logo search
лекции -мировая экономика

3. Новые индустриальные страны

Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Существует две основные модели НИС:

Общие черты новых индустриальных стран:

Феномен новых индустриальных стран Азии

К новоиндустриальным странам (НИС) относятся Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, за ними идут другие четыре — Таиланд, Малайзия, Индонезия, Китай. Особенно выделяются первые четыре, которые называют драконами или тиграми.

В течение 80-х гг. все восемь экономик доказали, что в состоянии поддерживать рост на уровне, превышающем 7% в год. Этим странам удалось в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и в большей или в меньшей степени приблизиться к уровню развитых стран. Эти страны значительно отличаются друг от друга и по численности, и по структуре занятого населения, и по темпам развития и т.д. Население Тайваня, например, более чем в два раза меньше, чем Ю. Кореи, а Сингапура — в 2 раза, чем Гонконга. Сингапур уделяет большое внимание созданию привлекательного пакета условий для международных компаний. Ю. Корея, напротив, всеми силами старается держать иностранцев подальше от своей экономики, подкармливая субсидиями свои домашние компании.

Шестимиллионный Гонконг в 90-е гг. занял десятую строчку в списке крупнейших экспортеров мира, и хотя львиная доля принадлежит реэкспорту, это не меняет сути. Кроме Гонконга, из числа азиатских стран в десятке — лишь Япония. Что же лежит в основе этого феномена?

Один из самых крупных бизнесменов этого региона дает простое объяснение: мы экономические звери, пожалуй, самые жадные на земле и самое главное — дать человеку стимул работать.

Немало написано о внешних факторах — экономической и военно-политической помощи капиталистических развитых стран. Примеров, демонстрирующих экономическую суть капитализма, в отечественной литературе много. Однако, новые индустриальные страны появились далеко не везде. И это свидетельствует о том, что превращение того или иного молодого государства в НИС не есть результат произвольного насаждения капитализма извне. Это была бы чересчур упрощенная схема механизма возникновения НИС, новой генерации лидеров мирового капитализма.

Семена давали ростки там, где попадали на благодатную почву. Без соответствующих внутренних условий вряд ли было бы возможно форсировать развитие капитализма, которое мы наблюдаем в новоиндустриальном регионе.

Появление НИС представляет собой результат взаимодействия ряда факторов. Если иметь в виду экономический, то это прежде всего приверженность этих стран к рынку и частной собственности. Им удалось заменить обращенную на решение внутренних проблем стратегию импортзамещения ориентированной на внешний мир стратегией поощрения экспорта.

В основе лежала форсированная индустриализация, начинавшаяся с перевода на машинную базу легкой промышленности, которая ориентировалась на производство потребительских товаров кратковременного пользования для внутреннего рынка.

Спустя некоторое время национальные промышленные структуры, наталкиваясь на проблему реализации на узких местных рынках, вынужденно переориентировались на внешние рынки.

Экспорт этих стран вдвое превышает экспорт Латинской Америки, хотя население последней в шесть раз больше. Во всех этих странах сохранилось сильное государство, роль которого велика не только в социальной сфере, но и в стимулировании экспорта. Удачная налоговая политика, способствовавшая росту инвестиций, а также отсутствие высоких финансовых барьеров для капиталовложений, как своих, так и зарубежных инвесторов. Большую роль в этом сыграли дешевизна рабочей силы и специфика воспроизводства капитала в регионе, активное участие местного китайского населения (китайской общины) в национальной экономике этих стран. Отличительной особенностью зарубежных китайских общин стало выдвижение китайского капитала в качестве постоянного элемента социально-экономической структуры стран Юго-Восточной Азии.

Решающее же значение в условиях нового этапа НТР, в условиях начавшейся в 90-е гг. структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно-технического потенциала, тенденция к интенсификации развития, саморазвитию на основе накопленного промышленного и научного потенциала. Интенсификация нивелирует различия между странами по территориальному и ресурсному критериям, отдавая приоритет научно-техническому фактору.

Пример названных стран говорит о развивающемся процессе региональной интеграции, что свидетельствует о новом качестве мирового хозяйства, когда возникает объективная необходимость сращивания экономических, научно-технических потенциалов, интеллектуальной мысли развитых стран для технологического прорыва.

Овладение высшими достижениями НТП дает странам более благоприятные шансы в конкурентной борьбе, которая переходит теперь в новые плоскости интеллектуальной соревновательное™.

Новые индустриальные страны взялись за разработку альтернативных производств, ориентированных на экспорт. Появились электронная, пищевая, автомобильная и другие виды промышленности, развивая которые странам удалось довольно быстро, менее чем за десятилетие, потеснить позиции крупнейших капиталистических государств, являющихся производителями аналогичной промышленной продукции.

Из огромного числа новых технологий в НИС особенное внимание уделяется индустрии информатики. В начале 80-х гг. в четырех странах этого региона она практически не существовала, а уже в 1988 г. производство ЭВМ и их блоков в этих странах составило 7% мировой продукции данного сектора.

В середине 80-х гг. лидировал Тайвань. Многие сотни мелких и средних фирм, образующих индустрию информатики острова, очень быстро осваивают выпуск моделей микроЭВМ, совместимых с последними, лучшими изделиями американских фирм, но при этом фирмы Тайваня продают микроЭВМ по очень низкой цене.

В результате разных научно-технических возможностей в новой индустриальной зоне Азии наметилась дифференциация. Южная Корея и Тайвань сохраняют верность примату материального производства и, находясь на этом пути, близки к тому, чтобы вступить в ряды мирового технологического авангарда. Сингапур же, обладающий значительно более скромным научно-техническим потенциалом, предпочел уйти в непроизводственную сферу, о чем свидетельствует его усиливающаяся в последние годы специализация в качестве нового финансового центра региона.

В процессе изучения этих вопросов важное значение имеет применительно к данному региону и политический аспект. Форсированная капиталистическая модернизация в этих странах начиналась после того, как к власти приходил авторитарный режим и активно разворачивалась политика государственного капитализма, добиваясь максимального эффекта. КНР, Тайвань, Южная Корея и др. шли к эффективной экономике через авторитаризм, в отличие от Японии, достигнувшей преуспевания на пути развития демократии. Отметим, что и Китай, и Корея в историческом плане находятся сейчас на пороге крупных перемен.

Опыт НИС свидетельствует, что именно авторитарные режимы успешнее всего решают здесь вопросы экономической стабилизации и национального развития. Все без исключения новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань и Сингапур), а также постепенно приближающиеся к ним по уровню экономического развития Малайзия, Таиланд и Индонезия эволюпионизировали по сходной, почти универсальной схеме.

Во всех них были разгромлены и запрещены коммунистические партии и другие леворадикальные движения и организации. Эти запреты были связаны с тем, что наличие широких маргинальных слоев создает благоприятную почву для распространения популистских и уравнительных идей. А они могут оказаться губительными для нарождающихся рьшочньк отношений, в результате которых должен появиться класс собственников. Жесткие, а подчас даже драконовские меры против популистских сил иногда оправдываются и тем, что создаваемое годами шаг за шагом благополучие может быть разрушено в результате массовых беспорядков буквально за считанные недели. Во многом благодаря твердым формам правления таким многонациональным странам Юго-Восточной Азии, как Индонезия, Малайзия и Сингапур, удалось избежать в последние годы и волнений на этнической почве.

К тому же политическая стабильность и отсутствие стачек и забастовок повышают привлекательность этих государств в глазах иностранных инвесторов. По этим же причинам заметно ограничивается деятельность политических партий и даже парламентской оппозиции. Например, в процветающем Сингапуре долгие годы в парламенте был только один оппозиционный депутат. Однако недостаток политических свобод компенсируется предоставляемой населению возможностью проявить себя в сфере бизнеса -«-от участия в крупных и мелких компаниях до уличной торговли. А управление экономикой и выработка концепции реформ поручаются профессионалам-технократам, многие из которых имеют зарубежное образование.