logo search
Методичка МЭ 2014

6.Международные валютно-финансовые организации

Международные валютные отношения регулируются рядом международных организаций – МВФ, ВБ, БМР, Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Главную тяжесть выполнения миссии по стабилизации валютных отношений взял на себя МВФ.

С целью решения проблем восстановления и стабилизации раз­рушенной во Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась предста­вительная международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учрежде­нии двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность миро­вых валютных систем, а Банк — стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью про­возглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире.

Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и соби­рается ежегодно. Директорат — исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географиче­скому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с ус­тановленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в междуна­родной торговле. Первоначально взносы уплачивались частич­но золотом (четверть квоты) и частично национальной валю­той. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчи­тываться в SDR (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.

В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл. В настоящее вре­мя число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограни­ченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.

Основными функциями МВФ являются:

• содействие развитию международной торговли и валют­ного сотрудничества;

• поддержание устойчивости валютных паритетов и устране­ние валютных ограничений;

• предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, пла­тежного баланса и т.д.

По мере расширения дея­тельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) — в 1960г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — в 1966 г. и Многостороннее агентство по гаранти­рованию инвестиций (МАГИ) — в 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР — родоначальника и цен­тральное звено Группы — именуют Всемирным банком (ВБ).

Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении эко­номического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

Совет управляющих — высший руководящий орган Банка. Он состоит из министров финансов или управляющих цен­тральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера ак­ционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят со­вместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент Банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Ре­гиональные представители выбираются от одной или несколь­ких стран. Российская Федерация имеет отдельного представи­теля. Председатель вносит на рассмотрение предложения о вы­делении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7000 человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.

Основными функциями ВБ являются:

• инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений- от здравоохранения, образо­вания и окружающей среды до инфраструктур и реформ эко­номической политики;

• аналитическая и консультативная деятельность по эконо­мическим вопросам;

• постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;

• посредничество в перераспределении ресурсов между бога­тыми и бедными странами.

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долл. еже­годно), хотя ее максимизация не является его основной зада­чей. Прибыль используется на собственное развитие, а диви­денды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно:

• выделение ресурсов — только для эффективных капитало­вложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

• принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

• предоставление кредитов — только под гарантии прави­тельств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;

• отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;

• направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран, В Б привлекает ресур­сы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обя­зательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соот­ношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран, В Б привлекает ресур­сы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обя­зательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соот­ношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в раз­вивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у ВБ.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную под­держку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охра­не окружающей среды. Предоставляются также консультатив­ные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проек­там; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (не владение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осущест­вляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет зай­мы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

Международная ассоциация развития (MAP) создана для ока­зания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30—40 лет в за­висимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой пла­тежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоя­щее время имеют страны с годовым доходом на душу населе­ния, не превышающим 835 долл.

Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и пла­тежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вно­сит существенный вклад в пополнение средств Ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет креди­ты по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл., ее членами являются 159 стран.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения ин­вестиций путем обеспечения условий для проведения примири­тельных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 30.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством пре­доставления инвестором гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспо­рядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предос­тавляет также консультативные услуги правительствам по вопро­сам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение от­дается обоснованным с финансовой, экономической и эколо­гической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют част­ные инвестиции в течение 15—20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

Появление этих институтов связано с ускорившимся в 60-е гг. распадом мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интеграции раз­вивающихся стран. К региональным банкам относятся: Меж­американский банк развития (МаБР — учрежден в 1959 г.); Аф­риканский банк развития (АфБР — 1964 г.) и Азиатский банк развития (АзБР — 1966 г.). Учредителями банков кроме разви­вающихся стран соответствующих регионов стали и другие го­сударства: США, Япония, отдельные страны Западной Европы. Это позволило расширить финансовые возможности их дея­тельности.

Банки имеют сходные цели, осуществляют однотипные опе­рации, сотрудничество между собой и с другими международ­ными институтами. Развивающиеся страны-участницы получа­ют их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также на развитие предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

ЕИБ учрежден в 1958 г. странами — членами ЕС. Целями создания Банка провозглашались долгосрочное (20—25 лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление со­вместных проектов стран-участниц, совершенствование отрас­левой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30—40 лет) кредитование ассоциированных участников.

Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и Директорат — президент и несколько его за­местителей возглавляют Банк. Такие страны, как ФРГ, Фран­ция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала, составляющего примерно 15 млрд. ЭКЮ. Размер ре­зервного капитала превышает 10% уставного фонда.

ЕИБ привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию об­лигаций, номинал которых выражается в долларах США, мар­ках ФРГ и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций — основные направления вложений Банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно по­крывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в ЭКЮ и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Такие стра­ны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия являются лиди­рующими заемщиками Банка.

В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфра­структурных проектов, в частности развитие энергетики. Мел­кие и средние смешанные компании при этом получают ресур­сы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым Банк предоставляет финансовую поддержку. Помимо этого ЕИБ на льготных условиях финансирует развивающиеся страны — ассоциированные члены ЕС.

Кроме ЕИБ в рамках ЕС и Европейской валютной системы (ЕВС) действуют и другие, менее масштабные кредитно-финан­совые организации, в том числе Европейский фонд валютного со­трудничества (ЕФВС) и Европейский денежный фонд сотрудни­чества (ЕДФС). Эти организации выполняют возложенные на них учредителями функции и решают свои задачи.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

ЕБРР учрежден в 1991 г. для содействия странам Централь­ной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении ры­ночной экономики. Учредителями Банка в настоящее время являются 60 государств, включая все европейские страны, РФ, ряд стран других регионов мира (США, Японию) и такие организации, как ЕС и ЕИБ. Уставный капитал составляет 20 млрд. ЭКЮ. Банк осуществляет свою деятельность в странах-операций, число которых достигло 26 после вступления в него в 1996 г. Боснии и Герцеговины. Штаб-квартира ЕБРР распо­ложена в Лондоне, а 28 представительств — во всех странах-операций (кроме Армении). В отличие от других стран, РФ имеет четыре представительства: центральное — в Москве и региональные — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Влади­востоке.

Совет управляющих во главе с председателем и двумя замес­тителями руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои полномочия он де­легирует Совету директоров, осуществляющему руководство повседневной деятельностью и состоящему из президента, че­тырех заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров входит в состав одного из трех комитетов Совета: ревизионно­го, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структура Банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (де­партаменты и отделы). Общая численность сотрудников Банка превышает 1100 человек (учитывая представительства в странах-операций).

ЕБРР взаимодействует со многими международными инсти­тутами и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к уча­стию в осуществлении различных проектов также частные на­циональные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финанси­руемых проектов и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации Банк тра­диционно уделяет пристальное внимание.

Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, ЕБРР предоставляет свои услуги по ком­мерческим ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, ну­ждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. Банк действует как в государственном, так и в частном секто­рах экономики, принимая на себя риски, непосильные многим национальным и зарубежным инвесторам.

Основными функциями ЕБРР являются:

• прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

• инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и ча­стных предприятий:

• предоставление гарантий для содействия заемщикам в по­лучении доступа к источникам капитала;

• финансирование с помощью посредников мелких и сред­них предприятий.

К числу операционных приоритетов Банка относятся: разви­тие частного сектора, охват всех стран-операций, работа с фи­нансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран-операций, в том числе путем повышения эффективности энергоиспользования.

В своей деятельности Банк придерживается следующих ос­новных принципов:

• ограничение объема финансирования пределами 35% об­щих издержек по каждому проекту;

• требование к другим, в частности промышленным инве­сторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;

• предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной тре­ти акционерного капитала;

• требование к другим участникам софинансировании выде­ления дополнительных средств;

• не предоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

• необязательность денежной формы доли местного участ­ника проекта.

Прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям и в первую очередь с участием ино­странного капитала. При их кредитовании Банк обычно не тре­бует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США, марках ФРГ и ЭКЮ и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. В по­следнее время Банк начал фондировать кредиты (привлекать для них средства) в ряде местных валют.

Минимальная сумма кредитов ЕБРР составляет 5 млн. ЭКЮ, однако он находит возможности для работы с мелки­ми и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составляли 25, а в частном — 16 млн. ЭКЮ. Срочность кредитов обычно составляет 5—10 лет, а в исключительных случаях (инфра­структурные проекты) — до 15 лет. Плата за кредит устанав­ливается с маржой, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под «плавающий» или фиксирован­ный процент, а также в некоторых других вариантах. Основная сумма кредитов погашается равными долями каждые полгода.

Финансируемые клиенты обязаны обеспечивать страхование традиционно страхуемых рисков, к которым Банк не относит политические риски и риски неконвертируемости местных ва­лют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых проектов — движимое и недвижимое имущество, акции, пере­уступка прав и т.д. Кредиты ЕБРР исключаются из сумм госу­дарственного долга при его реструктуризации, т.е. Банк имеет статус привилегированного кредитора.

Инвестирование средств в акционерные капиталы осуществля­ется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом Банк не приобретает контрольных пакетов акций и не принимает прямой ответст­венности за управление предприятиями. Он может также га­рантировать размещение акций, выпущенных государственны­ми или частными предприятиями.

Предоставление гарантий практикуется для оказания помощи заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гаран­тии могут быть от всех рисков, частные и др. При этом кредит­ный риск должен быть известен и приемлем для Банка.

Помимо ресурсов, направляемых в акционерные капиталы, каждый РФВК на безвозмездной основе получает от правительств стран-доноров (ФРГ, Япония, США, Франция, Италия, Финляндия, Норвегия, Швеция) и ЕС дополнительные средст­ва в размере по 20 млн. долл. Они предназначены для покрытия операционных издержек, проведения экспертиз потенциальных объектов инвестирования и консультирования предприятий.

7. Понятие валютной системы и ее структура. Основные элементы национальной и мировой валютной системы

Валютная система — это форма организации валютных отноше­ний, закрепленная национальным законодательством (нацио­нальная система) или межгосударственным соглашением (миро­вая и региональная системы).

Валютные отношения представляют собой разновидность де­нежных отношений, возникающих при функционировании де­нег в международном обороте. Деньги, обслуживающие между­народные отношения, называются валютой.

Различают национальную, мировую и региональную валют­ные системы.

Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государ­ствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.

Основные элементы национальной валютной системы:

• национальная валюта;

• национальное регулирование международной валютной ликвидности;

• режим курса национальной валюты;

• национальное регулирование валютных ограничений и ус­ловий конвертируемости национальной валюты;

• режим национальных рынков валюты и золота;

• национальные органы, осуществляющие валютное регули­рование (законодательные органы, центральный банк, Минфин, Минэкономики, таможенный комитет и др.).

По мере интернационализации хозяйственных связей на ос­нове национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валют­ных отношений — мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударст­венными соглашениями.

Основные элементы мировой и региональной валютных сис­тем:

• виды денег, выполняющих функции международного пла­тежного и резервного средства;

• межгосударственное регулирование международной валют­ной ликвидности;

• межгосударственная регламентация режимов валютного курса;

• межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;

• режим мировых рынков валюты и золота;

• международные валютно-кредитные организации, осуще­ствляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Ев­ропейский валютный институт.

Национальная валютная система базируется на националь­ной валюте. Национальная валюта - денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в без­наличной (остатки на банковских счетах). Ее эмитентами яв­ляются национальные коммерческие и центральные банки.

Первоначально единственным видом мировых денег было золото, причем в форме слитков. Золотые монеты для исполь­зования в международных расчетах нужно было отлить в слит­ки, а затем перечеканить в монеты другой страны. Постепенно с целью снижения издержек обращения в международных рас­четах стали использоваться национальные золотые монеты и кредитные орудия обращения.

Резервная волюта - это конвертируемая национальная валюта, выполняющая функции международного платежного и резервного средства.

Международные денежные единицы являются национальными коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют:

  1. по эмитенту (выпускаются не национальными банками, а между­народными валютно-кредитными организациями);

  2. по форме (выпускаются только в безналичной форме записей на счетах).

Золото выполняет функцию международного резервного средства.

Важный элемент валютной системы — регулирование меж­дународной валютной ликвидности на национальном и межго­сударственном уровне. Под международной валютной ликвидно­стью понимается способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства.

Резервная позиция в МВФ означает право страны — члена МВФ на автоматическое получение у него безусловных креди­тов в иностранной валюте (в пределах 25% от квоты страны в МВФ).

Региональная валютная система — это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня — Европейская валютная система.

Мировая валютная система (МВС) — это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовымиорганизациями.

МВС включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой стороны, валютный механизм.

Валютные отношения представляют собой повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. 

Валютный механизм представляет собой правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях.

МВС прежде всего решает мирохозяйственные задачи, что отражается на ее функциях. В качестве основных функций МВС следует отметить следующие: