Слайд 8. Факторы влияющие на изменение мировых цен
акторы, влияющие на изменение мировых цен.На мировом рынке на формирование цены оказывают влияние различные ценообразующие факторы, которые условно можно разделить на пять групп.К общеэкономическим факторам, действующим независимо от вида товара и условий его производства, относят:
экономический цикл,
состояние совокупного спроса и предложения,
инфляцию.
К конкретно экономическим факторам можно отнести:
издержки,
прибыль,
налоги и сборы,
предложение и спрос с учетом взаимозаменяемости товаров, потребительские свойства: качество, надежность, дизайн, престижность. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых товаров и услуг:
сезонность,
комплектность,
эксплуатационные расходы,
условия сервиса.
Специальные факторы связаны с действием особых экономических механизмов:
государственное регулирование,
валютный курс.
В современных условиях одним из факторов, оказывающих существенное влияние на уровень мировых цен, является научно-технический прогресс. НТП способствует росту производительности труда и эффективности производства, что приводит к снижению себестоимости. Одновременно улучшение потребительских свойств промышленных изделий ведет к дополнительным затратам и увеличению их стоимости. Таким образом, НТП приводит к относительному удешевлению промышленной продукции в расчете на единицу полезного эффекта при увеличении ее абсолютной стоимости.
Степень монополизации предложения товара. Монополизация предложения проявляется в контроле продавцом уровня цены товара, то есть продавец имеет возможность выбирать между высокой и низкой ценой, и чем выше степень монополизации предложения, тем больше влияния фирм-производителей на уровень цены и, следовательно, тем больше монопольная сверхприбыль.
Выделяют четыре вида структуры рынка, характеризующейся существенной монополизацией предложения. Это:
рынок совершенной (чистой) конкуренции;
рынок чистой монополии;
рынок монополистической конкуренции;
рынок конкуренции не многих поставщиков (олигополия ).
Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли, что в значительной степени влияет на механизм ценообразования.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях названной рыночной модели, это приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисканту), который не столь значителен 3-5% .Однако объемы поставок возрастают.
Особенностью данного рынка является то обстоятельство, что поставщики продукции как сами экспортеры, так и их торговые агенты стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. При этом конкурирующие фирмы ориентируются на товары, производственные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства. К данному типу рынка можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, продовольствием и т.д.
Рынок чистой монополии или рынок поставщика характеризуется наличием одного поставщика единственного товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом и он же контролирует все предложения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, что затрудняет проникновение на рынок конкурента. Монополист, в силу самой природы данного рынка, стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную для производителя прибыль. Под диктовку монополиста происходит оптимальный подбор объемов производства и цен с тем, чтобы совокупный доход был как можно выше.
Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка. На данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм (аутсайдеры), но которые занимают видное место на рынке и способные дать более выгодные предложения. Значительное влияние на цены оказывают представители разных отраслей, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. Например, поставка металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. Здесь при формировании цен учитывается конкуренция товаров заменяющим по своим качествам традиционные. Или, компании Австралии и Англии, традиционно поставляющие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей - поставщиков химических волокон.
Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами экспортерами, как правило, существуют соглашение о сотрудничестве и сферах их влияния. Кроме того, зачастую фирмы обладают также эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья. Практика ценообразования на поставляемую продукцию такова, что любое крупное решение, принимаемое экспортером - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т. д. требует неофициальной договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигается соглашение о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства. Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке приводит компанию к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого достигается соглашение относительно объемов производства, ценовой политики, раздела рынка сбыта с целью подержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулирующим мировой рынок нефти, является например, ОПЕК, (организация стран экспортеров нефти), в которой в течение длительного периода времени удается довольно успешно регулировать нефтяные рынки.
Для компаний, участвующих в работе при помощи подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т. е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий.
Таким образом, величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, т.е. от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Одновременно при этом отмечается, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.
Государственное регулирование. Важное значение имеет также таможенная политика в области импорта и экспорта. В сфере импорта государственная таможенная политика направлена на удешевление импортируемого сырья и затруднение доступа на внутренний рынок готовых изделий из-за рубежа. Как правило, импортное сырье не облагается таможенными пошлинами или их размер крайне незначителен. Это снижает издержки местных производителей готовых изделий. И, наоборот, таможенные пошлины на импортируемые готовые изделия устанавливаются на высоком уровне, что позволяет местным производителям успешно конкурировать на внутреннем рынке и при повышенном уровне издержек производства и цен. В последние десятилетия в развитых странах идет процесс либерализации торговли, снижения таможенных барьеров, однако протекционизм тем не менее остается.
Во многих государствах практикуются количественные ограничения импорта, лицензирование. В 70-х годах получили распространение так называемые «добровольные» ограничения ввоза товаров из одной страны в другую на основе правительственных договоренностей. Практикуется также установление минимальных цен, по которым иностранные экспортеры обязаны продавать свои товары. Однако снижение цен ниже определенного уровня рассматривается как демпинг и преследуется.
Демпинг представляет собой сбыт на внешних рынках товаров по ценам значительно ниже внутренних с целью завоевания внешних рынков, расширения производства и сбыта. В условиях общего снижения таможенных барьеров обвинения в нарушении „справедливой торговли" и связанные с этим санкции стали одним из средств борьбы с поступлением дешевых товаров на внутренние рынки.
Препятствуя демпингу со стороны иностранных конкурентов, государства в то же время способствуют осуществлению национальными компаниями демпинговой политики. Непременным условием демпинга является ограждение внутреннего рынка, поддержание на нем высоких цен. Достижение этой цели обеспечивает политика государств в области экспорта. Однако, широко используются экспортные субсидии, а также освобождение экспортируемых товаров от налогов. К мерам по стимулированию экспорта, относится государственное кредитование экспортных поставок. Стремление монополий к экспансии на внешних рынках, активно поддерживаемое государством, приводит к существенному разрыву между внутренними и экспортными ценами.
Таким образом, государственное регулирование в области ценообразования направлено на поддержание внутренних цен на высоком уровне, в то время как экспортные цены должны обеспечивать конкурентоспособность товаров на внешних рынках.
- Содержание
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 4. Сущность цены
- Слайд 6. Экономическая природа цены
- Слайд 7. Виды ценовых политик
- Слайд 8. Факторы влияющие на формирование цены
- Слайд 9. Субъекты ценообразования
- Тема 1.2 Система цен
- Слайд 1.
- Слайд 5. Предметы торга на международных аукционах
- Слайд 6. Стоимость кредита
- Слайд 7. Наименование трейдеров
- Слайд 8. Методы оценки интеллектуальной собственности
- Слайд 9. Виды цен
- Слайд 10. Инкотермс-2010
- Тема 1.3 Стоимость и цена
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3. Общественно необходимые затраты труда
- Слайд 4. Двойственный характер труда
- Слайд 5. Причины товарного производства
- Слайд 6. Функции закона стоимости
- Модуль 2. Ценовой механизм в рыночной экономике
- Слайд 1.
- Слайд 8. Основные виды ценовых стратегий
- Тема 2.2 Цена и финансово-кредитные отношения
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3. Финансовые отношения предприятий
- Слайд 4. Финансовая политика
- Слайд 5.
- Слайд 6.
- Слайд 7.
- Слайд 8.
- Слайд 9. Факторы, формирующие конъюнктуру рынка
- Слайд 10.
- Слайд 11.
- Слайд 12. Методы борьбы с инфляцией
- Тема 2.3 Цена и система налогообложения
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 8. Налоговый кодекс, его структура
- Слайд 9. Ндс. Способы исчисления
- Слайд 12. Страховые взносы
- Тема 2.4 Ценообразование и система страхования
- Слайд 4.
- Слайд 5.
- Слайд 6. Отрасли и подотрасли страхования
- Слайд 7. Система понятий
- Модуль 3. Ценообразование на мировом рынке т слайд 1. Титульный листема 3.1 Ценообразование на мировом рынке товаров и услуг
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 4. Взаимосвязь мировых и внутренних цен
- Слайд 5.
- Слайд 6.
- Слайд 7. Источники информации о мировых ценах
- Слайд 8. Факторы влияющие на изменение мировых цен
- Слайд 9. Мировые цены по виду сделок
- Слайд 10.
- Тема 3.2 Контрактные цены, методы и этапы их формирования
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 4. Платежные условия контрактных цен
- Слайд 5.
- Слайд 6. Расчет цены на экспортируемую продукцию
- Слайд 7. Цены внешнеторговых контрактов
- Т слайд 1. Титульный листема 3.3 Методы внесения коммерческих поправок в контрактные цены
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 4.
- Слайд 5.
- Слайд 6.
- Слайд 8. Транспортные тарифы
- Слайд 9.
- Тема 3.4 Контрактная внешнеторговая цена как база определения таможенной стоимости
- Слайд 1.
- Слайд 2.
- Слайд 3.
- Слайд 4. Структура таможенных платежей
- Слайд 5.
- Слайд 6.