logo search
ОВЭД ТГЭУ

3.1. Классификация внешнеторговых операций.

Международные коммерческие сделки можно разделить на сделки купли-продажи и товарообменные сделки. Такая классифи­кация основывается на том, что при сделках купли-продажи прода­вец (называемый во внешнеторговых сделках экспортером) обязу­ется передать товар, являющийся объектом сделки, в собствен­ность непосредственному участнику сделки - покупателю (кото­рый во внешнеторговых сделках называется импортером) при ус­ловии, что последний обязуется уплатить за товар какую-то де­нежную сумму, тогда как при товарообменных сделках один товар обменивается на другой с соблюдением каких-то условий, завися­щих от типа сделки. Естественно, что и при сделках купли-прода­жи и при товарообменных сделках имеют место вывоз товаров за­границу (экспорт) и ввоз товаров из-за границы (импорт).

Но при сделках купли-продажи мы имеем дело, условно гово­ря, с экспортом и импортом в чистом виде; в таких сделках один контрагент (торговый партнер) выступает в каждом контракте только как продавец-экспортер пли только как покупатель-им­портер, тогда как при товарообменных операциях, которые назы­ваются также сделками встречной торговли (countertrade), один и тот же контрагент может выступать импортером одних товаров и экспортером других или, будучи экспортером, берет на себя обяза­тельства закупить какие-то товары (то есть выступить им­портером) у других предпринимателей страны покупателя.

Существуют несколько типов сделок встречной торговли, опи­сание которых изложено в других разделах данного текста лекции.

В международной торговле существуют также понятия реэкспортных и реимпортных операций.

Реэкспортные операции предусматривают продажу и вывоз из страны ранее ввезенных в нее товаров без их переработки. Страна (а также субъекты предпринимательской деятельности в этой стране), которая ввозит, а затем вывозит товары в третью страну, называется реэкспортером. Реэкспортные операции предус­матривают заключение двух внешнеторговых договоров реэкс­портером. По первому договору он покупает товар, а по другому -продает его. Рассмотрим пример реэкспорта германских автомоби­лей Россией в Китай. Российская фирма закупает автомобили у германской фирмы-экспортера, выступая при этом импортерам. Затем продает эти автомобили китайской фирме, выступая при этом реэкспортером. Китайская фирма будет в этом случае им­портером. Автомобили можно ввозить в Россию и затем с ее территории продавать их в Китай, а можно прямо в Германии погрузить их на корабли и доставлять китайскому покупателю. Если нет никаких правительственных ограничений в Германии на по­ставку автомобилей в Китай, то ПУНКТ об отправке автомобилей прямо из Германии в Китай можно включить в контракт покупки российской фирмой автомобилей у германской фирмы. Каким пу­тем лучше доставить товар от экспортера конечному импортеру. решают между собой реэкспортер и конечный импортер, учитывая расходы на транспортировку, таможенные процедуры и прочие затраты. Самым главным условием реэкспортных сделки является то. что реэкспортер не подвергает товары никакой переработке, не вносит в их конструкцию и дизайн никаких изменений. Реэкспортные операции осуществляются, в основном, по заказу конеч­ного импортера; если он не имеет выхода на рынок страны экс­портера и не хочет нести затраты, связанные с таким выходом, ему проще обратиться к реэкспортеру, у которого есть тесные связи с экспортером: возможно, реэкспортер, в силу каких-то других обя­зательств перед конечным импортером, сможет предложить ему более выгодные условия продажи. Иногда причиной реэкспортных операций являются торгово-политические условия, ограничиваю­щие экспорт или импорт в некоторые страны.

Если продавец хочет ограничить право покупателя реализовать товар в третьи страны, что обычно связано с защитой своих рын­ков сбыта, он должен четко указать это в договоре купли-прода­жи.

Реимпортные операции по своему существу представляют со­бой несостоявшиеся экспортные операции и обозначают ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров. Сюда относятся возврат . забракованных покупателем товаров, возврат товаров, не продан­ных на аукционах, возврат товаров, не реализованных через кон­сигнационные склады. Основным признаком реимпортных операций является пересечение отечественными товарами грани­цы своей страны дважды: при вывозе и ввозе. Товары, возвращае­мые с выставок и ярмарок, к реимпортируемым не относятся.

Бартерная операция (barter transaction)- это операция по обме­ну определенного количества товаров одного или разных видов на эквивалентное по стоимости количество другого товара или това­ров.

Таким образом, бартерная операция не предполагает никаких денежных расчетов между контрагентами. В бартерном соглаше­нии устанавливаются либо количества взаимопоставляемых това­ров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары. Преимущество данной операции перед операци­ей купли-продажи состоит в том, что для ее осуществления не нужна валюта, и стороны не прибегают к посредничеству банков. Предположим, вьетнамская фирма хочет купить у узбекского предприятия современное оборудование, но валютой не располагает. Тогда она находит товар, который мог бы заинтересовать узбекиское предприятие и предлагает совершить обмен. Узбекское предприятие, заинтересованное в выходе на вьетнамский рынок, может согласиться с таким обменом.

Стороны при согласовании объемов поставок оперируют ценами и ведут по ним переговори, указание цен в самом тексте контракта нужно только для того, чтобы таможенные органы могли определить размеры таможенных пошлин и сборов и для статистики внешней торговли. В контракте может указываться, например, что узбекский конрагент поставляет во Вьетнам электронно - лучевую сварочную аппаратуру по цене 150 тысяч долларов, а вьетнамская сторона поставляет на Узбекистан одну тысячу тонн риса общей стоимостью 150 тысяч долларов.

Встречные закупки означает обязательство экспортера закупить на определенную сумму товары в стране импортера. Техника осуществления такой операции заключается в следующем. Предположим, импортер из Узбекистана закупает в Италии какое - либо оборудование или другие товары на значительную сумму, тогда в процессе приговоров после согласования цены товара импортер ставит обязательным условием контракта закупку экспортером товаров в его стране на определенную сумму. При этом товары могут быть любые, не обязательно относящиеся к предмету данной сделки. Более того, в период переговоров стороны могут и не знать, какие конкретно товары импортер может предложить и какие экспортёр может закупить. Для важно записать это обстоятельство в контракт с тем, чтобы путём встречной закупки сохранить часть валюты в своей стране. Экспортёр, будучи заинтересован в реализации своей продукции, обычно соглашается с такой записью в контракте.

Предметом переговоров, и обычно очень упорных, является определение объёма таких закупок, который фиксируется в контракте “от его общей суммы”. Хорошо, если этот объём составит 40%, но даже если он будет всего 10%, то при больших объёмах поставок по импорту экономия валюты для Узбекистану будет существенной. Определив объёмы встречных закупок, стороны записывают в условиях контракта, что экспортёр в течение, например, 12 месяцев с даты подписания контракта подпишет импортные контракты с контрагентами в Узбекистану на закупку товаров (не указывая каких) на сумму такую-то. После подписания контракта узбекский импортёр, предварительно выяснив заинтересованность итальянской фирмы-экспортёра в тех или иных товарах, начинает поиск этих товаров в своей стране и организует высылку предложений контрагенту в Италию. Предложения могут высылаться любыми фирмами в Узбекистан, равно как и контракты на поставку товаров по ним в Италию могут подписывать любые итальянские фирмы, которых сможет привлечь итальянский экс­портер и заинтересовать узбекский товар. Ряд стран юго-вос­точной Азии законодательным путем установили обязательность встречных закупок при импорте в эти страны. Распространение встречных закупок сейчас набирает все большую силу, особенно в развивающихся странах.

Компенсационные операции отличаются от бартерных тем что происходит обмен несколькими товарами с каждой стороны с компенсационными сделками связано понятие "неконвертируемое сальдо". Например, контрагент из Дании фирма “Сибаст” поставляет контрагенту в Узбекистан фирме "АРДУС" мебель на сумму 5000 долларов, а узбекская сторона может предложить товары на сумму только 4000 долларов. Разница между суммами поставляемых товаров составит 1000 долларов, эта разница и называется не­конвертируемым сальдо, которое составляет долг узбекский фирмы датскому партнеру. Однако перечислить его в Данию узбекская фирма не может, так как это не обусловлено контрактом

Тогда стороны договариваются и указывают в условиях контракта, что разница будет храниться в одном из узбекских банков на счете, специально открываемом фирмой "АРДУС" "Сибаст" может использовать эти деньги только в Узбекистан поэто­му они и называются неконвертируемым сальдо. Использоваться эти деньги могут на рекламу, представительские расходы оплату командировок и, наконец, на закупку любых других товаров в Узбекистан. Механизм осуществления компенсационных сделок сводится к следующему:

- каждый контрагент готовит два списка товаров: в одном перечисляются товары, которые он хотел бы продать, а в другом - какие купить;

- встречаясь, контрагенты обсуждают номенклатуру товаров и в результате уточняются два списка: в первом указываются товары поставляемые датской фирмой, а во втором - поставляемые узбекской;

- согласовав перечень товаров, стороны-контрагенты переходят к согласованию цен по каждой позиции списков;

- согласовав цены и другие условия поставки, стороны подписывают контракт с двумя приложениями: одно приложение - это перечет, товаров, поставляемых в Узбекистан, другое - поставляемых в Данию. В приложениях указываются цены по каждому наименованию товара. а в тексте контракта - общие суммы взаимных поставок.