3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта
Принципиально новый подход к решению общегосударственной задачи развития экспорта отражен в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. К!! 1204 "О первоочередныхмерах по поддержке экспортеров". В соответствии с указом первостепенное значение придается поддержке экспорта продукции высокой степени обработки путем осуществления комплекса мер го
сударственного содействия отечественным производителям этойпродукции, в том числе с привлечением средств федеральногобюджета, предусматривающего использование механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных гарантий.
Финансовое содействие является наиболее эффективным средством мобилизации экспортного потенциала страны. Предлагаемые меры стимулирования экспорта за счет средств федеральногобюджета предполагают их соответствие нормам и требованиямВсемирной торговой организации, определяющим принятый вмировой практике порядок оказания государственной поддержкиэкспорту, а также учитывают условия присоединения России к этойорганизации.
С учетом современного состояния российской экономики и актуальных проблем развития ее внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействияэкспорту являются следующие:
. предоставление Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредИТным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций, ориентированных на экспорт;
. предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров.
В рамках дальнейшего развития и совершенствования механизмов финансовой помощи экспортерам будет продолжена работа по изучению возможностей кредитования с участием государства ориентированных на экспорт НИОКР, освоения наукоемкой ивысокотехнологичной продукции, закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на длительный периодв зависимости от сроков окупаемости проектов); кредитованияпроизводства экспортной продукции С длительным циклом изготовления, включая закупку не производимых в России сырья, материалов и комплектующих частей.
291
Среди других направлений финансового содействия, способ
ных оказать заметное стимулирующее влияние на российский экспорт целесообразно рассмотреть возможность таких мер, как:
. предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней;
.обеспечение государственных гарантий по кредитам на уча
стие в международных торгах;
.страхование операций по освоению внешних рынков.
С целью создания системы страхования экспортных кредитов
и предоставления государственных гарантий готовятся предложения по образованию Российского экспортно-импортного страхового общества. Указанное страховое общество, используя механизмперераспределения рисков среди страховых компаний, включаязарубежные, могло бы повысить возвратность государственныхэкспортных кредитов, а также обеспечить пополнение собствен
ных средств, которые могут и должны быть использованы в буду
щем для экспортного страхования в условиях ограниченной государственной поддержки, а затем и без нее.
Одно из важных направлений поддержки экспорта, особенно
товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования. В связи с этим в рамках совершенствования налоговой системы Российской Федерации и усиления еестимулирующего воздействия в отношении отечественных това
ропроизводителей целесообразно изучить возможные формы на
логового поощрения экспортеров, в том числе:
. восстановление системы возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта этого товара. Возможные исклю
чения из этого правила могли бы распространяться только на экс
порт подакцизных товаров и продукции, реализуемой по бартер
ным контрактам;
. определение порядка исчисления и уплаты налога на прибыль для предприятий - экспортеров готовой, в первую очередь
машинотехнической, продукции с точным указанием кодовпо ТН ВЭд, идентичного порядку, установленному для малых
предприятий;
. стимулирование производственной кооперации путем расши
рения масштабов эффективного использования российскими участниками внешнеэкономических связей таможенных режимов пе
реработки в соответствии с Таможенным кодексом Российской
Федерации;
. разработка комплекса мер по снижению косвенного налого
обложеНЮI экспорта услуг. В связи с этим привести в соответствиес положениями Всемирной торговой организации вопросы регулирования экспорта услуг;
. освобождение экспортеров от уплаты налога на рекламу эк
спортных товаров;
. снижение размера государственной пошлины при рассмот
рении в арбитражных судах исков, связанных с производством и
последующим экспортом товаров и услуг.
В дальнейшем, по мере улучшения экономической ситуации в
стране, станет возможным принятие мер, направленных на укреп
ление зарубежной инфраструктуры по сбыту и обслуживанию поставляемого на экспорт оборудования (создание сбытовых фирм,
дилерской сети, сервисных центров и т.п.).
293
292
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта