logo search
Яблонская

Н. Чоудхури индуизм: религия, которой живут

Многообразие форм в индуизме. «Внешние» различия

Территориальные различия. Каждый из крупных географических типов создан единством верований и практик, а также подобием социальной и культурной жизни. Вот эти «блоки»: северо-индийская равнина от Пенджаба до Бихара, включая западную часть Центральной Индии, официально называемую Мальва; южная Индия, где говорят на четырех основных дравидийских языках; Бенгалия и Ассам, включая Ориссу, Раджпутану, Махараштру и Гуджарат. Самый поразительный контраст существует между индуизмом северной равнины и остальной частью страны, в особенности югом. Это различие возникло не благодаря естественному развитию индийской культуры в особом географическом, этническом и культурном окружении, но явилось результатом политической истории, а именно, мусульманского завоевания.

Еще один важный территориальный и этнический блок представляет собой абсолютно другой мир даже в фантастическом мире индуизма. Он находится в горных районах Центральной Индии, и его индуизм — это индуизм примитивных племен, которые отошли на периферию религии либо еще в древности, либо уже в XIX в. Объектами поклонения для них служат камни, имеющие странную форму; животные, внушающие страх, дух, не имеющий формы, умершие родственники и т.д.

Общие различия между территориальными блоками не следует преувеличивать. Они не создали чувства превосходства одной группы над другой. Ни один индус не будет отрицать веру в других богов индуизма, каков бы ни был его местный, «личный» бог.

Единство индуизма. Присущее индуизму единство в разнообразии предстает еще более поразительным, если учесть, что оно не было создано пропагандой или средствами коммуникации. Конечно, оно имеет своих носителей и инструменты. Единство поддерживалось брахманами, чей образ жизни по всей Индии остается наименее подверженным социальным изменениям; господством санскрита, который сохранил единство идеологии в индуизме, а также корпусом нормативных религиозных текстов, широко известных как «шастры».

"Жречество и аристократия …Но брахманская элита, пандиты, действительно, были знатоками индийского Священного Закона и философии, хотя и они иногда принимали участие в свадебных или похоронных церемониях. Их обычным занятием было исполнение всех обрядов, инициация и духовное наставничество, изучение священных текстов и преподавание. Они пользовались большим авторитетом и уважением и выполняли функции духовных наставников, как благодаря своей учености, так и принадлежности к семьям, имеющим наследуемую клиентуру...

Народный индуизм. Однако простой народ имел свой индуизм, в котором священная составляющая играла подчиненную роль, а сознательная историческая традиция отсутствовала вовсе…

Индуизм аскетов. … Кроме них существовало также и третье несоциальное, если не антисоциальное проявление религии. Оно было развито людьми, которые покинули общество, чтобы вести жизнь, посвященную религии, либо индивидуально, либо в рамках групп, организованных в нищенствующие ордена. Святые жили уединенно в лесах или горах, питаясь добровольными подаяниями. Некоторые из них стали не только знаменитыми, но и легендарными.

… Многообразие как отражение исторического развития. …Поэтому можно сказать, что индуизм является музеем всей его истории. Но он, однако, является и музеем религий всего мира. Все черты примитивных религий, анимизм, фетишизм, шаманизм и т.д., присутствуют в текущей религиозной жизни индуизма.

Различия в верованиях. …В индуизме не может быть ереси, так как нет фиксированной доктрины. Так же трудно точно сказать, во что индус верит, как и определить, во что он не верит… Единство индуизма заключается в неограниченной способности к вере, а не в единственности объекта веры.

Сравнительное изучение цивилизаций. — С. 367 — 372.