logo search
Яблонская

Часть II. Правительство Индии. Законодательная власть.

17. По данному Акту Индийская Легислатура будет состоять из генерал-губернатора и двух палат — Государственного совета и Законодательного собрания. Никакой билль не будет считаться законом до той поры, пока он не будет принят обеими палатами, с поправками или без поправок.

Государственный совет

18(1) Государственный совет должен состоять не более чем из 60 членов, назначенных или избранных в соответствии с правилами, выработанными по данному Акту. Из 60 членов не более 26 должны быть официально назначенными.

(2) Генерал-губернатор имеет право назначать из членов Государственного совета президента и других лиц, чтобы они председательствовали в указанных генерал-губернатором случаях.

(3) Генерал-губернатор будет иметь право обращаться к Государственному совету и может в таких случаях потребовать присутствия его членов.

Законодательное собрание

19(1) Законодательное собрание должно состоять из членов, назначенных или избранных в соответствии с правилами, выработанными по данному Акту.

(2) Общее число членов Законодательного собрания будет равняться 140. Число неизбранных членов — 40, из которых 26 будут официально назначенными чиновниками. Число избираемых членов будет равняться 100...

(3) Генерал-губернатор будет иметь право обращаться к Законодательному собранию и может в таких случаях потребовать присутствия его членов...

Индийский бюджет

25(1) Проект бюджета должен излагаться генерал-губернатором в форме заявления перед обеими палатами Индийской Легислатуры каждый год.

(2) Предложения, касающиеся увеличения государственных доходов или ассигнований сумм на любые другие цели, будут приниматься только по рекомендации генерал-губернатора.

(3) Предложения генерал-губернатора, касающиеся увеличения государственных доходов или сумм, ассигнуемых на следующие статьи расходов, не должны подлежать голосованию в Законодательном собрании и обсуждаться в обеих палатах без предварительного указания со стороны генерал-губернатора.

1) Уплата процентов и текущие платежи по займам.

2) Расходы, большая часть которых рекомендуется каким-либо другим законом или считается обязательными по этому закону.

3) Жалованье и пенсии лицам, назначенным его величеством или с его одобрения или государственным секретарем.

4) Жалованье Верховным Комиссарам и Судебным Комиссарам. 5) Расходы, которые генерал-губернатор определит как

а) церковные,

6) политические,

в) военные.

(4) Если будет поднят вопрос о том, будут ли предложения об увеличении государственных доходов или других сумм относиться к вышеперечисленным или нет, то окончательное решение этого вопроса принадлежит генерал-губернатору.

(5) Предложения генерал-губернатора, касающиеся увеличения государственных доходов или денег по другим статьям, не относящихся к вышеперечисленным, должны быть поставлены на голосование в Законодательном собрании в форме требований об ассигнованиях.

(6) Законодательное собрание может утвердить или отказаться утвердить любое такое требование или может сократить запрошенную сумму.

(7) Требования после голосования в Законодательном собрании должны поступать на рассмотрение генерал-губернатора, который может объявить, что по его убеждению какое-либо требование, в котором ему отказало Законодательное собрание, необходимо для выполнения его обязанностей, и действовать так, как если бы оно было утверждено, несмотря на отказ в таком утверждении или сокращение испрашиваемой суммы.

(8) Независимо от каких-либо положений данной статьи генерал-губернатор будет иметь власть, в случаях крайней необходимости, разрешить такие расходы, которые по его мнению нужны для безопасности или спокойствия Британской Индии или какой-либо ее части.

Индийские законопроекты

Индийские законопроекты, касающиеся имперских или военных дел, внешних отношений, прав британских подданных, государственного долга, пошлин, валюты, торгового флота и отношений с индийскими принцами продолжали находиться в ведении государственного секретаря и нуждались в его предварительном одобрении... Контроль государственного секретаря над расходами был уменьшен путем сокращения списка тех дел, для которых было необходимо его одобрение...

Значение Индийского совета было ограничено. Число его членов колебалось между восемью и двадцатью, срок их службы устанавливался не более 5 лет, причем туда назначались только лица с десятилетним опытом работы в Индии и покинувшие ее не более пяти лет назад...

Совет мог быть созван только тогда, когда государственный секретарь считал нужным это сделать, причем он обязан был консультироваться с ним и руководствоваться решениями большинства Совета только в финансовых и военных вопросах, во всех остальных делах он мог действовать по своему усмотрению... Государственный секретарь остался средоточием всей власти в Индии. Он мог отменить двоевластие в провинции и вернуться к благожелательному деспотизму. Индийское правительство осталось второстепенным ведомством британского правительства во всех жизненных вопросах. Он формулировал и проводил внешнюю политику правительства, его решение было окончательным во всех вопросах, касающихся обороны. Он покупал все военные материалы и подписывал соглашения с военным министерством о присылке британских офицеров для индийской армии. Он регулировал темпы конституционного прогресса в Индии. Все высшие должности в государстве находились под его контролем, и всякие назначения индийцев на эти должности производились согласно его желанию.

Акимкина Н.А., Люксембург М.А. Практикум по истории стран зарубежного Востока. – С. 96—99.