logo search
лекции -мировая экономика

5. Отраслевая структура экономики Японии

Развитые отрасли

Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых.

Обрабатывающая промышленность. Япония – крупнейший в мире производитель морских судов, телевизоров, пианино, автомобилей, алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов. Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров.

Характерна высокая степень территориальной концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей. Общенациональное промышленное значение приобрел город Китакюсю на севере о. Кюсю.

Строительство. Стремительный рост японской экономики требовал развития строительного комплекса. Вплоть до начала 1960-х годов удовлетворялись прежде всего нужды предпринимателей и относительно мало внимания уделялось мерам по сокращению дефицита жилого фонда, дорог, систем водоснабжения и канализации. В 1995 ок. 40% стоимости заказов в строительстве приходилось на объекты общественного пользования и примерно 15% – на возведение жилья.

Таблица 15.13.

Стоимость зданий, введенных в эксплуатацию (х100млн йен)

общая стоимость

Частный сектор

Общественный сектор

2000

*663 559

*359 625

*303 934

2001

624 853

331 364

293 489

2002

590 754

316 024

274 730

2003

553 431

317 379

236 052

2004

529 330

326 160

203 170

2005

536 080

338 704

197 376

2006

528 833

353 226

175 608

2007

500 514

330 587

169 927

2008

491 749

322 516

169 232

 

 

 

 

2009. 01

37 751

22 870

14 881

2009. 02

40 233

24 498

15 735

2009. 03

44 191

26 156

18 035

2009. 04

37 603

23 429

14 174

2009. 05

33 053

22 609

10 444

2009. 06

33 566

22 763

10 804

2009. 07

34 287

22 767

11 520

2009. 08

35 529

22 793

12 736

Источник: http://www.stat.go.jp/

Рассматривая данную таблицу, можно сказать, что стоимость введенных в эксплуатацию зданий значительно снизилась с 2000 года. Тогда как в 2000 году стоимость зданий частного и общественного секторов была примерно одинакова, в 2008 ситуация значительно изменилась: стоимость зданий частного сектора превышает стоимость зданий общественного сектора почти в два раза.

Таблица 15.14.

Объем заказов на постройку зданий

 

общий объем заказов

частный сектор

общественный сектор

2000

149 680

93 258

42 441

2001

137 470

86 290

38 204

2002

125 330

79 435

34 546

2003

125 485

84 022

30 400

2004

135 913

93 481

30 111

2005

134 537

96 960

24 738

2006

138 936

101 197

20 867

2007

141 141

104 472

21 031

2008

123 767

84 603

25 977

 

 

 

 

2009. 01

5 789

4 138

1 248

2009. 02

9 168

5 968

2 476

2009. 03

5 863

8 455

6 394

2009. 04

5 628

4 201

856

2009. 05

4 548

3 120

815

2009. 06

8 697

5 501

1 788

2009. 07

6 609

4 488

1 549

2009. 08

6 943

4 741

1 285

2009. 09

14 865

11 062

2 548

Источник: http://www.stat.go.jp/

Из данной таблицы видно, что общий объем заказов на постройку зданий то увеличивался, то уменьшался. В сентябре 2009 общий объем заказов резко возрос (более, чем в два раза), что было связано с увеличением заказов на постройку зданий частного сектора. При этом по сравнению с августом, объем заказов на постройку зданий общественного сектора также увеличился в два раза.

 Сельское и лесное хозяйство. Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Средний размер хозяйства составляет менее 2 га. Значение агропроизводства как потенциального места работы резко снизилось после Второй мировой войны. Доля занятых в сельском хозяйстве уменьшилась с 40% в 1952 до 5% в 1996, причем более половины их составляют женщины и пенсионеры.

Под продовольственные культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей. Садоводство продолжает укреплять свои и без того традиционно прочные позиции.

Многие крестьянские семьи заняты в лесном хозяйстве, тем более что площадь сельскохозяйственных земель впятеро меньше площади сохранившихся в Японии обширных лесов. Примерно треть из них принадлежит государству.

Рис. 15.4. Производство мяса

Из данного рисунка видно, что по сравнению с 2000 годом, производство мяса значительно уменьшилось, при чем в 2001 году намечался небольшой рост производства. На временном промежутке с 2002 по 2008 год наблюдается неуклонное снижение.

Рис. 15.5. Производство молока.

Рассматривая данный рисунок, можно сказать, что в период с 2000 по 2001 год производство молока немного уменьшилось, но в период с 2001 по 2004 год намечался небольшой рост производства, однако с 2004 года производство молока в Японии снизилось и в 2008 году опустилось до минимальной отметки за 10 лет.

Рыболовство. Япония – крупная рыболовная держава. Высокой эффективностью отмечен промысел в глубоких водах. В акватории северных островов добываются лососевые, треска и сельдь, у побережья южных островов – тунец, скумбрия и сардины.

Рис. 15.6. Рыболовство.

Рассматривая данный рисунок, можно сказать, что рост производства рыбы

намечался лишь в период с 2002 по 2003 год. На всем остальном временном промежутке наблюдается устойчивое снижение.

Транспорт. Япония располагает развитой железнодорожной сетью, современным каботажным флотом и неплохой системой автомобильных дорог.

Таблица 15.15

Объем пассажирских перевозок (млн. человек)

 

железная дорога

автомашины

воздушные перевозки

 

Японские Железные Дороги

фирмы, не являющиеся представителями ЯЖД

для коммерческих нужд

для частных нужд

пассажирские автомобили

грузовые машины

лекговые автомобили

внутри страны

на международном уровне

 

 

 

 

 

 

 

 

1 000

1999

8 718

13 033

7 655

54 392

37 661

2 579

14 152

91 590

17 844

2000

8 671

12 976

7 491

55 350

36 505

2 485

14 783

92 875

19 543

2001

8 650

13 070

7 238

57 352

37 684

2 465

15 608

94 583

16 905

2002

8 585

12 976

7 141

58 339

38 139

2 406

16 283

96 688

17 891

2003

8 642

13 116

7 078

58 855

37 892

2 377

17 121

95 545

14 454

2004

8 618

13 068

6 870

59 121

37 559

2 201

17 992

93 764

18 274

2005

8 683

13 280

6 763

59 184

37 358

2 083

18 399

94 507

17 676

2006

8 778

13 465

6 747

59 197

36 570

2 022

19 233

96 975

17 410

2007

8 988

13 853

6 697

60 211

36 625

2 004

20 180

94 862

17 681

2008

8 984

13 992

...

...

...

...

...

90 675

15 886

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009. 01

748

1 152

536

5 003

3 098

137

1 670

6 506

1 258

2009. 02

648

1 071

486

4 405

2 622

146

1 530

6 185

1 202

2009. 03

738

1 143

558

4 987

2 953

159

1 779

7 643

1 342

2009. 04

755

1 189

...

...

...

...

...

p6 066

p1 227

2009. 05

772

1 196

...

...

...

...

...

p6 748

p1 096

2009. 06

...

...

...

...

...

...

...

p6 360

p1 057

2009. 07

...

...

...

...

...

...

...

p7 304

p1 373

Источник: http://www.stat.go.jp/

Более половины объема железнодорожных перевозок осуществляется Японскими Железными дорогами. Перевозки пассажирскими автомобилями в три раза превышают перевозки легковыми автомобилями. Внутри страны осуществляется практически в пять раз больше перевозок, чем на международном уровне.

Объемы грузовых перевозок с помощью Японских железных дорог превышает объем перевозок с помощью фирм, не являющихся представителями Японских железных дорог. Однако гораздо больший объем перевозок осуществляется с помощью автомобилями. Затем идут воздушные перевозки, на третьем месте – по воде.

Таблица 15.16.

Объем грузовых перевозок (х100 т)

 

железные дороги

автомобили

морской транспорт

воздушный транспорт

 

Японская железная

дорога

фирмы, не являющиеся представителями ЯЖД

общее число

каботажные суда

на международном

уровне

1999

39 154

19 531

5 863 259

515 731

1 156.79

2000

39 620

19 654

5 773 619

527 367

1 160.82

2001

39 026

19 642

5 578 227

511 268

1 032.87

2002

38 197

18 395

5 339 487

490 880

1 215.47

2003

37 552

16 051

5 234 076

438 146

1 242.89

2004

36 789

15 431

5 075 877

433 249

1 323.45

2005

36 864

15 610

4 965 874

423 348

1 325.41

2006

36 371

15 501

4 961 325

413 747

1 310.41

2007

35 958

14 892

4 932 539

407 481

1 376.07

2008

32 850

13 376

...

376 294

1 201.88

 

 

 

 

 

 

2009. 01

2 548

988

352 401

28 129

67.8

2009. 02

2 363

1 023

334 581

27 344

68.52

2009. 03

2 697

1 044

409 028

28 580

86.91

2009. 04

2 527

929

...

24 632

p86.71

2009. 05

2 119

785

...

24 859

p89.27

2009. 06

...

...

...

26 385

p101.52

2009. 07

...

...

...

27 315

p105.68

Источник: http://www.stat.go.jp/

Лекция 16. Развивающиеся страны в мировой экономике.

  1. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира.

  2. Экономика новых индустриальных стран (НИС). Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в национальных экономиках.

  3. Слаборазвитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства.

  4. Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации..