3. Виды международных транспортных перевозок
-
Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки – почти 60%.
Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта, который специализируется на обслуживании международной торговли. Морские перевозки осуществляются различными типами судов, которые подразделяются на:
1) грузовые суда, к которым относятся:
- суда универсального назначения, предназначенные для перевозки генеральных и насыпных грузов;
- ролкеры с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, используемые для перевозки колесной и гусеничной техники, контейнеров (являются удобной формой взаимодействия различных видов транспорта, так как дают возможность автомобилям въезжать через нос или корму, снимая необходимость производить перевалку грузов);
- контейнеровозы, применяемые для перевозки генеральных грузов (то есть штучных грузов в упаковке и без нее, принимаемых к транспортировке по счету грузовых мест) в контейнерах между оборудованными терминалами на регулярных линиях с мощными, устойчивыми потоками;
- лихтеровозы, предназначенные для перевозки грузов в смешанном морском и речном сообщениях (они представляют собой систему, включающую большое судно-плавбазу, перевозящее несколько десятков малых судов, которые могут входить в устья рек и за счет осадки подходить к любым мелководным причалам);
- паромы, используемые для перевозки грузов в железнодорожных вагонах (без перегрузки) на линиях сравнительно небольшой протяженности, характеризующихся устойчивым грузопотоком и высокой частотой отправки;
- балкеры, предназначенные для перевозки навалочных и насыпных грузов;
- рефрижераторные суда;
- лесовозы;
- танкеры, для перевозки сырой нефти и других наливных грузов;
2) пассажирские суда;
3) ледокольные суда;
4) гидрографические суда;
5) аварийно-спасательные суда;
6) служебно-вспомогательные суда (буксиры, лоцманские суда и другие).
В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).
Международное линейное судоходство организуется морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли. Особенностями линейного судоходства являются закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, устанавливаемым перевозчиками. Линейные тарифы публикуются в периодической специализированной печати и обычно стабильны в течение длительного времени. Эти тарифы регулируются линейными конференциями, представляющими собой объединения судовладельцев, монополизировавших перевозки грузов на конкретных направлениях.
Кроме конференциальных линий существуют также односторонние и совместные линии. Односторонние линии обслуживаются судами под флагом одной страны. Совместные линии обслуживаются судами России и судоходных предприятий других государств. Такие линии создаются на основе межправительственных соглашений или соглашений между судоходными предприятиями.
В зависимости от режима (тоннажа) линии делятся на срочные, в расписании которых указываются точные даты прихода и отхода судов на каждом порту, и регулярные. В расписании движения судов регулярных линий указываются только периоды заходов и отходов судов: один раз в неделю, декаду, месяц.
Основным документом при оформлении перевозки груза в международном линейном судоходстве является коносамент.
Коносамент – это документ, подтверждающий принятие товара для перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу. Коносамент выполняет три основные функции: удостоверяет принятие судовладельцем груза к перевозке, является товарораспорядительным документом, свидетельствует о заключении договора перевозки морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против предъявляемых документов.
Различают следующие виды коносаментов: именной, ордерный, на предъявителя. В именном указывается, что товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наименования и адреса. Ордерный предполагает, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, поставив на обороте свою подпись и печать (индосирование). Коносамент на предъявителя предполагает, что товар передается любому лицу – держателю коносамента.
Перевозка грузов по коносаментам регулируется Конвенцией ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила», 1978).
Для использования судна в трамповом судоходстве необходимо заключить договор фрахтования судна, который называется чартер. Виды чартеров:
1) тайм–чартер – договор об аренде судна, когда все судно или его часть предоставляется на определенное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях;
2) димайз-чартер – договор об аренде судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя;
3) бербоут-чартер – договор о найме судна без экипажа, фрахтователь несет все расходы по его использованию и выплачивает арендную плату судовладельцу.
Чартеры могут заключаться заблаговременно, в срочном порядке (промпт), с условием немедленной готовности судна к перевозке (спот-промпт).
В чартере зафиксировано распределение функций и затрат между фрахтовщиком и фрахтователем по содержанию судна и его экипажа, ремонту судна, снабжению, оплате сборов и другие.
-
Более 10% мирового грузооборота в настоящее время перевозит воздушный транспорт. Международной воздушной перевозкой называется всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения расположены:
-на территории двух государств;
-на территории одного государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.
Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения можно классифицировать на регулярные (выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами) и нерегулярные (выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты).
Регулярные рейсы - это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, частота движения и тип самолета. Изменение этих условий может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся государств. Регулярные авиаперевозки оплачиваются по международным авиационным тарифам (опубликованным и неопубликованным).
Опубликованные (сквозные) тарифы – это тарифы и сборы от аэропорта отправления до аэропорта назначения, помещенные в тарифных справочниках. Если между двумя пунктами имеется опубликованный тариф, то перевозка должна осуществляться только по этому тарифу.
Неопубликованные тарифы – это тарифы, которые при отсутствии опубликованного тарифа между данными пунктами образуются двумя способами:
1) путем прибавления к опубликованному тарифу дополнительной суммы;
2) путем сложения участковых тарифов отдельных сквозных участков перевозки.
Большинство тарифов не опубликовано. Кроме того, каждая авиакомпания разрабатывает свои неофициальные тарифы, которые в основном являются закрытыми и составляют коммерческую тайну авиакомпании.
Регулированием международных авиационных тарифов занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).
Нерегулярные перевозки подразделяются на дополнительные, специальные и чартерные.
Дополнительные рейсы – это рейсы, выполняемые по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию.
Специальные рейсы – это рейсы, выполняемые со специальным заданием, как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.
Чартерные рейсы – это рейсы, выполняемые в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком.
Внешнеторговые грузы принимаются к перевозке за границу на воздушном транспорте на основе договора перевозки и разрешения на вывоз. Документом, который удостоверяет заключение договора, является авиагрузовая накладная. Оформление накладной регламентировано Конвенцией об унификации некоторых правил, относящихся к международным авиаперевозкам, подписанной в Варшаве в 1929 году и получившей название «Варшавская конвенция». В 1955 году в Гааге Конвенция была пересмотрена и стала приложением к Закону об авиаперевозках, вступившем в силу в 1967 году.
-
Доля грузооборота железнодорожного транспорта в мировой внешней торговле составляет почти 25 %. Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств-участников соглашения.
Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная накладная. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная Конвенцией по международным грузовым перевозкам (КОТИФ), а также Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). Перевозка грузов в сообщениях между железными дорогами России и стран-участниц СНГ, а также Латвии, Литвы, Эстонии осуществляется на основе действующих на железнодорожном транспорте нормативных документов: Устава железных дорог, Правил перевозок грузов, Технических условий погрузки и крепления грузов. Между МПС России, МПС Латвии, МПС Литвы, Министерством транспорта и связи Эстонии подписаны Договоры о прямом железнодорожном сообщении (1992год).
-
Международные автомобильные сообщения регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (1961г.) и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов(1968г.).
Транспортным документом, подтверждающим наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке, является автодорожная накладная.
Вопросы и задания:
1. Назовите особенности, преимущества и недостатки каждого вида транспорта?
2. Какой вид транспорта является наиболее эффективным:
-при перевозке грузов на большие расстояния;
-при перевозке грузов на короткие расстояния;
-при перевозке массовых наливных и навалочных грузов;
-при необходимости доставки груза «до двери» покупателя;
-при необходимости обеспечения высокой сохранности груза;
-при необходимости обеспечения высокой скорости доставки груза;
-при поставке генеральных тяжеловесных грузов;
-при поставке генеральных легковесных грузов;
-при поставке рутинных грузов без тары и упаковки (трубы, металлоконструкции)?
3. Для разных товаров присвойте ранги факторам по степени важности, выберите вид транспорта.
Таблица 8
Наименование товара | Критерий ранжирования | |||
Скорость | Надежность | Способность перевозить различные виды грузов | Количество обслуживаемых географических регионов | |
Круглые лесоматериалы |
|
|
|
|
Легковые автомобили |
|
|
|
|
Драгоценные камни |
|
|
|
|
Скоропортящиеся продукты |
|
|
|
|
Медикаменты |
|
|
|
|
4. Самостоятельно изучите базисные условия «Инкотермс – 2000». Выполните классификацию базисных условий поставки (табл. 9).
Таблица 9
- Введение
- Сущность и основные формы внешнеэкономической деятельности
- Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия
- 1. Организация внешнеэкономической службы предприятия
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности (вэд) на предприятии
- 3. Экономическая эффективность внешней деятельности предприятия
- Виды внешнеторговых операций
- 1. Классификация внешнеторговых операций
- 2. Основные виды внешнеторговых сделок по направлениям торговли
- 3. Основные виды внешнеторговых сделок по формам торговли
- 4. Внешнеторговые сделки по купле-продаже услуг
- 5. Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности
- Классификация международных транспортных операций
- 2. Базисные условия поставки товара: сущность и классификация
- 3. Виды международных транспортных перевозок
- Классификация базисных условий в «Инкотермс – 2000»
- Конъюнктура мирового рынка и организация продвижения товаров
- 1. Понятие конъюнктуры мирового рынка
- 2. Международный маркетинг
- 2. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти
- 4. Решение о методах выхода на рынок
- 5. Решение о структуре комплекса маркетинга
- 6. Решение о структуре службы маркетинга
- Принципы и методы определения внешнеторговых цен
- 1. Понятие и виды внешнеторговых цен
- 2. Принципы определения внешнеторговых (экспортных) цен
- Расчет цены предложения
- 3. Виды цен, привлекаемых в качестве источника информации о ценах мирового рынка
- 4. Порядок определения цен на товары-конкуренты
- 5. Коммерческие поправки к внешнеторговым ценам
- 6. Сопоставление технико-экономических параметров товаров-конкурентов
- Способы оформления и порядок подписания внешнеторгового контракта
- 1. Назначение контракта и его формы
- 2. Подготовка, заключение и исполнение контракта
- Основные этапы проведения типовой экспортно-импортной сделки
- 3. Примерная структура внешнеторгового контракта
- 4. Основные статьи внешнеторгового контракта
- 5. Внешнеторговые документы
- 2. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России
- Территориальные органы управления (управления, службы, представительства центральных органов)
- 3. Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности
- Методы государственного регулирования вэд
- Стимулирующие экспорт
- Административные методы
- Эмбарго на торговлю с отдельными странами
- Паспорт сделки
- 2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3. Понятие и виды нетарифных ограничений
- Паратарифные (сверхтарифные) меры
- Меры контроля над ценами
- Финансовые меры
- Меры количественного контроля
- Монополистические меры
- Технические меры
- Валютное регулирование и валютный контроль в российской федерации
- 1. Валютная политика и валютное регулирование
- 1.1. Валютная система и валютный рынок
- 1.2. Субъекты валютных отношений
- 1.3. Объекты валютного регулирования
- 2. Понятие и организация валютного контроля
- Оглавление
- 424024 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3
- 424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17