1.4. Принципы и задачи внешнеэкономической стратегии рУз в переходном периоде
В современных условиях значение проблем активизации участия экономики Республики Узбекистан во внешнеэкономических связях выходит далеко за пределы узко ограниченной экономической задачи приобретения валютных ресурсов для обеспечения импортных закупок. Выход из кризисного состояния и стабилизация экономики, достижение научно-технического и хозяйственного прогресса, успешное решение задач социально ориентированной стратегии развития, обоснованная структурная и инвестиционная политика сегодня объективно невозможны без органического встраивания внешнеэкономического фактора в воспроизводственный процесс.
Значение места и роли всей совокупности внешних факторов воспроизводственного процесса находит выражение в определенных количественных показателях и качественных признаках. В условиях усиления экономической взаимозависимости стран количественные показатели мирохозяйственных воспроизводственных связей национальных экономик достигают существенного уровня, свидетельствуют о диверсификации их сферы, органически встраиваются в условия расширенного воспроизводства, составляя одну из важных и неотъемлемых предпосылок поддержания его пропорциональности. Согласно расчетным данным, объем международной торговли составляет в настоящее время 1/8 - 1/6 совокупного мирового производства для отдельных стран соответствующий показатель находится в пределах 16-18% к валовому внутреннему продукту - США, 36-39 % - Германия, 110-135 % - Бельгия, Венгрия, Сингапур. Доля внешнеторгового оборота в валовом национальном продукте Узбекистана в последние годы колебалась в пределах 10-12%.
Влияние внешнеэкономического фактора на экономику Узбекистана пока невелико, хотя также имеет тенденцию к росту.
Эпоха однозначной ориентации на собственные силы уходит в прошлое. Такой курс в конечном счете становится тормозом экономического и социального развития, связан с нерациональным использованием ресурсов, затрудняет в конечном итоге продвижение к рыночной экономике.
Условия осуществления внешнеэкономической деятельности Узбекистана в настоящее время значительно изменились. Идея расширения самостоятельности хозяйственных субъектов на внешнем рынке привела к определенным позитивным результатам в части осуществления концепции перехода народного хозяйства к рыночным отношениям и создания экономики открытого типа.
Практически заново образуется система государственного регулирования внешнеэкономическими связями, работают органы республиканского и регионального управления внешнеэкономической деятельности. Процесс самостоятельного выхода предприятий на внешний рынок стимулировал создание новых организационно-хозяйственных структур и что особенно можно отметить, соответствующей нормативно-правовой базы. Принятые республиканские законы призваны регулировать внешнеэкономическую деятельность отдельных участников независимо от форм их собственности и обеспечивать надежную гарантию деятельности иностранных инвесторов на территории республики в соответствии с международными нормами и правилами, что создает условия интеграции экономики республики с мировым хозяйством.
Существенно расширились самостоятельность территориальных образований по внешнеэкономической деятельности.
К внешнеэкономическим связям подключаются практически все крупные города и районы Узбекистана.
В целом с 1996 по 1997 год внешнеторговый оборот Узбекистана имел тенденцию к росту.
Новые подходы к организации формирующегося внешнеэкономического комплекса Узбекистана поставили на обсуждение вопрос об участии республики в международном разделении труда не только в рамках внешнеторговой деятельности, но и в наиболее современных формах внешнеэкономического сотрудничества. К ним, в частности относится совместная с предприятиями, фирмами, организациями зарубежных стран хозяйственная деятельность на территории республики.
Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения Республике Узбекистан после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для Республике Узбекистан хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость Республике Узбекистан от внешних рынков более чем удвоилась.
И дело не только в количественных показателях. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.
Все эти обстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики России и механизма ее реализации.
Основные принципы ВЭП Республике Узбекистан . Для формирования эффективной ВЭП необходимо четко и ясно определить ее основные принципы. Так, центральное место в ВЭП уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников ВЭД, с тем чтобы оно отвечало общенациональным интересам. - Раньше, в условиях государственной монополии на ВЭД, когда в СССР господствовала государственная собственность, а число участников ВЭС не превышало несколько десятков, практически вся эта деятельность управлялась из одного центра *на базе государственного плана, что и приводило к не заинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате к огромной массе не установленного импортного оборудования и Другим негативным последствиям.
В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Республика Узбекистан отказалась от государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях — выработка ВЭП, адекватной рыночным принципам функционирования узбекской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство. | В принципиальном плане выбор в Узбекистане модели “открытой” экономики и либерализации ВЭС явился, безусловно, правильным. Однако в толковании самой сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с самого начала осуществления реформ не было достаточной ясности и четкости, Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой “шоковой” либерализации БЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной, преобразующей роли государства.
В реальной политике руководства Республики Узбекистан эти два подхода постоянно смешивались и сталкивались. Меры по “шоковому” открытию внутреннего рынка и либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта — с нетарифными. Нескордированными были действия в области ценовой, валютной и внешнеторговой политики, а также практические решения, принимаемые различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, оказались кардинально ослаблены их конкурентные возможности на внешних рынках, что значительно уменьшило объем национального экспорта.
Все это заставило отказаться от шоковых методов и прорабатывать приближенную к реальным условиям Республики Узбекистан модель ВЭП. I Основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе одобренного в 1993 г. современного таможенного законодательства Республики Узбекистан. Это позволяет нашей стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию [ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для перенесения через ВЭС рыночных методов и механизмов внутрь национальной экономики.
Следовательно, в сложных отечественных условиях раскрытие национальной экономики вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику (которых пока нет), при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма. Во всяком случае здесь неприменим как монетаристский “естественный отбор” предприятий, так и всеобъемлющий протекционизм, искусственно закрепляющий монопольные позиции отечественных производителей независимо от результатов их деятельности. Поэтому в основе ВЭП Республике Узбекистан лежит по крайней мере четыре принципа: 1) преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается ВЭП страны, (включая ее таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций;
2) изменение ВЭД узбекских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;
3) четкое разделение функций осуществления ВЭП между ветвями республики, ведомствами, а также ее субъектами;
4) ВЭП является составной частью внешней политики Республики Узбекистан. Если дипломатия не служит войне, она служит торговле, и поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики. Соотношение экономических и административньгх методов. Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые обычно в странах с рыночной экономикой, становятся главными в Узбекистане. Последовательный отказ от экспортного тарифа (не применяемого, кстати, в промышленно развитых государствах) должен безусловно сопровождаться стимулированием экспортной деятельности, которая в конечном счете обеспечит увеличение бюджетных доходов от внешней торговли. Одновременно регулирование экспорта будет | осуществляться через общепринятую в мировой практике сие-|тему прогрессивного налогообложения, а не путем использования экспортных пошлин.
Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭС. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции, и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.
Однако активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию.
Ключевые слова: Понятия ВЭД, экспорт, импорт, формы ВЭД, торговля готовой продукции, встречные поставки, бартер, торговля лицензиями, инжиниринговые услуги, принципы ВЭД.
Контрольные вопроси:
Роль ВЭД в развитии экономики страны.
Главные направления воздействия внешнеэкономического фактора на развитии производительных сил Узбекистана.
Предмет курса “Основы ВЭД”.
Задачи курса “Основы ВЭД”.
Виды ВЭД.
Принципы развития ВЭД Узбикистана.
- Тема 1: сущность внешнеэкономической деятельности. Предмет курса "основы внешнеэкономической деятельности” (2 ч.)
- 1.1. Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики.
- 1.2. Предмет и задачи курса "Основы внешнеэкономической деятельности"
- 1.3. Виды внешнеэкономической деятельности.
- 1.4. Принципы и задачи внешнеэкономической стратегии рУз в переходном периоде
- Рекомендуемая литература:
- Тема 2. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. (2 ч.)
- 2.1. Сущность и особенности управления внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Международная регламентация внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью.
- 2.4. Государственные меры стимулирования экспорта.
- Рекомендуемая литература:
- Тема 3. Формы осуществления вэд и установление деловых отнощений. (2 ч.)
- 3.1. Классификация внешнеторговых операций.
- 3.2. Крупномасштабные операции на компенсационной основе.
- 3.3. Особые формы осуществления вэд.
- 3.4. Классификация фирм, действующих на мировом рынке.
- 3.5. Методы изучения деловых отношений и порядок их оформления.
- Оферта.
- Твердая оферта.
- Свободная оферта.
- Запрос.
- Тема: 4. Внешнеторговый контракт купли продажи. (4 ч.)
- 4.1. Необходимость и значение изучения внешнеторгового контракта.
- 4.2.Условии контракта.
- Контракт No 1/010693-гк
- Спецификация
- Рекомендуемая литература:
- Тема 5. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. (2 ч.)
- 5.1. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности.
- 5.2. Правовое регулирование внешнеторговых перевозок.
- 5.3. Оценка затрат на транспортные операции.
- 5.4. Договоры на перевозку внешнеторговых грузов.
- Тема 6. Инвестиции во внешнеэкономической деятельности. (4 ч.)
- 1. Разработка ассортимента товаров: традиционные;
- 2. Разработка упаковки и маркировки
- 7. Определение путей товародвижения: обработка заказов;
- Iil Подготовка персонала
- 6.3. Обеспечение инвестиционной программы.
- Тема 7: страхование внешнеэкономической деятельности. ( 4 ч.)
- 7.1. Сущность и виды рисков во вэд.
- Установление баланса Национальной компании экспортно-импортного страхования "Узбекинвест" за 1995-1996 гг. (в тыс. Долл.)
- 7.2. Организация и техника страхования вэд.
- 7.3. Валютные риски и методы их страхования.
- 7.4. Транспортное страхование грузов.