доходов инвестора (пропорционально к прямому акционному участию), которые не распределены как дивиденды филиалами, доходы, которые не переведены материнской фирме, а использована для дальнейшего увеличения активов компании.

  3. внутрифирменные ссуды, или внутрифирменные долговые трансакции - это коротко- или долгосрочные ссуды, которые предоставляются друг другу прямыми инвесторами (материнскими компаниями и их филиалами).

Причины экспорта и импорта прямых зарубежных инвестиций весьма разнообразны. Главные из них – стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и диверсифицировать риск.

Определяющими условиями прямого инвестирования являются:

Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпораций, тем больше объем её экспорта прямых инвестиций за рубеж.

Чем больше размер производства корпорации для внутреннего рынка, тем больше объём её экспорта прямых инвестиций. Большинство корпо-раций, перед тем как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономии масштаба внутри национального рынка.

Чем больше размер корпорации, тем больше объем её экспорта прямых инвестиций.

Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.

Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем экспорта прямых инвестиций в страну, где этот ресурс имеется.

Сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него, преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на её территории.