16. Российско-испанские отношения
История:
1933 – установление дип.отношений
1939 – прекращены из-за МВ
1977 – восстановлены
1991 – Испания официально признала Россию в качестве правопреемницы СССР
1994 – заключение Договора о дружбе и сотрудничестве, на котором строятся двусторонние отношения Россия-Испания
Наши дни
Политика Испанские власти расценивают отношения с Москвой как приоритетное стратегическое партнерство, необходимое самой Испании и Евросоюзу в целом для адекватного ответа на существующие глобальные вызовы. Принимая Д.А. Медведева в Мадриде в марте 2009 г., председатель правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро подчеркнул: «Испания рассматривает Россию в качестве стратегического партнера на международной арене. Вклад Российской Федерации совершенно необходим для решения тех проблем, с которыми мы сталкиваемся: финансовый кризис, распространение оружия массового поражения, изменение климата, обеспечение мира и безопасности, формирование сбалансированного и многополярного мирового порядка»
Испания в вопросе Грузии и Украины
Мадрид явно не был удовлетворен состоянием отношений между ЕС и РФ, особенно осложнившихся в ходе и после вооруженного конфликта на Кавказе в августе 2008 г. Испания воспротивилась попыткам применить санкции Евросоюза против России и выступила в пользу диалога с Москвой – как по линии ЕС, так и от имени НАТО. Министр иностранных дел и сотрудничества Мигель Анхель Моратинос заявил: «Мы должны избегать возвращения к повестке дня времен холодной войны» [6]. Подтверждая этот подход и учитывая позицию российского руководства, испанское правительство не поддержало присоединения Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО
В международных и региональных делах. Страны конструктивно взаимодействуют по вопросам укрепления стабильности и безопасности в Европе, урегулирования региональных конфликтов, прежде всего на Ближнем Востоке и в Западной Сахаре, в сфере противодействия проявлениям агрессивного национализма и сепаратизма, наркобизнесу и оргпреступности. Регулярный характер приобрели межмидовские консультации по актуальным мировым проблемам и вопросам двусторонних связей, практика взаимной поддержки кандидатур в международных организациях.
Экономика. В настоящее время есть благоприятные предпосылки для поступательного развития российско-испанских экономических связей. Торговые отношения между двумя странами начали налаживаться еще в конце 50-х гг. В 1972 г. стороны подписали первое межправительственное торговое соглашение. Действует соглашение об экономическом и промышленном сотрудничестве от 12 апреля 1994 г. В июне 2000 г. стороны обменялись документами о ратификации конвенции об избежании двойного налогообложения, подписанной 16 декабря 1998 г. в Мадриде. В 2010 г. наблюдалась тенденция к росту российско-испанского взаимного товарооборота после его снижения в период мирового финансового кризиса. По результатам 2010 года он составил 7 млрд. долларов США, в том числе российский экспорт 4 млрд. долл. США, а импорт – 3 млрд. долл. США. Вместе с тем по итогам года выйти на его докризисный уровень не удалось (в 2008 году – 9,9 млрд. долл. США).
За первое полугодие 2011 года объем товарооборота России с Испанией, по российским данным, составил 5,018 млрд. долл. США, что выше показателя за аналогичный период 2010 года на 63%. При этом российский экспорт вырос на 65% и достиг 3,073 млрд. долл. США, а импорт был равен 1,945 млрд. долл. США (прирост – 61%).
Главной структурной проблемой торговли остается узкая номенклатура российского экспорта (около 90% стоимости экспорта приходится на нефть, нефтепродукты и металлы). Российская сторона заинтересована в диверсификации своего экспорта в Испанию, в увеличении в нем доли товаров современного машиностроения, высокотехнологичных товаров и товаров с высокой добавленной стоимостью.
Культура Отмечается оживление в области культурных связей. Россия и Испания проявляют повышенный интерес к поддержанию и постоянному насыщению творческих обменов. Договорно-правовой базой российско-испанских культурных связей по государственной линии являются межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования от 1994 г. 15 ноября 2001 г. в Мадриде в ходе визита в Испанию Председателя Правительства Российской Федерации подписано Соглашение о деятельности культурных центров. В феврале 2002 г., в ходе визита в Россию Принца Астурийского Фелипе, состоялось открытие московского отделения Института Сервантеса.
2011 г. объявлен Годом России в Испании и Годом Испании в России.
В чем состоят главные интересы Испании в ее отношениях с нашей страной в хозяйственной области?
1. сохранить Россию в качестве крупного источника энергоресурсов. В настоящее время на ее долю приходится свыше 20% испанского импорта нефти (около 13 млн т). Это больше, чем доля любого другого экспортера (для сравнения: доля Мексики – 12%, Саудовской Аравии – 10, Ливии и Нигерии – по 9, Ирана – 8, Ирака – 6%). Стратегическое значение могло бы иметь развертывание в РФ производства сжиженного природного газа (СПГ) и его экспорта в Испанию. С учетом того, что испанские предприятия имеют значительный опыт использования СПГ, это вполне может стать мегапроектом, способным поднять двусторонние экономические отношения на новую высоту.
2. закрепиться на российском потребительском рынке: автомобили, мебель и другие товары для дома, одежда и обувь, продовольствие. Расширить географию коммерческой активности за счет регионов Урала и Сибири.
3. обеспечить испанским строительным и инжиниринговым компаниям участие в реализации инфраструктурных проектов на территории РФ, включая модернизацию энергетических объектов, развитие транспорта и создание туристических зон на черноморском побережье.
4. интенсифицировать двустороннее сотрудничество в сфере науки, образования и высоких технологий (в том числе в производстве новых альтернативных видов энергии и топлива).
5. увеличить поток российских туристов на курорты Испании (в 2010 г. их посетили около 500 тыс. наших сограждан).
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.