1. Вооруженные силы рф в период реформ
разрушительного характера к войнам функционального избирательного воздействия.
Ожидается нарастание информационного противоборства, высокоточного оружия с неядерными боеприпасами, средств нелетального поражения, а также оружия, OCHOBaHHoro на новыхфизических принципах и с новыми свойствами. Комплексное применение нетрадиционных средств вооруженной борьбы создаетпредпосылкlt к быстрому достижению решающего превосходстваи завоеванию стратегической инициативы в начальный период войны путем внезапного неядерного поражения ключевых обьектовгосударственного управления, энергетики, стратегических военныхобьектов с минимальным физическим воздействием на гражданское население.
Применительно к странам, обладающим ядерным оружием, будет сохраняться угроза перерастания войны с применением обычных вооружений в ядерную. Критическими условиями для Taкoro перерастания MoryT стать потеря значительной части территории и экономичесlЮГО потенциала в ходе обычной войны, преднаме
ренное выведение из строя противниlЮМ пунктов государственного и военного управления, обьектов ракетно-космической обороны, крупных гидроэлектростанций, экономически опасных обьектов ядерной энергетики и химии.
Уже сегодня во многих странах происходят процессы радикального реформирования вооруженных сил, военной инфраструкту
ры и военных секторов ЭlЮномики. При этом вопросы научно-технического и промышленно-экономического обеспечения намечаемых реформ становятся для ведущих мировых держав доминантой в их государственной политике на ближайшие 10-15 лет. Ярким тому свидетельством являются подготовленная в США общаяпрограмма "Единая перспектива 2010", в рамках которой на ближайшие 10-15 лет ставится задача воплотить в жизнь оперативностратегическую концепцию "Всеохватывающее господство".
На достижение целей оперативно-стратегической концепции "Всеохватывающее господство" ориентируются американские космические системы стратегической разведки и иавигации, системы
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)' России - это система предприятий, занимающихся исследованием, разработкой, испытанием и производством вооружения и военной техники
(ВВТ)2, необходимых для оснащения Вооруженных Сил и других
войск3 РФ, а также их реализацией на внешних рынках.
Развитие оборонно-промышленного комплекса (обьемы про
изводства ВВТ, их перечень) зависит от множества факторов, имеющих как политическую, так и экономическую природу. К первымпрежде всего относятся программные документы по военному стро
ительству, выражающие взгляды на характер возможных войн в XXI
веке, структуру Вооруженных сил, развитие системы вооружения Вооруженных Сил и других войск, ко вторым - экономические возможности государства. Существенную роль играет и фактическоесостояние ВВТ в эксплуатирующих подразделениях и их соответ
ствие требованиям, предъявляемым к Вооруженным силам и дру_
гим войскам.
Крупные геополитические изменения, происшедшие в мире,
бурн~е развитие ряда новейших технологий как BoeHHoro, так и
коммерческого назначения, обусловили радикальное переосмысление взглядов на характер возможных войн XXI века. Ожидаемые изменения в целом сводятся к переходу к 2010-2020 п. от войн
I Наряду с термином "ОПК" ИСПользуются и друтие- "военно-промышлен
ный комплекс (ВПК)", "военная промышленность", "оборонная промышленность".
2 Под термином ВВТ подразумевается боевая техника, вооружение, боепри
пасы, а также оборудование для их обслуживания и ремонта.
J К другим войскам относятся внутренние войска, пограничные войска, же
лезнодорожные войска, войска гражданской обороны, войска правительствен
ной связи (ФАПСИ). Отдельные виды вооружения и военной техники при меня
ются в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного таможенного комитета, Федеральной службы безопасности и др.
236
237
автоматического управления войсками и оружием в реальном мас
штабе времени. Создаются специальные формирования информа
ционного противоборства. Усиливается роль аэромобильных компонентов вооруженных сил.
Россия не приемлет концепцию "Всеохватывающее господ
ство". Отказавшись от идеи противоборства блоков, Россия выбра
ла компромиссную ЛИнию, одним из важнейших следствий кото
рой стало асимметричное реагирование на те угрозы националь
иой безопасности, по которым дисбаланс отношений складывает
ся не в пользу России. Этим обеспечивается эффективное проти
водействие любым угрозам национальной безопасности за счетвозможности нанесения гарантированного и неприемлемого для
любого противника ущерба. И достигаться это должно за счет от
личия не только по составу и структуре вооружения и военной тех
ники в Вооруженных Силах, но и способов и характера нх исполь
зования в угрожаемый период.
В условиях резкого ослабления экономического, производ
ственного и военного потенциала стратегия сдерживания для России является единственно возможной, и базироваться она должна
на угрозе применения ядерного оружия в масштабе, соответствую
щем степени реализованной угрозы.
Самая существенная особенность отечественной военной ре
формы заключается в том, что проведение ее совпало с глубоким и
развивающимся социально-экономическим кризисом в стране.
Проблемы и задачи реформирования российской военной орга
низации наиболее полно отражены в "Основах (концепции) госу
дарственной политики по военному стронтельству в России на пе
риод до 2005 г." - основополагающем документе, утвержденном
Президентом РФ. В нем сформулированы также принципы осна
щения реформируемых Вооруженных Сил и других войск совре
менным вооружением и военной техникой, неразрывно связанныес общей оборонно-промышленной поЛИтикой.
В Вооруженных Силах России осуществляюrся глубокие струк
турные реформы. В соответствии с указом Президента РФ произ
веден переход Вооруженных сил РФ от пятивидовой, унаследован
238
ной от бывшего СССР, к четырехвидовой оргструктуре путем преобразования с 1999 года двух видов вооружениых сил (ВС) - Военно-воздушных сил (ВВС) и войск Противовоздушной обороны(ПВО) в один: Военно-воздушные силы.
Несколько раньше, в 1997 году, произошло слияние с Ракетными войсками стрareгического назначения (РВСН) межвидового родавойск - Военно-космических сил (ВКС) и войск Ракетно-космической обороны (РКО), что JlВИЛОСЬ эффективным этапом реформирования как в военном, так и в экономическом плане.
В соответствии с положениями "Основ (концепции)..." предполагается переход Вооруженных Сил в течение пяти лет на трехвидовую структуру по сферам вооруженной борьбы: Сухопутныевойска (суша), Военно-воздушные силы (воздух - космос), Военно-морской флот (море).
Структурные изменения ВС РФ сопровождаюrся резким сокращением численности личного состава ВС, а также, что весьмаважно, количества вооружения и военной техники. Так, при объе
дииении Военно-воздушных сил и войск ПВО численность личного состава сократилась с 3 18 до 185 тысяч. Численность авиационного парка в результате объединения ВВС и ПВО также сократи
лась и составила около 4 тыс. самолетов и вертолетов. В целом запериод 1992-1999 гг. штатная численность Вооруженных Сил РФсократилась с 2,8 до 1,2 млн человек.
В условиях экономических преобразований определенные труднucти испытывают Вооруженные Силы с поддержанием вооружения и воеиной техиики в боеroтовном СОСТОJlНИИ. Из-за резкогосокращения финансирования практически свелись к нулю поступления новой теХНИkИ и запасных частей к ней. О последствиях недофинансирования Вооруженных Сил можно судить по следующим примерам. Так, самолетный парк ВВС в 1999 г. по сравнениюс 1991 r. сократился на 70%, при этом доля современных машинсоставляет только 21 %. Вследствие недостатка финансовых и материальных средств исправность авиационной техники составля
ет 61 %. Это означает, что каждый третий самолет находится в неисправном состоянии. Среднегодовой налет пилотов снизился
239
I 11
1,
\
I
до 21 часа, в то время как минимально необходимый показатель составляет 80 часов, а в ведущих армиях мира он достигает 200...250 часов. В каждом полку существует только одна эскадрилья опытных летчиков, которые способны выполнить любоезадание.
Для ВВС критические точки наступят в 2005 и 2010 П., когда продлевать ресурс авиатехники станет невозможным. А по таким самолетам как Ил-18, МиГ-25, AH-12, это время наступит уже в 2001-2002 П., и потребуется закупать им на замену по 200 машин в год. При нынешнем финансировании самолетный парк ремонтируется только на 9% в год, авиадвигателей - на 5%.
ПЛохо обеспечиваетСJl научный задел будущего Военно-воздушных сил. Запланированные и утверждеиные научно-исследовательские и опытно-конструкторские раБоты_ финансируются всего на 16% от необходимого. Выделение средств на ИИОКР только с 1996 г. упало с 29% до 9% от военного бюджета.
Другой пример, ОТНОСJlЩИЙСЯ к области военно-космической деительности. Весьма важной проблемой в области средств доступа в космичесmе пространство является крайне тяжелое положение с наземной инфраструктурой космодромов РФ. Большинствостартовых и технических комплексов работает за пределами гарантийных ресурсов, многие объекты нуждаются в проведении технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ. Так, из 13 пусковых установок комплексов Плесецка и Байконура 85% не имеют технического ресурса и используются по разовым
допускам. Из числа эксплуатируемых космических аппаратов более 70% функционируют за пределами гарантийных сроков активного существования, а 35% - с ограничениями по целевому использованию.
Все это свидетельствует о необходимости оснащения Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения ивоенной техники, производимой предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта