2.4. Государственные меры стимулирования экспорта.
В Государственной программе развития экспорта, использован мировой опыт с учетом национальной специфики внешнеэкономических связей и особенностей современного этапа развития экономики Узбекистана. В соответствии с этой программой регулирование интеграции национальной экономики в мировую включает комплекс мер экономического, организационно-правового политического характера, направленных на обеспечение условий для расширение экспорта и совершенствования его структуры, рационализации структуры импорта, а также развития совместного предпринимательства в различных его формах.
Экономические меры стимулирования экспорта включают кредитование, страхование, предоставление государственных гарантий. Надо отметить, что эти меры прежде всего будут направлены на стимулирование отечественного машинно-технического экспорта тех предприятий, которые производят экспортные товары на уровне лучших мировых образцов, товары высокой степени обработки. Среди объектов, к которым прежде всего будут применять меры стимулирования, в Государственной программе выделена такая форма производственной кооперации, как переработка товаров, включающая: изготовление товара, монтаж, сборку и подгонку под другие товары; собственно переработку и обработку товаров; ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок; использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки.
Финансовое содействие экспорту включает следующие меры:
*предоставление Правительством Республик в лице Министерства финансов гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитных ресурсов для обеспечения оборотными средствами производств и организаций, ориентированных на экспорт;
*предоставление государственных гарантий и обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров;
*закупки оборудования для развития экспортного производства(кредиты на длительный период в зависимости от сроков окупаемости проектов); кредитования производства экспортной продукции с длительным циклов изготовления, включая закупку не производимых в Республике сырья, материалов и комплектующих изделий;
*предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредитования, на срок свыше 180 дней;
*обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;
*страхование операций по освоению внешних рынков.
Особое значение придается различным формам налогового поощрения экспортеров, принятого в промышленно развитых странах.
Одной из мер поддержки экспорта и производств, ориентированных на экспорт, будет смешанное государственно-коммерческого финансирование инвестиционных проектов с использованием лизинга.
Меры по стимулированию экспорта включают в себя:
*широкое привлечение деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта;
*организацию оперативной работы государственных органов по активному продвижению экспортной продукции и защите интересов отечественных предпринимателей за рубежом;
*совершенствование рекламы национальных экспортных товаров;
*организацию выставок, ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;
*проведение научных исследований в сфере ВЭД;
*подготовку квалифицированных кадров.
Большую роль в развитии ВЭД сыграет создание единой системы внешнеторговой информации, финансируемой за счет средств государственного бюджета. Необходимым условием эффективного ведения экспортных операций является также организация консультационной работы как государственными органами (ГТК, МВЭС и др.), так и специальными службами.
Осуществляемые меры поддержки экспорта соответствуют этапам реализации Государственной программы.
Первый этап (1992-1993гг.):
*продолжение работы по совершенствованию законодательной и нормативной базы ВЭД, валютной, налоговой и тарифной политики, поощряющих экспорт и эффективные формы торгово-экономического сотрудничества;
*завершение формирования институциональных и организационных основ государственной службы содействия экспорту;
*создание системы внешнеторговой информации;
*формирования механизма государственной поддержки посредством кредитования, гарантирования и страхования экспорта;
*решение вопросов транспортного обеспечения экспортных поставок;
*расширение взаимодействия органов власти всех уровней, а также их взаимодействия с органами местного самоуправления и общественными объединениями по организации практической помощи экспортерам.
Определенные в Государственной программе меры должны обеспечить устойчивые объемы экспорта на уровне 5-6 млрд. дол., постепенное восстановление традиционного машинно-технического
экспорта.
Второй этап (1994-1995гг.):
*существенное увеличение объемов бюджетных средств для гарантирования и страхования экспорта;
*расширение программ кредитование экспорта;
*проведение мер по стимулированию экспорта субъектов малого бизнеса;
*увеличение объемов страховых операций и видов страховых рисков;
*проведение масштабных выставочно-ярмарочных и рекламных мероприятий в поддержку узбекского экспорта.
В результате проведенных мер ожидается снижение удельного веса в российском экспорте основных сырьевых групп до 65-70% и соответствующее увеличение поставок готовой продукции. Произойдут изменения и в географической структуре экспорта, примерно до 20-30% возрастет доля экспорта в страны ближнего зарубежья.
Третий этап (1996-1999гг):
*достижение объемов государственной финансовой поддержки экспорта, сопоставимых с ассигнованиями в промышленно развитых странах;
*осуществление поддержки товарного экспортного и экспорта услуг;
*активное отстаивание интересов узбекского экспорта на внешних рынках, в том числе посредством работы в международных организациях;
*передача части работы по продвижению узбекских товаров на внешние рынки объединениям экспортеров, промышленно-финансовым группам и непосредственно крупным производителям.
На третьем этапе должны быть обеспечены: диверсификация экспорта. Поставка за рубеж высококачественных и наукоемких товаров, возрастание доли машин и оборудования до 20-25% и снижение доли топливо - сырьевых товаров до 60-65%; намечено увеличение удельного веса экспорта в страны ближнего зарубежья (1\3) на основе производственной кооперации предприятий стран – членов СНГ.
На четвертом этапе (2000г.и далее):
Ожидается привращение Узбекистана из экспортера сырья в экспортера преимущественно промишленной готовий продукции.
В результате новых подходов к государственному регулированию экспорта и разработанной системе практических мер его поддержки потенциал внешнеэкономического комплекса возрастает, позиции Узбекистана на внешнем рынке укрепляются.
Ключевые слова: Функции госрегулирования ВЭД, внутренные и внешные факторы ВЭД, ГАТТ (ВТО), таможенно - тарифное регулирования, нетарифные ограничения, количественные и валютные ограничения ВЭД, равенство участников ВЭД, либерализация ВЭД, госпрограмма по ВЭД.
Контрольные вопросы:
Принципы ВЭД бывшем СССР.
Два подхода во внешнеэкономической политики.
Предмет регулирования ВЭД.
Принципы либерализации ВЭД по ВТО.
Что такой нетарифное ограничений.
Понятие таможенный ограничений ВЭД.
Роль стандартов в регулирования ВЭД.
Значение количественного и валютного ограничения во ВЭД.
- Тема 1: сущность внешнеэкономической деятельности. Предмет курса "основы внешнеэкономической деятельности” (2 ч.)
- 1.1. Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики.
- 1.2. Предмет и задачи курса "Основы внешнеэкономической деятельности"
- 1.3. Виды внешнеэкономической деятельности.
- 1.4. Принципы и задачи внешнеэкономической стратегии рУз в переходном периоде
- Рекомендуемая литература:
- Тема 2. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. (2 ч.)
- 2.1. Сущность и особенности управления внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Международная регламентация внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью.
- 2.4. Государственные меры стимулирования экспорта.
- Рекомендуемая литература:
- Тема 3. Формы осуществления вэд и установление деловых отнощений. (2 ч.)
- 3.1. Классификация внешнеторговых операций.
- 3.2. Крупномасштабные операции на компенсационной основе.
- 3.3. Особые формы осуществления вэд.
- 3.4. Классификация фирм, действующих на мировом рынке.
- 3.5. Методы изучения деловых отношений и порядок их оформления.
- Оферта.
- Твердая оферта.
- Свободная оферта.
- Запрос.
- Тема: 4. Внешнеторговый контракт купли продажи. (4 ч.)
- 4.1. Необходимость и значение изучения внешнеторгового контракта.
- 4.2.Условии контракта.
- Контракт No 1/010693-гк
- Спецификация
- Рекомендуемая литература:
- Тема 5. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. (2 ч.)
- 5.1. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности.
- 5.2. Правовое регулирование внешнеторговых перевозок.
- 5.3. Оценка затрат на транспортные операции.
- 5.4. Договоры на перевозку внешнеторговых грузов.
- Тема 6. Инвестиции во внешнеэкономической деятельности. (4 ч.)
- 1. Разработка ассортимента товаров: традиционные;
- 2. Разработка упаковки и маркировки
- 7. Определение путей товародвижения: обработка заказов;
- Iil Подготовка персонала
- 6.3. Обеспечение инвестиционной программы.
- Тема 7: страхование внешнеэкономической деятельности. ( 4 ч.)
- 7.1. Сущность и виды рисков во вэд.
- Установление баланса Национальной компании экспортно-импортного страхования "Узбекинвест" за 1995-1996 гг. (в тыс. Долл.)
- 7.2. Организация и техника страхования вэд.
- 7.3. Валютные риски и методы их страхования.
- 7.4. Транспортное страхование грузов.