Технические меры
Техническими мерами называются НТО, основанные на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам. В эту группу нетарифных ограничений входят, как правило, следующие их виды.
1. Техническое регулирование. Речь идет о нормах, прямо или косвенно устанавливающих технические требования к продукту. К ним относятся:
-
санитарное регулирование, цель которого защитить жизнь и здоровье людей и животных;
-
фитосанитарное регулирование, направленное на защиту растений;
-
регулирующие меры по защите окружающей среды и дикой природы;
-
меры по защите безопасности людей;
-
меры по обеспечению национальной безопасности;
-
меры по предотвращению обмана.
Эти меры вводятся путем издания инструкций, детально регламентирующих действия таможни по осуществлению контроля (например, требование при ввозе товара предварительно проверить соответствующий сертификат, выданный уполномоченными органами страны происхождения товара, а в некоторых случаях — сертификат, выданный соответствующей службой страны-импортера).
К техническим мерам относятся:
-
технические условия, которым должна соответствовать продукция;
-
требования к маркировке, к информации, которую она должна содержать (страна происхождения, вес, специальные обозначения для опасных веществ и т.д.);
-
требования к информации для потребителя, которую должна содержать этикетка;
-
требования к упаковке (материал, способ упаковки);
-
требования контроля, инспекции (в таможенных лабораториях) и карантина (в отношении живых животных и растений);
-
требования к информации о продукте (перечень компонентов, советы по использованию и хранению).
Таким образом, техническое регулирование имеет в настоящее время несколько разновидностей:
а) запрет или ограничение импорта сырьевых товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь и нефть с высоким содержанием серы);
б) использование протекционистских мер в отношении готовых изделий — промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха. В связи с этим, например, в большинстве стран Западной Европы с 1992 г. были установлены жесткие нормы допустимого уровня шума для самолетов и грузового транспорта, состава выхлопных газов для автомобилей, обязательность оснащения нефтеналивных танкеров двойным дном и приемно-разгрузочными устройствами, гарантирующими от попадания нефти в воду и др.;
в) требования к качеству товаров, которые защищают интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от возможного вреда при употреблении. Это относится, прежде всего, к импорту бытовой электротехники, медицинских препаратов и приборов, пищевых продуктов, детских товаров и т.д.
В большинстве стран действуют специфические санитарно-ветеринарные нормы, прежде всего в отношении импорта сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, предметов парфюмерии и т.д., устанавливающие ограничения на использование в производстве перечисленных товаров красителей, различных добавок или, например, употребления гормонов при выращивании скота.
Различия в национальных и фирменных стандартах, а также системах измерения при производстве и оценке их параметров целенаправленно используются государствами для создания нетарифных барьеров против импортной продукции и обеспечения интересов национальных производителей. Данная мера затрагивает около 1/3 товаров мировой торговли.
2. Предотгрузочная инспекция. Заключается в принудительном контроле качества, количества и цены товаров до их отгрузки из страны-экспортера, осуществляемом фирмой-инспектором по поручению страны-импортера. Ценовой контроль направлен на то, чтобы избежать занижения или завышения цены в целях соответственно уклонения от уплаты пошлин или перевода иностранной валюты за рубеж.
3. Специальные таможенные формальности. Примерами могут быть требование предоставлять более подробную информацию, чем содержащаяся в таможенной декларации, требование использовать определенные пункты пропуска и т.д.
Административные инструменты, появившиеся в начале XX в. в связи с увеличением участия во внешней торговле крупных фирм и монополий, в стабильных экономических условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами.
Вопросы и задания:
-
Приведите примеры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России и зарубежных государствах (на примере отдельных товаров или товарных групп)
-
Какие меры со стороны зарубежных государств применяются к Российской Федерации с целью ограничения ее экспорта? Приведите примеры.
-
Какие меры государственной поддержки экспортеров существуют в России? Приведите примеры.
-
Можно ли утверждать, что в России в настоящее время проводится протекционистская политика?
- Введение
- Сущность и основные формы внешнеэкономической деятельности
- Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия
- 1. Организация внешнеэкономической службы предприятия
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности (вэд) на предприятии
- 3. Экономическая эффективность внешней деятельности предприятия
- Виды внешнеторговых операций
- 1. Классификация внешнеторговых операций
- 2. Основные виды внешнеторговых сделок по направлениям торговли
- 3. Основные виды внешнеторговых сделок по формам торговли
- 4. Внешнеторговые сделки по купле-продаже услуг
- 5. Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности
- Классификация международных транспортных операций
- 2. Базисные условия поставки товара: сущность и классификация
- 3. Виды международных транспортных перевозок
- Классификация базисных условий в «Инкотермс – 2000»
- Конъюнктура мирового рынка и организация продвижения товаров
- 1. Понятие конъюнктуры мирового рынка
- 2. Международный маркетинг
- 2. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти
- 4. Решение о методах выхода на рынок
- 5. Решение о структуре комплекса маркетинга
- 6. Решение о структуре службы маркетинга
- Принципы и методы определения внешнеторговых цен
- 1. Понятие и виды внешнеторговых цен
- 2. Принципы определения внешнеторговых (экспортных) цен
- Расчет цены предложения
- 3. Виды цен, привлекаемых в качестве источника информации о ценах мирового рынка
- 4. Порядок определения цен на товары-конкуренты
- 5. Коммерческие поправки к внешнеторговым ценам
- 6. Сопоставление технико-экономических параметров товаров-конкурентов
- Способы оформления и порядок подписания внешнеторгового контракта
- 1. Назначение контракта и его формы
- 2. Подготовка, заключение и исполнение контракта
- Основные этапы проведения типовой экспортно-импортной сделки
- 3. Примерная структура внешнеторгового контракта
- 4. Основные статьи внешнеторгового контракта
- 5. Внешнеторговые документы
- 2. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России
- Территориальные органы управления (управления, службы, представительства центральных органов)
- 3. Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности
- Методы государственного регулирования вэд
- Стимулирующие экспорт
- Административные методы
- Эмбарго на торговлю с отдельными странами
- Паспорт сделки
- 2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3. Понятие и виды нетарифных ограничений
- Паратарифные (сверхтарифные) меры
- Меры контроля над ценами
- Финансовые меры
- Меры количественного контроля
- Монополистические меры
- Технические меры
- Валютное регулирование и валютный контроль в российской федерации
- 1. Валютная политика и валютное регулирование
- 1.1. Валютная система и валютный рынок
- 1.2. Субъекты валютных отношений
- 1.3. Объекты валютного регулирования
- 2. Понятие и организация валютного контроля
- Оглавление
- 424024 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3
- 424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17