4. Внешнеторговые сделки по купле-продаже услуг
Наряду с мировым рынком товаров существует и взаимодействует с ним мировой рынок услуг. Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с международной торговлей товарами:
1) услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению, поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителем и потребителем услуг. Международная торговля услугами требует большего присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг или же присутствия иностранных потребителей в стране производителя услуг;
2) международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее возрастающее действие. Для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынка и кончая транспортировкой товара. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства, продажи, послепродажного обслуживания;
3) международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капитала и перемещением рабочей силы, которые невозможны без банковских, информационных, транспортных услуг.
В тоже время рост мировых рынков товаров, капитала, рабочей силы стимулирует увеличение мирового рынка услуг;
4) сфера услуг в большей степени защищается государством, контролируется им;
5) не все виды услуг пригодны для вовлечения в международный хозяйственный оборот (услуги здравоохранения, бытовые, коммунальные услуги и др.).
Услуга есть любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
В аналитических целях все разнообразие услуг делят на факторные услуги (возникают в связи с международным движением факторов производства – капитала, рабочей силы) и нефакторные услуги (остальные виды услуг - транспорт, путешествия, нефинансовые услуги и др.).
Выделяют две группы сделок купли-продажи услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.
Основные: сделки по оказанию производственно-технических услуг (инжиниринг), арендные сделки, по экспорту и импорту туристических услуг, по консультационным услугам.
Инжиниринг представляет собой комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.
Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, - комплексный инжиниринг. Он включает три отдельных вида инженерно-технических услуг, каждый из которых может быть самостоятельным предметом сделки:
-
консультационный инжиниринг, связанный с интеллектуальными услугами при проектировании объектов, разработке проекта строительства и контроля за проведением работ;
-
технологический инжиниринг, означающий предоставление заказчику технологии, необходимой для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработку проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту и др.;
-
строительный и (или) общий инжиниринг, предполагающий поставки оборудования, техники (или) монтаж установок, включая в случае необходимости инженерные работы.
Инженерно-консультационные услуги предоставляются в виде технической документации, результатов исследований, исходных данных для строительства, экономических расчетов, схем, рекомендаций и т.п. Согласно толкованию ЕЭК ООН, сюда входят следующие услуги:
-
проведение предварительных технико-экономических обоснований и исследований, связанных с общим проектирование;
-
планирование и подготовка чертежей и смет расходов;
-
планирование и составление программы финансирования;
-
подготовка проектной документации, детальных чертежей и спецификаций;
-
подготовка технических условий для участия в торгах и выдача рекомендаций по поступающим предложениям, оценка предложений о строительстве объектов;
-
контроль за строительством, изготовлением оборудования, монтажом и наладкой оборудования, пуском оборудования в эксплуатацию;
-
выдача сертификатов о качестве проведенных работ.
Арендные сделки – сдача внаем товара иностранному контрагенту. Одна из сторон сделки – арендодатель – предоставляет другой стороне – арендатору – предмет аренды в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение. Наибольшее значение в международной коммерческой практике приобрела долгосрочная аренда – лизинг. Объектами лизинга чаще всего являются стандартное промышленное оборудование, авиационные двигатели, суда, самолеты, электронно-вычислительные машины и др.
Существует две разновидности лизинга: финансовый и оперативный. Финансовый лизинг представляет собой арендную сделку на срок, близкий к сроку службы оборудования, в течение которого происходит полное возмещение всех расходов арендодателя и обеспечение ему установленной прибыли за счет арендных отчислений. Особенностью финансового лизинга является невозможность расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды, то есть срока, необходимого для возмещения расходов арендодателя.
В сделке финансового лизинга участвуют три стороны: арендатор, арендодатель и поставщик оборудования. Арендодатель, который выполняет в этой сделке только финансовые функции, заключает два договора: о лизинге – с арендатором, контракт на закупку оборудования – с поставщиком.
Оперативный лизинг представляет собой сделку, не предполагающую компенсацию затрат арендодателя, связанных с приобретением сдаваемого в аренду оборудования, в течение основного срока аренды. Срок этой сделки, как правило, значительно меньше срока физического износа оборудования, что предполагает неоднократную сдачу в аренду предмета оперативного лизинга. Арендные ставки в оперативном лизинге выше, чем в финансовом, поскольку арендодатель, не имея гарантии полной окупаемости затрат, вынужден учитывать возможный коммерческий риск, повышая цены на услуги.
Туристические услуги – широко распространенный вид деятельности. Международный туризм охватывает категорию лиц, выезжающих за границу и не занимающихся там оплачиваемой деятельностью. Виды, туристических услуг, предлагаемых в качестве товара на международном рынке:
- услуги по размещению туристов (гостиницы и пр.);
- услуги по перемещению туристов различными видами транспорта;
- услуги по обеспечению туристов питанием;
- услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов (участие в конгрессах, конференциях, выставках и пр.) туристов;
- услуги туристам торговых предприятий (продажа сувениров, открыток и т.д.);
- услуги туристам по оформлению документации.
Туристические услуги предоставляются либо по отдельным их видам, либо в комплексе (в рамках инклюзив-туров или пэкидж-туров). Инклюзив-туры применяются чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые ниже обычных (иногда до 50%). Они включают также стоимость размещения туриста в гостинице, питание (полное или частичное) и др. услуги, предоставляемые на определенное число дней пребывания туриста в стране назначения. Общая цена инклюзив-тура должна быть не ниже обычного тарифа (стоимости транспортировки до данной страны).
Пэкидж-туры также предполагают предоставление клиенту полного комплекта услуг, который может не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе.
Другая группа сделок по купле-продаже услуг включает операции по обслуживанию товарооборота. К этому виду сделок относятся операции по международным перевозкам грузов, транспортно-экспедиторские услуги, услуги по хранению и страхованию грузов, операции по международным расчетам и др.
- Введение
- Сущность и основные формы внешнеэкономической деятельности
- Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия
- 1. Организация внешнеэкономической службы предприятия
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности (вэд) на предприятии
- 3. Экономическая эффективность внешней деятельности предприятия
- Виды внешнеторговых операций
- 1. Классификация внешнеторговых операций
- 2. Основные виды внешнеторговых сделок по направлениям торговли
- 3. Основные виды внешнеторговых сделок по формам торговли
- 4. Внешнеторговые сделки по купле-продаже услуг
- 5. Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности
- Классификация международных транспортных операций
- 2. Базисные условия поставки товара: сущность и классификация
- 3. Виды международных транспортных перевозок
- Классификация базисных условий в «Инкотермс – 2000»
- Конъюнктура мирового рынка и организация продвижения товаров
- 1. Понятие конъюнктуры мирового рынка
- 2. Международный маркетинг
- 2. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти
- 4. Решение о методах выхода на рынок
- 5. Решение о структуре комплекса маркетинга
- 6. Решение о структуре службы маркетинга
- Принципы и методы определения внешнеторговых цен
- 1. Понятие и виды внешнеторговых цен
- 2. Принципы определения внешнеторговых (экспортных) цен
- Расчет цены предложения
- 3. Виды цен, привлекаемых в качестве источника информации о ценах мирового рынка
- 4. Порядок определения цен на товары-конкуренты
- 5. Коммерческие поправки к внешнеторговым ценам
- 6. Сопоставление технико-экономических параметров товаров-конкурентов
- Способы оформления и порядок подписания внешнеторгового контракта
- 1. Назначение контракта и его формы
- 2. Подготовка, заключение и исполнение контракта
- Основные этапы проведения типовой экспортно-импортной сделки
- 3. Примерная структура внешнеторгового контракта
- 4. Основные статьи внешнеторгового контракта
- 5. Внешнеторговые документы
- 2. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России
- Территориальные органы управления (управления, службы, представительства центральных органов)
- 3. Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности
- Методы государственного регулирования вэд
- Стимулирующие экспорт
- Административные методы
- Эмбарго на торговлю с отдельными странами
- Паспорт сделки
- 2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3. Понятие и виды нетарифных ограничений
- Паратарифные (сверхтарифные) меры
- Меры контроля над ценами
- Финансовые меры
- Меры количественного контроля
- Монополистические меры
- Технические меры
- Валютное регулирование и валютный контроль в российской федерации
- 1. Валютная политика и валютное регулирование
- 1.1. Валютная система и валютный рынок
- 1.2. Субъекты валютных отношений
- 1.3. Объекты валютного регулирования
- 2. Понятие и организация валютного контроля
- Оглавление
- 424024 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3
- 424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17