logo search
Лекции Бекиш Е

Предприятие: сущность, классификация, функции.

Целью общественного производства любого государства является удовлетворение потребностей граждан, проживающих на его территории. Для достижения этой цели общество организует материальное производство. Первичным звеном материального производства является предприятие.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правом юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

В системе национальной экономики сущность предприятия определяется следующими обстоятельствами: 1. Предприятие – это форма организации жизнедеятельности каждого человека и общества в целом. Здесь работник реализует свой творческий потенциал, вносит вклад в общественное производство, получает вознаграждение за свой труд, материально обеспечивает себя и членов своей семьи. 2. Предприятие – выступает главным субъектом производственных отношений, которые складываются в процессе производства и реализации продукции между различными участниками. 3. Предприятие – не только экономическая, но и социальная организация, т.к. основу его составляет человек или трудовой коллектив. 4. На предприятии переплетаются интересы общества, собственника, коллектива и работника, развертываются и разрешаются их противоречия.

Классификация предприятий: 1. По цели деятельности (коммерческие, некоммерческие). 2. По отраслевой специализации (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные). 3. По размерам (мелкие, средние, крупные, особо крупные). 4. По структуре производства (узкоспециализированные, многопрофильные). 5. По формам хозяйствования (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия). 6. По принадлежности капитала (национальные, иностранные, смешанные). 7. По формам собственности: государственные, частные.

Функции: 1. Обеспечение потребителей продукцией. 2. Обеспечение персонала зарплатой, условиями труда и профессиональным ростом. 3. Создание рабочих мест. 4. Обеспечение конкурентоспособности продукции. 5. Гибкое обновление продукции. 6. Ускорение НТП и освоение новой техники. 7. Охрана окружающей среды.