52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. определяет основную цель России как развитие дружеских отношений и взаимовыгодного сотрудничества со странами региона. При этом имеются в виду как двусторонние, так и многосторонние форматы. Поэтому руководство России выступает за развитие многоплановых отношений с государствами и региональными организациями Ближнего и Среднего Востока. Такой подход объясняется непосредственной близостью данного региона к российским границам, его стратегической значимостью и большим экономическим потенциалом. Учитывается, что в этих странах проживают сотни тысяч выходцев из России, многие из которых сохраняют российское гражданство, и находятся религиозные центры мировых религий. Россия в новое время не воевала против арабских народов, не имела территориальных притязаний и поэтому традиционно пользуется уважением и большим авторитетом на Ближнем Востоке.
Россия прилагает большие усилия по координации позиций и взаимодействия со странами региона в вопросах:
– укрепления безопасности;
– нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
– разоружения и предотвращения гонки вооружений.
Россия поддерживает идею создания здесь зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Она стремится наладить взаимодействие со странами региона в борьбе с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, легализацией преступных доходов и незаконным оборотом наркотиков.
Центральное место в политике Москвы на Ближнем и Среднем Востоке составляет поиск путей политического урегулирования арабо-израильского конфликта, ситуации вокруг Афганистана, иранской ядерной проблемы, кризиса в провинции Дарфур в Судане. Россия выступает за единство и территориальную целостность Ирака, причем реальный путь к этой цели, по мнению Москвы, лежит через достижение национального согласия и внутриполитического диалога.
Важной вехой в сближении со странами региона стало желание России принять участие в работе Организации Исламская конференция (ОИК), выдвинутое в августе 2003 г. во время визита президента В.В. Путина в Малайзию. В июне 2005 г. Россия получила статус наблюдателя в ОИК. Интенсификация контактов с ОИК на различных уровнях привела к расширению и межгосударственного сотрудничества России со странами Ближнего и Среднего Востока, особенно с Саудовской Аравией, ОАЭ и Катаром.
Все более регулярной становится практика двусторонних и многосторонних политических консультаций со странами Аравийского полуострова по региональным и международным проблемам:
– противодействию международному терроризму;
– ближневосточному урегулированию;
– путям решения проблемы безопасности в Ираке и его социально-экономического восстановления;
– ситуации вокруг Сирии и Ливана;
– иранскому ядерному досье;
– вопросам реформирования ООН и многим другим.
Со многими из этих стран Россию сближают:
– позиции по широкому кругу международных и региональных проблем;
– общее видение нового, более безопасного, стабильного и справедливого миропорядка;
– неприятие всех форм и проявлений международного терроризма;
– утверждение примата международного права и урегулирования существующих конфликтных ситуаций политическими средствами.
Особое место на переговорах последнего времени заняла тематика межцивилизационного диалога. Так, в ходе российско-кувейтских переговоров в мае 2006 г. было отмечено, что «Россия и Кувейт в условиях, когда напряженность в межконфессиональных отношениях становится все заметнее в ряде стран и все ощутимее довлеет в международных делах, выступают за продвижение идей взаимопонимания и уважения, укрепление межцивилизационного партнерства».
Российская Федерации в первое десятилетие XXI века значительно активизировала свою политическую активность, связанную с разрешением палестино-израильского конфликта, как и в целом сделала более явным и результативным свое присутствие в делах Ближнего и Среднего Востока. В “Концепции внешней политики Российской Федерации”, принятой в июне 2008 года. подчеркивается: “Россия будет вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки на Ближнем востоке, используя свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника квартета международных посредников. Главная цель состоит в мобилизации коллективных усилий для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Такое урегулирование должно быть достигнуто с участие и при учете законных интересов всех государств и народов, от которых зависит стабильность в регионе. Российская Федерация выступает за наращивание коллективных усилий на основе взаимного уважения, направленных на содействие прекращению насилия и на достижение политического урегулирования в Ираке путем национального примирения и восстановления полноценной государственности и экономики этой страны”. Подробнее с историей и тд и тп – в лекции номер 18 …
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.