Слайд 8.
Методы регулирования цен
Рисунок 4 - Методы регулирования цен
При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.
К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.
Регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента - это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.
Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через "дисконтное окно") по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.
Методы начисления амортизации
Амортизационная политика, являясь составной частью экономической политики государства, выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране, и как элемент управления экономикой служит одним из серьезных факторов стимулирования деловой активности субъектов хозяйствования.
Порядок начисления амортизации устанавливается как Налоговым кодексом РФ (линейный и нелинейный способы), так и Положениями по бухгалтерскому учету. В российском учете согласно ПБУ 6/01 предусматриваются следующие способы начисления амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Отечественным предприятиям не разрешается использовать какие-либо другие способы расчета амортизационных отчислений. В соответствии с международными стандартами метод амортизации должен периодически пересматриваться, и в случае значительных изменений в предполагаемой схеме получения экономических выгод от этих объектов он должен быть изменен, а амортизационные отчисления скорректированы.
Установление предельного норматива рентабельности.
В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.
Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
Установление предельного уровня цены. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике.
Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.
Бюджетная политика. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.
Административные методы регулирования ценообразования. С развитием рыночных отношений административный метод проявляется там, где законодательством установлено государственное участие в процессе ценообразования. Участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования выражается в его прямом воздействии на рыночную экономику. Примером административного ценообразования служит формирование цены в соответствии с действующим законодательством по государственному регулированию цен и тарифов. Административное регулирование целесообразно, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста с точки зрения макроэкономики.
Систематизируя в общем виде формы административного регулирования ценообразования, можно выделить следующие:
1. Установление фиксированных цен и тарифов.
2. Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены: максимального или минимального уровня цены.
3. Установление предельного норматива рентабельности (желаемого дохода).
4. Общее замораживание цен (применяется при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров.
5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.
6. Декларирование цен.
7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам товаров.
- Содержание
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 4. Сущность цены
- Слайд 6. Экономическая природа цены
- Слайд 7. Виды ценовых политик
- Слайд 8. Факторы влияющие на формирование цены
- Слайд 9. Субъекты ценообразования
- Тема 1.2 Система цен
- Слайд 1.
- Слайд 5. Предметы торга на международных аукционах
- Слайд 6. Стоимость кредита
- Слайд 7. Наименование трейдеров
- Слайд 8. Методы оценки интеллектуальной собственности
- Слайд 9. Виды цен
- Слайд 10. Инкотермс-2010
- Тема 1.3 Стоимость и цена
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3. Общественно необходимые затраты труда
- Слайд 4. Двойственный характер труда
- Слайд 5. Причины товарного производства
- Слайд 6. Функции закона стоимости
- Модуль 2. Ценовой механизм в рыночной экономике
- Слайд 1.
- Слайд 8. Основные виды ценовых стратегий
- Тема 2.2 Цена и финансово-кредитные отношения
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3. Финансовые отношения предприятий
- Слайд 4. Финансовая политика
- Слайд 5.
- Слайд 6.
- Слайд 7.
- Слайд 8.
- Слайд 9. Факторы, формирующие конъюнктуру рынка
- Слайд 10.
- Слайд 11.
- Слайд 12. Методы борьбы с инфляцией
- Тема 2.3 Цена и система налогообложения
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 8. Налоговый кодекс, его структура
- Слайд 9. Ндс. Способы исчисления
- Слайд 12. Страховые взносы
- Тема 2.4 Ценообразование и система страхования
- Слайд 4.
- Слайд 5.
- Слайд 6. Отрасли и подотрасли страхования
- Слайд 7. Система понятий
- Модуль 3. Ценообразование на мировом рынке т слайд 1. Титульный листема 3.1 Ценообразование на мировом рынке товаров и услуг
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 4. Взаимосвязь мировых и внутренних цен
- Слайд 5.
- Слайд 6.
- Слайд 7. Источники информации о мировых ценах
- Слайд 8. Факторы влияющие на изменение мировых цен
- Слайд 9. Мировые цены по виду сделок
- Слайд 10.
- Тема 3.2 Контрактные цены, методы и этапы их формирования
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 4. Платежные условия контрактных цен
- Слайд 5.
- Слайд 6. Расчет цены на экспортируемую продукцию
- Слайд 7. Цены внешнеторговых контрактов
- Т слайд 1. Титульный листема 3.3 Методы внесения коммерческих поправок в контрактные цены
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 4.
- Слайд 5.
- Слайд 6.
- Слайд 8. Транспортные тарифы
- Слайд 9.
- Тема 3.4 Контрактная внешнеторговая цена как база определения таможенной стоимости
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 4. Структура таможенных платежей
- Слайд 5.
- Слайд 6.