1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
Вопросы темы
1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышлен
ного производства.
1.1. Углубление институциональных преобразований в АПк.
1.2. Меры государственной поддержки аграрного сектора эко
номики.
1.3. Создание национальной финансово-кредитной системы
АПк.
в ходе аграрной реформы законодательно закреплено право выбора производителями форм собственности и хозяйствования. Предприятия и организации получили право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией и доходами.
Приватизированы предприятия пищевой и перерабатываюшей Промышленности, рыболовства, производственной инфраструктуры. Доля государственного сектора в аграрной экономике составляет сейчас менее 10%. Формируется фермерский сектор. СущеСтвенно возросла роль личных подсобных хозяйств.
216
217
I
к
'~"
IIIJ
1111
'~~
Однако из-за отставания в реализации реформ, неroтовности
отрасли к работе в новых экономических условиях, связанных с
либерализацией цен и развитием внешней торговли, сужением га
рантированных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, в агропромышленном КОмплексе не уда
лось преодолеть спад производства и избежать Ухудшения финан
совой ситуации. Сокращается производственный потенциал агро
rlроиышленного комплекса, уменьшаются посевные площади, по
ГОловье скота и птицы, объем инвестиций производственного на
значения, парк сельскохозяйственных машин. Физический износ
оборудования Многих отраслей пищевой и рыбной ПРОмышленно
сти составляет 60-70%. Выбытие ОСновных фондов Существенно
преВЬг"шает их ввод.
Существующие "ножницы цен" на материально-технические
ресурсы для агропромышленного комплекса и сельскохозяйствен_
ную продукцию, возникшие спросовые ограничения на продоволь
ствеНные товары, а также низкая эффективность в этом секторе
экономики обусловили острый дефицит платежных ресурсов и убы
'сочность 60-70% сельскохозяйственных предприятий.
Немонопольная по своей природе отрасль, с ярко выраженной
сезонностью, сельское хозяйство ЯВЛЯется неконкурентоспособным
на рынке краткосрочных кредитов.
Трудности экономического характера усугубляются незавер
шенностью реальных институциональных преобразований, в осо
бенности в сельском ХОЗЯЙСТве.
Для возобновления экономического роста в агропромышлен_
HOt.1 комплексе, ПОвышения экономической эффективности всех его
отраслей предполагается Осуществлять Mepы по решению следую
щих задач:
· сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельс
ком хозяйстве в первую очередь путем ПОВышения плодородия зе
мель, разВI1ТИЯ племенного животноводства, совершеиствования
системы семеноводства, внедрения ресурсосберегающих техноло
гий, а также в сфере переработки и рыбном хозяйстве;
· завершение реальных институциональных преобразований,
218
основанных на передаче земельных долей и имущественных паев в руки наиболее эффективно хозяйствующих сельхозпроизводителей;
· завершение структурной перестройки агропромышленного комплекса на основе увеличения количества реальных, эффективно работающих собственников;
· улучшение экономических условий для развития ПРОИЗDОДства и предпринимательства в аграрном секторе; формированиеэффективного механизма государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса; развитие социальнойинфраструктуры в сельской местности.
Приоритетными направлениями в среднесрочный период в
области государственной земельной политики являются:
· реализация коиституционных положений о многообразии
форм земельной собственности;
· рационuльное использование и охрана земель как основного
средства производства в сельском хозяйстве.
В целях развития земельных отношений, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель Правительство Российской Федерации примет меры по:
· завершению выдачи собственникам земельных долей свидетельств на право собственности и заключению договоров пользователей земельных участков с собственниками земельных долей;
· про ведению поэтапного формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, совершенствованию и развитию системы земельного кадастра;
· созданию под контролем государства механизма рыночного оборота земли, обеспечивая при этом ее наиболее эффективное использование; расширению института аренды земли и совершенствованию механизма ее правового регулирования;
· созданию эффективного ипотечного механизма как одного из ИСТОЧНI-!КОВ для предоставления негосударственного долгосрочного инвестиционного кредита сельскому хозяйству.
219
Основой углубления институциональных преобразований в
агропромышленном Комплексе явится кооперация и интеграция.
Особая роль при этом будет отведена кооперированию в сферах
переработки сельскохозяй~твенной продукции, производственно_
"О Qбслуживания, кредитования и страхования.
Организационно-правовые формы сельскохозяйственных орга
низаций будут приведены в соответствие с Гражданским кодексом
Ро~сийской Федерации. Продолжатся процессы их глубокой реор
ганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы
выбора форм хозяйствования. Будет осуществляться агропромыш
Jlенная интеграция в различных ее формах - в виде финансово
промышленных групп, концернов, агрокомбинатов, агрофирм и
иныx формирований по производству, переработке, хранению и тор
говле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Го
сударственная поддержка должна быть направлена на Повышение
ДОХОДности товаропроизводителей, ПОВышение спроса на продук
цию агропромышленного КОмплекса и установление паритетных
ЭКОномических ОТНошений с другими секторами материального
Про({зводства.
Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне будет
диФФеренцироваться по продуктам и регионам. Для сельскохо
:Jяйственных продуктов, конкурентных на международных pь,lН
ках, должны создаваться условия, стимулирующие экспорт. В ре::'
гнонах массового и эффективного сельскохозяйственного произ
BOД~Tвa меры поддержки ДОлжны быть направлены прежде всего
на ПОВышение эффективности ПРОи:JВОДства и расширение сбыта
продукции.
Функционирование системы сбыта и реализации продукции,
ПРОИЗводимой агропромышленным комплексом, предусматривает
уtlаСтие организаций потребительской кооперации и ОСНОвывает
ся на свободном движении товаров, конкуренции и механизме це
нообразования с учетом спроса и предложения. Продвижение сель
скохозяйственной продукции и ПРОДОВОЛЬСтвия от производителя
к конечному потребителю будет осуществляться через кооперати
вы по реализации продукции, оптовые продовольственные рынки,
220
агробиржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы, агропромышленные фирмы и комбинаты, супермаркеты, торговые дома и магазины.
В регионах с депрессивным сельским хозяйством субсидии следует направлять наряду с поддержкой сельскохозяйственного производства на создание дополнительных источников доходов для сельского населения.
В числе мер государственной поддержки предлагаются:
· на безвозвратной основе - направление средств на развитие
сельскохозяйственной науки, поддержку племенного жнвотноводства и элитного семеноводства, возмещение части затрат на сельскохозяйственное страхование. Будет также поддерживаться развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, индустриидетского питания, воспроизводство лесных и рыбных ресурсов;
· на возвратной основе - инвестиции на реализацию целевых федеральных программ, на формирование эффективных производственных структур, направление средств на проведение санацииагропромышленных организаций-банкротов, поддержку кредитных
и страховых кооперативов и стартовую поддержку креСТЫIНСКИХ(фермерских) хозяйств, на закупки сельскохозяйственных продук
ции, сырья и продовольствия в федеральный продовольственныйфонд, создание страхового фонда семян, кормов и запасных частей, увеличение лизингового фонда, возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции.
Будет сформирована и введена в действие национальная кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителейагропромышленного комплекса. Основу ее составит сеть устойчивоработающих с коммерческой точки зрения финансовых учреждений.
Система обеспечит оказание необходимых услуг агропромыш
ленным организациям всех форм собственности.
Правительство Российской Федерации обеспечит создание системы критериев оценки финансового состояния и платежеспособНости хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса.
Кредитные ресурсы, предназначенные для кредитования сельСкохозяйственных товаропроизводителей, будут размещаться после заключения соответствующих кредитных договоров.
221
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта