Анализ конъюнктуры рынка.
Наиболее распространенное направление в маркетинговых исследованиях – анализ конъюнктуры рынка. Задача изучения конъюнктуры актуально как на макро-, так и на микроуровне. На базе конъюнктурных оценок принимаются долгосрочные и оперативные решения.
Конъюнктура рынка – конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или отрезок времени. Она включает в себя
-
степень сбалансированности рынка (спроса и предложения);
-
сформировавшиеся или изменившиеся тенденции развития;
-
уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
-
масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
-
уровень коммерческого риска;
-
сила и размах конкурентной борьбы;
-
положение рынка в определенной точке экономического и инвестиционного цикла.
Конъюнктура – сложное и быстроменяющееся явление, складывающееся из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам. Она измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке, поэтому при изучении используют статистические методы сбора и анализа информации о состоянии рынка.
Предметом анализа конъюнктуры рынка является массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию и поддающиеся количественной и качественной оценке.
Изучение конъюнктуры рынка экспортерами проводится с целью выявления спроса на определенные виды товаров на мировом рынке или отдельных стран, а также:
-
определяется существующий перспективный спрос на определенные виды товаров;
-
выявляются требования к характеристикам товаров;
-
оценивается конкурентоспособность товаров на отдельных рынках;
-
определяются коммерческие условия сбыта, включая уровень цен и перспективы его изменения, кредитную политику конкурентов и формы расчетов;
-
выбираются наиболее эффективные средства рекламы;
-
определяются возможные формы и методы коммерческой работы на рынке.
Изучение конъюнктуры рынка импортерами проводится в целях:
-
выявление современных требований к товарам, закупка которых планируется;
-
определение возможных поставщиков с позиции качества товаров, технического уровня производства и финансового положения;
-
определение уровня цен и прогнозы его изменения;
-
выбор наиболее целесообразных форм и методов закупок.
Основные задачи, освещающие различные стороны и элементы рыночной ситуации:
-
сбор и обработка конъюнктурной информации;
-
интегральные и дифференциальные оценки состояния рынка;
-
характеристика масштабов (объема) рынка;
-
оценка и анализ основных пропорций рынка;
-
выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;
-
оценка и анализа вариации (колеблемости), сезонности и цикличности развития рынка;
-
анализ и оценка международных различий рынка;
-
оценка и анализ деловой активности;
-
оценка коммерческого рыночного риска;
-
характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.
Мероприятия по изучению конъюнктуры рынка:
-
осуществляют сбор разносторонней информации, прямо или косвенно характеризующей уровень, объем и структуру спроса, а также совокупность факторов, влияющих на спрос;
-
дают характеристику торговой конъюнктуре;
-
определяют уровень и структуру спроса;
-
изучают и моделируют тенденции и закономерности покупательского спроса;
-
выявляют диспропорции спроса и предложения, неудовлетворительный спрос;
-
изучают территориальные особенности покупательского спроса;
-
прогнозируют спрос и его структуру;
-
составляют прогноз баланса спроса и предложения.
Маркетинговый анализ также предусматривает использование метода производственного и финансового анализа в системе маркетинга. С помощью методов анализа определяют эластичность спроса и предложения на рынке по отношению к различным факторам, изменения объема продаж в зависимости от изменения цены, доходов населения, расходов на рекламу, издержек обращения и себестоимости и т.п., выявляют оптимальный ассортимент продукции для предложения на рынке, объем производства или закупок в условиях неопределенного спроса, определяют оптимальную цену товара и др.
- Содержание, задачи, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (фирм) участников внешнеэкономической деятельности
- Анализ состояния внешнеэкономических связей.
- Виды анализа фхд предприятий-участников вэд. Объекты и субъекты анализа.
- Методы и приемы системного и комплексного экономического анализа.
- Маркетинговое исследование экспорта/импорта деятельности предприятия
- Специфика международного маркетинга.
- Анализ конъюнктуры рынка.
- Анализ рыночной среды.
- Оценка уровня монополизации конкуренции.
- Анализ эластичности спроса.
- Выбор страны и исследование иностранного рынка.
- Анализ экспортных операций
- Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям.
- Анализ выполнения обязательств по экспорту за отчетный год
- Анализ уровня и качества выполнения обязательств по экспортным контрактам
- Анализ качества
- Анализ динамики экспортных товаров.
- Анализ динамики экспорта товаров за анализируемый период
- Выполнение обязательств по товарам и товарным группам в натуральном выражении
- Выполнение обязательств в стоимостном выражении
- Выполнение обязательств в долларовом выражении
- Выполнение экспортных обязательств по странам
- Выполнение обязательств по объединению
- Выполнение обязательств по срокам и поставкам
- Выполнение обязательств по качеству.
- Анализ качества экспортной продукции по данным рекламации
- Анализ цен.
- Среднегодовые цены
- III. Анализ экономической эффективности экспорта.
- Анализа импортных операций
- Общая методика анализа.
- Литература: