logo search
Методичка МЭ 2014

Место международной торговли в международных экономических отношениях

Международная торговля является самой древней формой международных экономических связей и представляет собой форму международного обмена товарами и услугами между товаропроизводителями различных стран. Если товары или услуги переходят национальные границы, то в данном случае торговля будет являться международной. Через международную торговлю нация реализует свои преимущества в абсолютной и относительной эффективности своего национального производства. Это находило объяснение в многообразных теориях развития международного разделения труда.

Международная торговля, рассмотренная с позиции отдельных стран, представляет собой их внешнюю торговлю, которая состоит из экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг. Экспорт означает, что реализация товаров и услуг происходит на внешних рынках и потребляться они будут покупателями других стран. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит такие товары, издержки на производство которых ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен на данную продукцию, а, следовательно, зависит от производительности труда и масштабов производства в странах, участвующих в международном обороте данного товара.

При импорте товара страна приобретает такие товары, производство которых в настоящее время либо вообще невозможно, либо невыгодно, то есть импорт товара обойдётся с меньшими затратами, чем могут быть затраты на производство данной продукции внутри страны. При расчёте эффективности импорта подсчитывается та экономическая выгода, которую получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определённых товарах за счёт импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в данной стране, и направления этих ресурсов в более эффективные отрасли.

Таким образом, страны торгуют друг с другом, так как им это выгодно. Эта выгода определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, страны импортируют товары из-за необходимости потреблять такие продукты, производство которых либо вообще невозможно в силу отсутствия природных условий и соответствующей технологии, либо производство их обходится слишком дорого. Через импорт товаров можно, с одной стороны, повысить степень удовлетворения постоянно растущих и развивающихся потребностей населения в потребительских благах и услугах, а с другой стороны, получить необходимые производственным ячейкам ресурсы (сырье, топливно-энергетические ресурсы, станки, оборудование и другое) для обеспечения экономического роста.

Во-вторых, страны экспортируют товары для их реализации на внешнем рынке, так как внутренний рынок страны становится слишком узким для потребления всего созданного объема благ. Также фирмы той или иной страны вывозят товары в целях получения при продаже товара в других странах большей выручки, а, следовательно, и большей прибыли, чем при продаже товара внутри страны. Через экспорт товаров и услуг производители находят покупателей в других странах, и тем самым создаются дополнительные возможности для укрепления их экономического и финансового положения.