8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
Во времена “холодной войны” Латинская Америка была одной из важнейших арен противостояния США и Советского Союза, но после распада биполярной системы международных отношений оказалась на периферии российской внешней политики. В большинстве стран региона, ориентировавшихся ранее на социалистическую модель развития, к власти пришли либерально ориентированные политические силы. В других государствах от власти добровольно или почти добровольно отказались спонсируемые Вашингтоном диктаторские режимы. В результате абсолютное большинство государств Латинской Америки устремилось к освоению модели либеральной рыночной экономики.
События, произошедшие в начале 1990-х годов, прежде всего в самой России и в странах Восточной Европы, затронули весь комплекс международных отношений. Эти изменения самым непосредственным образом отразились и на отношениях Российской Федерации со странами Латинской Америки. Период начала 1990-х годов оценивался крайне негативно, в частности, появился даже термин «бегство с Кубы». После некоторой паузы, с 1996 г. ситуация начала меняться. Два визита министра иностранных дел Е. М. Примакова (май 1996 г. и ноябрь 1997 г.) в Мексику, Венесуэлу, Бразилию, Аргентину, Колумбию, Коста-Рику и на Кубу не только помогли «сохранить лицо» российской дипломатии, но и открыли, по сути, новый этап в отношениях РФ с этим регионом.
В целом за период 1992-2000 гг. между РФ и странами Латинской Америки было подписано более 140 двусторонних документов, в том числе с 14 странами - так называемые договоры и декларации «нового поколения» (свободные от идеологической фразеологии), и число их продолжает расти. Примечателен тот факт, что уже в 1992 г. Российской Федерацией был получен статус постоянного наблюдателя при Организации американских государств (ОАГ), которую в прежние времена наши политические лидеры и многие специалисты язвительно называли не иначе как «министерством по делам колоний» и «орудием американского империализма».
В дипломатической практике РФ латиноамериканский регион выделился в самостоятельное направление с растущим потенциалом взаимопонимания и взаимодействия на международной арене. Новый импульс отношения со странами Латинской Америки получили после 2000 г. Начало им положили визиты президента РФ В.В. Путина на Кубу (декабрь 2000 г.), затем в Мексику, Бразилию и Чили (2004).
В соответствии с Концепцией внешней политики России, работа на латиноамериканском направлении нацелена на продвижение российских интересов в регионе. Усилия российской дипломатии в этом регионе были направлены на поиск совпадающих интересов с латиноамериканскими странами и их межгосударственными объединениями.
Большинство государств Латинской Америки рассматривает развитие отношений с Россией как возможность диверсификации своих внешних связей, в том числе торгово-экономических, видит в нашей стране одного из надежных партнеров на мировой арене. Близки подходы России и стран региона к вопросам обеспечения глобальной и региональной безопасности. Россия и такие латиноамериканские гиганты, как Бразилия, Аргентина, Мексика, имеют сходные позиции в системе мирохозяйственных связей. Государства Латинской Америки, так же, как и Россия, оказались в геостратегическом плане вне трех основных полюсов мирового развития - североамериканского, тихоокеанского и западноевропейского.
Другим базисным фактором, расширяющим поле для партнерства, служит общая незаинтересованность в однополюсном миропорядке и стремление к неконфронтационному сдерживанию гегемонистских устремлений в политике Соединенных Штатов. Наконец, в этот период также выявилась взаимная дополняемость экономик России и ведущих государств Латинской Америки. Она оказалась тем регионом, где российский экспорт рос наиболее динамично (в среднем на 30 % в год в 1994 - 1996 гг., превысив 4 млрд. долл.). Одним из самых перспективных направлений является сотрудничество в реализации масштабных планов по созданию системы нефтепроводов: от Венесуэлы - через территорию Бразилии - до Аргентины и Чили.
Стратегической экономической задачей для России, с точки зрения диверсификации ее экспорта в страны Латинской Америки, является развитие военно-технического сотрудничества (ВТС). В 2006 г. с заключением контрактов на поставки российского стрелкового оружия и боеприпасов, истребителей и вертолетов удалось выйти на масштабное и имеющее долгосрочные перспективы сотрудничество с Венесуэлой. Есть возможности расширения ВТС с некоторыми другими государствами.
Еще одним перспективным направлением является развитие научно-технических связей с Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили и другими странами, в том числе в сфере космических исследований (запуск спутников и космонавтов, зондирование Земли и т.п.), мирного использования ядерной энергии.
Экономическое проникновение остается приоритетной задачей России в Латинской Америке.
Гуманитарная составляющая отношений РФ и стран Латинской Америки. Не менее важным фактором сотрудничества России со странами Латинской Америки является развитие гуманитарных и культурных связей. В Латинской Америке проживают порядка 300-350 тыс. выходцев из России и бывшего СССР — они есть практически в каждой стране этого обширного региона. Большим подспорьем в сохранении и развитии дружественных контактов с нашими соотечественниками является деятельность представителей Русской православной церкви. Русская духовная культура стала основой беспрецедентного проекта, который стартовал 17 октября 2008 г. и за месяц охватил семь государств и десять городов Латинской Америки. В последние годы российские регионы все активнее включаются не только в экономическое, но и в культурное сотрудничество со странами Латинской Америки.
В “Концепции внешней политики Российской Федерации”, введенной в действие президентом Д.А. Медведевым 12 июля 2008 года, указывается: “Россия будет стремиться к налаживанию стратегического партнерства с Бразилией; наращивать политическое и экономическое сотрудничество с Аргентиной, Мексикой, Кубой, Венесуэлой и другими странами Латинской Америки, Карибского бассейна и их объединениями, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях с государствами этого региона за последние годы; расширять взаимодействие с этими государствами в международных организациях; поощрять экспорт в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях”.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.