logo search
маркетинг(1)

24. Сущность и характеристики международной рекламы и пропаганды

Реклама и маркетинг — два понятия, неотделимые друг от друга, хотя реклама возникла задолго до маркетинга. По определению Американской ассоциации маркетинга (АМА), реклама представляет собой любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров, услуг, оплачиваемую точно установленными заказчиками, и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации. К рекламе экспортных товаров предъявляются отдельные требования. Она должна быть максимально приспособлена к особенностям экономических, культурных и бытовых условий стран, куда она направлена. Например, реклама в развивающихся странах должна учитывать особенности, вытекающие из экономических укладов, материального уровня жизни, степени грамотности подавляющей части населения этих стран, исторически сложившихся национальных обычаев и религиозных верований. Национальные обычаи могут ограничивать возможности применения рекламы. Например, в некоторых азиатских и африканских странах установлены ограничения в использовании рекламных средств, не отвечающих исповедуемой в этих странах религии. Одним из них является запрещение изображать на рисунках людей, вообще всех животных или некоторых из них. Практика коммерческой рекламы позволяет установить некоторые общие требования, предъявляемые к содержанию рекламы: — реклама должна быть адресована определенной группе возможных покупателей; рекламодатель должен точно установить цель, которую она преследует; — рекламируемый товар должен отвечать требованиям рынка, учитывать его особенности, вкусы соответствующих групп потребителей; — реклама должна соответствовать не только законам, но и моральным и эстетическим нормам, принятым в стране, в которой она публикуется; — реклама должна быть эффективной; — реклама должна быть правдивой, давать потребителю правильное представление о рекламируемых товарах или услугах; — в рекламе не должно содержаться прямых сравнений с товарами или услугами конкурентов, имитации торговой марки, упаковки или маркировки товаров конкурентов; — время и место рекламы должны быть увязаны с организацией сбыта рекламируемого товара; — реклама должна учитывать сезонность спроса. Это относится как к сезонности потребления рекламируемого товара, так и к сезонности роста покупательной способности населения; — реклама должна проводиться постоянно, систематически, непрерывно.

Пропаганда (publicity)   Пропаганда включает «использование редакционного, а не платного места и/или времени во всех средствах массовой информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания существующими или потенциальными клиентами фирмы, для решения конкретной задачи — способствовать достижению поставленных целей»3. Пропагандой пользуются для популяризации марочных и обычных товаров, лиц, мест, идей, деятельности, организаций и даже стран. Фирмы прибегают к пропаганде для привлечения внимания или исправления неблагоприятного представления о себе. Страны прибегают к пропаганде для привлечения туристов, иностранных капиталовложений и обеспечения себе международной поддержки. Пропаганда входит составной частью в более широкое понятие «деятельность по организации общественного мнения (publicrelations)». В него входит ряд задач, в том числе обеспечение фирме благожелательной известности, формирование представления о ней как об организации с высокой гражданской ответственностью и противодействие распространению неблагоприятных слухов и сведений. Для решения этих задач используют такие средства, как установление и поддержание связей с прессой, товарная пропаганда, общефирменная коммуникация, лоббизм, консультирование. Специалисты по пропаганде обычно сосредоточены в отделе по организации общественного мнения, но могут быть и в штате отдела маркетинга. Фирмы, как правило, пользуются пропагандой в ограниченных масштабах, но она может значительно повлиять на уровень общественной осведомленности и обойдется во много раз дешевле, чем обходится реклама, поскольку фирма не платит ни за место, ни за время в средствах распространения информации. Оплачиваются только работа персонала и рассылка пропагандистских материалов.