2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
Регулирование естественных монополий будет осуществляться с целью защиты интересов потребителей соответствующих товаров и услуг и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Учитывая особую жиз
181
необеспечивающую роль отраслей, относящихся к естественным
монополиям, их регулирование будет направлено на прекращение
или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) субъектов ес
тественной МОНОполии на ВНутреннем РЫНке.
Основными задачами среднесрочной экономической полити
ки в сфере регулирования естественных монополий являются:
· совершенствование системы регулирования в сфере есте
ственных монополий, в том числе ценового, идереГУЛИрование
ВИдов деятельности, не ОТНОСящихся к числу естественно моно
польных, формирование КОНкурентных рЫнков этих Видов услуг;
· выделение, Исходя из экономической целесообразности, са
мостоятельных предприятий из субъектов естественных МОНо
полий;
· организация контроля за финансовыми потоками субъектов
ХОЗЯЙственной деятельности в сфере естественных монополий;
· регулирование инвестиционных ПРОГРаММ субъектов есте
ственных монополий в Соответствии с действующим законодатель_
ством;
· Поэтапное прекращение практики перекрестного субсндиро_
вания различных групп Потребителей при одновременной адресной Поддержке Социально незащищенных групп населения;
· ПРидание РЫнкам в сфере деятельности естественных моно
полий организованного характера за счет углубления правовой рег
ламентации взаИМООТношений между их УЧастниками, публичнос_
ти цен (тарифов) и Правил их определения, введения единых Пра
вил "доступа к сети" на недискриминационной основе; ,
· совершеНСтвование Нормативной базы регулирования в сфе
ре естественных монополий;
· ФОРМирование организацнонно-правовой базы реГУлирова_
ния субъектов естественных МОНополий на региональном уровне,
разделение КОмпетенции между ,федеральными и региональными
органами реГУЛИрования;
· определение особенностей дальнейшей приватизации в от
раслях естественных монополий.
Будет совершенствоваться правовая и нормативно-методическая база и предприияты соответствующие меры по укреплению иразвитию системы органов roсударственноro регулирования естественных монополий на федеральном и региональном уровнях.
Правительство Российской Федерации предпримет шаги по усилению корпоративноro контроля субъектов естественной монополии, в которых roсударство является крупнейшим акционером. Будут усилены механизмы наблюдения за деJIIтельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности.
Электроэнергетнка. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в области roсударственноro регулирования естественных монополий в электроэнерreтикебудут включать формирование конкурентной среды в сфере производства электрической и тепловой энергии наряду с совершенствованием roсударственноro регулирования услуг естественных монополий в электроэнерreтике (передача и распределение электри
ческой и тепловой энергии). В этих целях предусматривается со
здание независимой организации (оператора onToBoro рынка) длявыполнения операторских функций на федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ), вкЛючая осуществление расчетов и платежей, на бесприбыльной основе; создание на базе тепловых электростанций РАО "ЕЭС России", включая действующие истроящиеся электростанции, нескольких генерирующих компаний, каждая из которых не будет занимать монопольноro положения. Вся ответственность за развитие, реконструкцию и модернизацию, вывод из эксплуатации генерирующих мощностей будет передана новым генерирующим компаниям.
Будет продолжено формирование нормативной и право вой базы, совершенствование мер roсударственноro воздействия для при влечения инвестиций в электроэнергетику, совершенствование системы ценообразования и договорных хозяйственных отношений в электроэнергетике и электроснабжении потребителей, внедрение системы лицензирования участников федерального оптоBOro рынка энергии и мощности.
182
JIII
183
,"! ~
Для реализации мер по реСТРУктуризации РАО "ЕЭС России"
будет Повышена роль Коллегии государственных представителей в
Совете директоров РАО "ЕЭС России", уполномоченных Проводить
ГосудаРственную политику в электроэнергетике. В частности, Пра
вительство РОСсийской Федерации планирует введеНие дВухставоч
ных тарифов с реГУлируемой ФЭК России маржинальной ставкой
за оплату электроэнергии и ставкой за мощность, отпускаемой
с ФОРЭМ; организацию конкуренции ПРОИЗВодителей электроэнер_
гии по ТОПЛИвной составляющей затрат в европейской и сибирс
кой Зонах ФОРЭМ и сохранение регулируемой платы за МОщность.
Предусматривается Создание наблюдательного совета, состоящего
из представителей участников ФОРЭМ и Федеральной энергети
ческой комиссии РОСсийской Федерации, для контроля за деЯтель
ностью оператора ФОРЭМ, а таКже Создание при операторе
ФОРЭМ расчетно-платежного центра ФОРЭМ, имеющего регио
налЬНые представительства с правом саМОстоятельного сбора пла
тежей за электроэнергию, Отпущенную с ФОРЭМ; лицензирова_
ние участников ФОРЭМ.
Будут приняты меры по стимулированию Противозатратного
механизма в энергетике с целью недопущения необоснованного
роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, по повыше
нию курса акций энергетических компаний, по СТИМУЛИрованию
работы на оптовый рынок, экспорта и ВОсстаНовления связей с энер
ГОСистемами СНГ в СОответствии с действующим законодатель_
ством.
Первоочередными мерами будут подписание коллективного
соглашения (договора) участников ФОРЭМ, расширение Состава
КРУПных Потребителей, выведенных на ФОРЭМ, и переход к кон
Куренции электростанций на оптовом РЫНКе по Полным затратам
с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей.
Будет ОСущеСтвлено дереГУЛирование цены электроэнергии,
формируемой на ОПтовом рынке, развитие контрактных отноше
ний на ФОРЭМ и завершено формирование структуры энергети
ческих КОМпаний, которая будет СОответствовать конкурентным
принципам функционирования электроэнергетики.
184
Кроме того, Правительство Российской Федерации примет меры по разработке методов финансового учета и контроля инвестиционных средств в электроэнергетике, ужесточит требования кнеплательщикам. Будет осуществлено поэтапное сокращение перекрестного субсидирования потребителей с одновременным созданием механизма частичного возмещения затрат на оплату электрической энергии социально незащищенным группам населенияза счет бюджетов разных уровней.
Газовая промышленность и газоснабжение. Государственное регулирование естественных монополий в газовой промышленности и газоснабжении будет осуществляться с учетом сохранения всреднесрочном периоде организационно-производственного единства РАО "Газпром" . Правительство Российской Федерации будетспособствовать созданию выгодных условий для привлеченияотечественного и иностранного капитала в строительство новыхгазовых трубопроводов и разработку новых месторождений газа.
В то же время формы государственного регулирования РАО
"Газпром" будут совершенствоваться. Будут установлены правила
и порядок регулирования цен на газ. Для целей регулирования будут разработаны формы федерального статистического наблюдения в газовой промышленности и формы отчетности предприятийРАО "Газпром" , независимых производителей газа и газораспределительных организаций для представления в органы регулирования естественных монополий и другие заинтересованные органыIIсш.>лнительной власти. Это потребует мер по контролю СО стороны органов государственного регулирования за уровнем и структурой затрат на транспортировку газа.
В рамках РАО "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным структурнымподразделениям РАО "Газпром" и по видам их деятельности, а также обеспечена "прозрачность" формирования затрат по всей "газовой цепочке" . Это облегчит коммерциализацию потенциально кон
курентных видов производственной деятельности РАО "Газпром"
и позволит ввести более эффективный режим государственного регулирования субъектов естественных монополий.
185
В дальнейшем при Создании необходимых УСЛОвий будут осу
ществлены меры по либерализации цен на ПрИРодный газ, предус
матривающие поставку газа и реализацию его потребителям по
договорным ценам при сохранении государственного регулирова_
ния в сфере естественной МОНОполии Путем установления тари
фов на услуги по транспортировке газа. для выполнения этих за
дач органам ГОсударственного регулирования необходимо будет
разработать нормативно-методическое обеспечение.
Цены добычи газа будут КОНТРОЛироваться в рамках антимо
нопольного заКОнодательства.
Коммерческая деятельность независимых РОСсийских произ
водителей газа будет осущеСТВ/IJlТЬСJl на основе Контрактов с По
требитеЛJIМИ газа и Положения по обеспечению ДОступа ПОстав
ЩИICOВ газа к газотранспортной СИстеме РАО "Газпром". При этом
цена продажи газа конечным потребителям не будет Подлежать
Государственному регулированию.
Правительство РоссийсlCOЙ Федерации предусматривает пере
дать право ГОсударственного регулирования тарифов на транспор
тировку газа по местным сетям региональным энергетическим JCI)
МИССИJIм под методическим РУlCOводством и КОнтролем федераль
ных Органов регулирования.
Коммерческая деятельность РОССИЙских независимых Проиэ
водителей газа, ВКЛЮЧаЯ соглашение о ценах, будет ОСУЩествлять_
ся на ОСнове ПРямых договоров с потребитеЛJIМИ газа. В ЭТИХ це
лях ПРОИЗВОДИТеЛЯМ газа, не входящим в РАО "Газпром", будет обес
Печен неДИскриминациоиный доступ к газопроводам РАО "Газп
ром". Правительством будут разработаны и утвеРждены тарифы
иа перекачку газа по магистральным газОПРОводам РАО "Газпром",
что должно обеспечить постепенное нзменение пропорцнй учас
тия РАО "Газпром" на рынке газа в сторону умеНьшенИJI его ДОЛи.
При переходе на новый Порядок ценообразования в Газовой
ПРОМышленности Правительство Российской Федерации обеспе
чит устаНовление аКЦиза на газ в Строгом СОответствии с Феде
ральными законами "О недрах" и "Об аКЦизах" в зависимости
от ГОрно-геологических и ЭICOНОМико-географических условий.
J86
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта