2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
Учитывая сложившуюся ситуацию на российском фондовом рынке, необходимо дополнить анализ оценкой прибыли и объемами продаж. В частности, анализ прибыльности компании можетосуществляться по отработанной мировой практикой методике. Оценка корпоративных структур и через анализ прибыли может иметь свои недостатки: во-первых, она искажает реальное положение дел там, где есть убыточные предприятия; во-вторых, в условиях жесткой налоговой системы российские корпоративныеструктуры стремятся занизить показатели прибыли, чтобы избежать уплаты чрезмерно высоких налогов; в-третьих, не учитывается теневой оборот; в-четвертых, идет обеспечение высокой доходности за счет непредвиденных обстоятельств, как это было приросте цен на нефть, что еще не говорит об эффективности деятельности компании и стабильности будущих денежных доходов; в-пятых, неадекватна оценка финансовых институтов в составе корпоративных образований, Т.е. высокий оборот финансового капитала мешает реально оценить рыночную стоимость интегрированного корпоративного образования.
Показатель, дающий более ясную картину положения корпоративного образования, - это оценка объема продаж (реализации), но и она не всегда полноценно отражает динамику развития. Корпорация может лидировать по объемам продаж (реализации), подругим же показателям развитие может быть неравномерным. Поэтому лучше концентрировать внимание не столько на объеме продаж, сколько на приросте данного показателя.
В процессе слияний (поглощений) при выработке решений по стратегическому партнерству оценка капитала должна осуществ
272
ляться при ориентации на капитализацию корпоративной структу
ры. Она помогает повысить эффективность текущего управления
корпорации и выработать общую стратегию развития. Оценка ка
питала осуществляется с позиций будущих доходов и степени устойчивости их получения. Это дает возможность определить целесообразность осуществления инвестиционной деятельности, чтонаходит выражение в оценке стоимости инвестиционного проек
та, а также выявить место корпорации на рынке и в отрасли. В про
цессе оценки капитала корпоративных образований надо исходитьеще из того факта, что слияние, лежащее в основе формированияподобных структур, создает экономическую выгоду, которая имеетместо в том случае, если рыночная стоимость нового образования, возникшего в результате слияния (поглощения), будет выше, чем
сумма стоимостей предприятий до их объединения. Если слияние
не ведет к заметной экономической выгоде, то стоимость корпора
тивного образования будет равна сумме стоимостей предприятий
до их слияния.
Необходимо учесть, что на оценку капитала корпоративных
структур влияют позиции оценивающих сторон. Оценка высшим
менеджментом производится с позиций будущих прибылей, вре
мени их получения, степени риска организуемой хозяйственной де
ятельности, возможности привлечения капитала и перепродажи
части приобретенных предприятий. Внешняя оценка функциони
рования крупного капитала осуществляется с позиций ожиданий
потребителей, состояния национальной экономики и прогнозиро
вания будущих выгод общества в условиях определенной социаль
ной и политической обстановки, что и необходимо учитывать при
проведении регулярных рейтинговых исследований крупных кор
поративных образований.
Поиск новых форм взаимодействия капитала с целью эффек
тивного распоряжения акционерным капиталом лежит в основе
создания внутренней организации российских корпораций и со
вершенствования "корпоративного построения", под которым сле
дует понимать круг отношений и распределение соответствующихобязанностей между руководством и служащими корпоративной
273
ла
в
Ie 1
1И
структуры и рядовыми акционерами как внутри организации, так и во взаимодействии с внешней средой. Корпоративное построение охватывает широкий спектр отношений - внутрикорпоративных, делового сотрудничества с контрагентами, с представителями внешней среды. Успешная деятельность корпоративной структуры зависит не только от правильного выбора общей стратегииразвития, профессионального руководства, наличия экономических ресурсов, потенциальных возможностей рынка, но и, как показывает хозяйственная практика, от уровня и прочности связей слицами, от которых зависит деятельность компании. Состояние этихсвязей определяет степень развития корпоративного построения. Акционеры, вкладывающие свои средства, должны быть уверены в прочности этих отношений и возможности получения устойчивого дохода, что определяет задачи корпоративного построения: создание условий для формирования собственного капитала; привлечение инвестиций; расширение возможностей финансирования; завоевание доверия заказчиков, поставщиков, служащих, акционеров, правительства; защита интересов мелких акционеров. Осуществление этих задач подчинено целям корпоративного построения: эффективному распоряжению собственностью и эффективной организации жизнедеятельности корпоративной структуры.
Чтобы раскрыть суть корпоративного построения, определить меры по его улучшению необходимо анализировать основные аспекты корпоративных отношений. Взаимоотношения между высшим руководством и служащими корпораций рассматриваютсяс позиций осуществления определенной кадровой политики, предполагающей наем и эффективное использование квалифицированных работников. Основной принцип совершенствования этих взаимоотношений - любое предприятие и любая компания в составекорпорации должны исходить из того факта, что служащие какпредставители человеческого капитала, в Т.Ч. интеллектуального, являются своего рода нефинансовыми инвесторами корпорации, внося свой вклад в успешное осуществление хозяйственной деятельности, эффективное использование ресурсов. Важность и своевременность совершенствования взаимоотношений руководства
и служащих, правильного построения кадровой политики особенно актуальна в России, где во многих компаниях наблюдается переплетение административно-командных элементов с жесткой дисциплиной раннего периода становления крупного капитала.
Не менее важен аспект взаимоотношений руководства корпораций со своими акционерами, так называемыми финансовымиинвесторами. Акционерная форма собственности меняет все представления о частной собственности, уровне концентрации капитала, соотношении собственности и власти. Идет перераспределе
ние прав и отношений собственности в условиях акционированиягосударственной собственности. Следствием явилось создание трехосновных групп: крупных акционеров - владельцев крупных паке
тов акций, мелких акционеров и граждан, вообще лишенных правна акционерную собственность.
Современная корпоративная система хозяйствования дает новое предназначение мелкой собственности, предполагает возможность соучастия в прибыли крупного капитала, хотя у мелких акционеров мало возможностей влияния и осуществления контроля. Возникает и становится решающей проблема организации и осуществления контроля за управлением капиталом и действиями менеджмента. Неясность ситуации с управлением капиталом и нару
шение прав акционеров отбивают у инвесторов желание вкладывать деньги.
Трудность контроля за действиями менеджмента заключается
в том, что невозможно вычленить и оценить его усилия, просчитать их последствия. Особенно это касается действий в хозяйственной практике при экономической и политической неопределенности в России. В трудовом соглашении с менеджментом нельзя отразить зависимость его вознаграждения от той части измененияцены акций корпорации, которая вызвана непосредственно действиями самого менеджера, также нельзя составить полный контракт, по которому менеджер должен отвечать за все последствия своих действий.
Ограничивающим механизмом злоупотреблений является сам
а в
" ~
274
275
рынок. Корпорация не может терять свои позиции на рынке и вынуждена предпринимать меры по предотвращению падения ценыакций. В противном случае недружественное поглощение можетстать причиной смены менеджмента. У значительной части российских менеджеров часто преобладает стремление к личной наживе, причем оно перекрывает разумные пределы стимулированиядеятельности. Болезненное становление новой системы стимуловеще не определило чувства ответственности и гордости за власть, придаваемую управлением огромным капиталом. Лишь при выработке системы личной ответственности менеджеры почувствуютсебя уполномоченными акционерной собственности и будут стремиться управлять ею в интересах всех акционеров. Пока же наблюдается безрадостная картина ущемления прав акционеров, которое не сдерживает ни конкуренция на рынке, ни законодательные акты, ни даже внутрикорпоративные нормы. Причем можновыделить два этапа взаимоотношений менеджмента и акционеров: 1 этап распределения собственности предопределил открытые нарушения прав акционеров на участие в собрании, вычеркиваниеих из реестра откровенным обманом; 11 этап перераспределениясобственности характеризуется более изощренными методами размывание акций с целью уменьшения доли внешних инвесторовв акционерном капитале корпорации; использование преимуще
ственного положения основного акционера; сомнительные право
вые решения.
Важно обратить внимание на необходимость совершенствования взаимодействия менеджмента и совета директоров в корпоративной структуре, обеспечения контроля за его деятельностью состороны акционеров. Совет директоров может оказаться "карманным" органом генерального директора компании и играть чистономинальную роль. Зарождается круговая порука. Генеральный директор, как правило, становится членом совета директоров другойкомпании, а Генеральный директор последней - членом совета директоров данной компании. Генеральные директора российскихкомпаний обладают неограниченной властью, могут быть отправ
лены в отставку лишь при чрезвычайных обстоятельствах - падении цен на акции, падении доходности компании. Причины сложившейся ситуации таятся внеотработанной нормативно-правовой базе, специфике распределения прав собственности, слиянииместных властных структур с высшим менеджментом.
Постепенный переход на принципы хорошего корпоративного
построения должны обеспечить рейтинги корпораций, в ходе ко
торых по определенной схеме должны оцениваться их действия по
соблюдению правил и принципов корпоративного построения. Чтобы корпорации были заинтересованы в улучшении корпоратнв
ного управления и присвоении рейтинга, их необходимо стимули
ровать, оказывая помощь в привлечении, например, инвесторов.
Представляется, что соблюдение этих норм и принципов - лучший
способ сохранения нормальных рабочих взаимоотношений с госу
дарственными органами власти, хотя эти положения могут пока
заться излишними и обременительными в условиях российской
не стабильности и нереалистичности законов, особенно налоговыхи таможенных, когда корпоративные структуры часто вынужденывести недобросовестную практику при молчаливом попустительстве местных и центральных властных структур.
Тема 7
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛЕЙ
РОССИЙСКОЙ экоНОМИКИ
Вопросы темы
1. Состояние и предпосылки развития отечественного экспорта. 2. Поиск национальной экспортной стратегии.
3. Экономические меры государства по стимулированию экс
порта.
277
276
Рекомендуемая лнтература
1. Постановление Правительства РФ "О Федеральной программе разви
тия экспорта". - М., 1996.
2. Портер Майкл. Международная конкуренция. _ М., 1993.
3. Хасбулатов РИ Мировая экономика. - М., 1999.
4. Гейдаров К.Ф., Гасанов Дж. Г. Таможенная служба Азербайджана в
условиях новых мирохозяйственных отношений / Под ред. r.r. Мок
роаа. - Баку, 1998.
5. Фомичев В.И Международная ТОрГОВЛJl. - М., 1998.
6. Смирнов А.Д, Мокров г.г., Минаева МВ. Экономическая теория в рет
роспективе. - М.: РИО РТА, 2000.
7. Мокров г.г. Диалектика познания экономических явлений. _ М., 1984.
8. Буглай В.Б., Ливенцев НН Международные экономические отноше
ния. - М., 1996.
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта