logo search
лекции -мировая экономика

7. Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

В состав машиностроительного комплекса в России включают около 70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности . Главные из них — станкостроение, приборостроение, электротехническая промышленность, радиоэлектроника, производство электронно-вычислительной техники, энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, автомобилестроение, авиастроение, строительно-дорожное машиностроение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, использующие большое количество продукции черной и цветной металлургии, часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.

В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях — в машиностроении велика роль специализации и кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.

В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. д. - которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее различия между отдельными странами достаточно велики.

Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и ФРГ. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широким спектром машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый — Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция.

Второй регион — Западная Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли.

Третий— Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии.

Четвертый регион — страны СНГ, отличающиеся большим объемом производство машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В целом по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема продукции. Но в некоторых из них машиностроение развивается достаточно высокими темпами — в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно — в "новых индустриальных странах", что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.