logo
Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

4. Формы и методы конкурентной борьбы на рынке международных авиационных перевозок

В мировом воздушном транспорте действует 443 авиатранспортных компании. Около 180 компаний выполняют международные авиаперевозки в различных регионах мира. Между ними развернулась непрерывная ожесточенная конкурентная борьба за прибыльные авиалинии и коммерческую загрузку. Каждая авиакомпания стремится привлечь на свои рейсы как можно больше пассажиров и грузов, овладеть рынком авиационных перевозок. Борьба ведется как открыто с использованием приемов так называемой "свободной конкуренции”, так и скрыто - с применением различных запрещенных и завуалированных методов. Конкуренция национальных и межнациональных монополий на мировом рынке авиационных перевозок привела к образованию избыточных мощностей, росту эксплутационных расходов, убыточности многих авиалиний, приводящих иногда к банкротству и поглощению авиакомпаний более мощными. В этих условиях конкурентная борьба особенно ужесточается, часто вспыхивают так называемые "тарифные войны”. Здесь, как и на других рынках, помимо согласованного, авиакомпании продолжают осуществлять "незаконное” снижение тарифов. Ярким примером является рост количества штрафов, налагаемых ИАТА на авиакомпании за эту незаконную деятельность.

Анализ конкурентной практики, используемой авиакомпаниями в международном воздушном транспорте, позволяет выявить следующие три основные формы конкурентной борьбы: так называемая "свободная" конкуренция; межотраслевая конкуренция; монополистическая конкуренция. Каждая из них имеет свои открытые и завуалированные методы. Рассмотрим некоторые методы "свободной" конкуренции, получившей наибольшее распространение в международном воздушном транспорте.

"Свободная" конкуренция может быть названа "свободной" с точки зрения свободы риска, так как каждая авиакомпания может использовать как "законные” методы, так и запрещенные, проводя их на свой страх и риск. В международном воздушном транспорте выявлены два вида конкуренции - горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная - это борьба между формально равноправными авиакомпаниями на данном рынке авиаперевозок. В свою очередь она ведется с применением двух основных методов конкуренции - ценового и неценового.

Ценовая конкуренция - это конкуренция в сфере применения пассажирских и грузовых авиатарифов, предоставления различных скидок и льгот клиентуре, выплаты комиссионных и сверхкомисионных, различных "бонусных” вознаграждений. Ценовая конкуренция ведется как открытыми (дозволенными), так и конфиденциальными ”незаконными” методами.

Наряду с изменением форм конкурентной борьбы в современных условиях меняются и методы конкурентной политики авиакомпаний; наблюдается перемещение центра внимания с традиционной ценовой конкуренции к неценовым методам.

Неценовой метод конкуренции - это конкуренция качества обслуживания, дифференциация услуг на земле и на борту самолета без дополнительной оплаты.

Авиакомпании пользуются всеми ценовыми и неценовыми методами конкуренции. В результате происходит относительное положение тарифов и так называемая "инфляция авиабилета”.

"Инфляция авиабилета” - характерная для авиатранспортной индустрии тенденция, когда для покрытия растущих расходов особенно возросшей стоимости топлива авиакомпании официально повышают тарифы на авиационные перевозки. В то же время, чтобы устоять в ожесточенной конкурентной борьбе, авиакомпании вынуждены неофициально снижать стоимость авиабилета. В результате "инфляции авиабилета” его номинальная стоимость повышается, а продажная цена постоянно относительно снижается. Здесь следует отметить, что "инфляция авиабилетов" выгодна в основном посредникам - агентам, туристическим фирмам и т.д., организующим продажу авиабилетов на рейсы авиакомпаний и получающим от них незначительные скидки. Клиентуре воздушного транспорта, как правило, приходится платить полную стоимость билетов и грузовых отправок.

Вертикальная конкуренция - это борьба, ведущаяся между государствами и ведомствами гражданской авиации, между ведомствами и авиакомпаниями, между авиакомпаниями и фирмами-посредниками и т.д. Вертикальная конкуренция никогда не бывает равноправной и даже условно "свободной”: положение в общей иерархии определяется возможностями каждого уровня. Для вертикальной конкуренции характерны следующие четыре основных метода:

1. Метод "прямого нажима” - это метод принуждения с помощью законодательных актов или правительственных распоряжений.

2. Метод "косвенного давления” - этот метод чаще всего применяется в отношениях между авиакомпаниями и посредниками. На нем основана так называемая "бартерная система" - продажа авиабилетов и грузовых перевозок не за деньги, а в обмен на какие-либо услуги фирм, например, рекламу, поставки оборудования и т.д.

3. Метод "тройной зависимости" - предусматривает "давление” одной авиакомпании на вторую, чтобы она пользовалась услугами третьей, являющейся в свою очередь клиентом первой авиакомпании. При этом методе отсутствует полное равноправие партнеров, такое "сотрудничество” чаще всего бывает вынужденным.

4. Метод "непреднамеренного обмана” широко используется авиакомпаниями в отношениях с посредниками и клиентурой, когда авиакомпания применяет высший тариф там, где по условиям перевозки может быть применен более низкий тариф. Чаще всего этот метод применяется при авиаперевозках по безналичному расчету. Если клиент или посредник обнаружит это несоответствие, авиакомпания легко может сослаться на "техническую" ошибку и произвести "рифанд”, т.е. возврат незаконно взысканных сумм. Этот метод рассчитан на то, что у посредников и клиентов нет специалистов способных разобраться в сложной и запутанной системе авиационных тарифов.

Приведенная классификация методов и форм конкурентной борьбы, используемых на рынках международных авиаперевозок, позволяет более объективно анализировать уровень коммерческих отношений авиакомпаний, а следовательно, выбирать наиболее эффективные стратегии управления своей деятельностью. [5]