39. Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами ва
Развитие экономического сотрудничества со странами Восточной Азии имеет для России исключительно важное экономическое и стратегическое значение, что определяется как географическим положением, так и динамикой интеграционных процессов внутри Азиатско-тихоокеанского региона. Значительное влияние на характер хозяйственного взаимодействия с соседними странами оказывают субъекты Федерации, входящие в состав Дальневосточного округа.
Основными торговыми партнерами России среди стран Восточной Азии страна являются Китай, Япония и Республика Корея.
Сотрудничество в области энергетического сотрудничества
Транспортировка нефти и природного газа, передача электроэнергии, создание нефтеперерабатывающих комплексов.
Ангарск-Дацин 1999 ЮКОС
Ангарск – Находка с экспортом нефти в Японию 2002 Транснефть
Тайшет – Тихий океан или Восточная Сибирь с ответвлением порт Козьмино на Дацин 2006
Газопровод Алтай транспортировку природного газа с полуострова Ямал в Китай 2008
Строительство газопровода по маршруту Саянск – Ангарск – Бурятия – Читинская область – Амурская область – выход в Китай и Республику Корею. 2010-2015
Сахалин-1,2,3 поставки нефти из Хабаровска в Китай
Электроэнергия из Иркутска в Китай в 1990-е г. в 2003 отклонен.
ЛЭП 500кватт китайскую провинцию Ляонин к 2010г.
К 2015 году ЛЭП мощностью 800 кватт. В северо-восточный северный Китай
Энергомост Россия – Япония на Сахалине мощностью 4500 мегаватт к 2015г.
Нефтепровод: Восточная Сибирь - тихий океан. Первоначально быль проект Ангарск-Дацин. Закрыт Разработан ЮКОС 1999 году. В августе 2002 было подписано соглашение о строительстве и планировались начать строительство в 2003 году. В 2005 году поставки нефти 20 млн. тонн. А с 2010 по 30 млн. тонн. Недостатки: узкий рынок и экологическая угроза, пропускная способность маленькая. 2002 год Транснефть выдвигает Ангарск – Находка с экспортом нефти в Японию. Пропускная способность 50 млн. тонн в год Вход в эксплуатацию в 2007 году. Преимущества: расширение рынка Сохранение предыдущих негативных особенностей и соперничество между странами Россией, Китаем; Китаем и Японией. В 2003 году РФ закрыла оба маршрута мотивируя охраной озера Байкала. Был выдвинут новый проект Тайшет – Тихий океан или Восточная Сибирь – Тихий океан. Начальный пункт Тайшет, Конечный пункт Первоначально Бухта Перевозная, в 2006 году порт Козьмино с ответвлением на Дацин. Окончание первого этапа сначала был в 2008, потом в 2009 и тд. Второй этап от Дацина до козьмино морским транспортом в Японию. Заполнение трубы идет за счет верхнеченского месторождения, ванхорское месторождение. В Апреле 2006 года началось строительство этого трубопровода одновременно из Тайшета и из Сковородино. Длинна 4180 км. Диаметр трубы 1220 мм. Пропуская способность 30млн. тонн нефти в КНР при общей мощности до 80 млн. тонн. Строительство осуществляется в две очереди. На первом этапе от Тайшета до Сковородино, От Сковородино до Козьмино будет ввозиться нефть по железной дороге. От Сковородино до Дацина. В Корею будет ввозиться ж\д транспортом. На втором этапе от Сковородино до Козьмино. Ресурсная база: месторождение Верхнеченское (Иркутск), Ванкорское (Красноярск), Юрупчено-тахомское (Красноярск), Талаканское и Чаядинское (Якутия). Трубопровод соединится в районе Ленска. Ввод в эксплуатации первой очереди 4 квартал 2009 года. Газопровод Алтай решение принят о в 2006 году. Проект заморожен и его реализация начнется не ранее 2016 г. Этот проект включает в себя транспортировку природного газа с полуострова Ямал в Китай до Пекина и Шанхая. Предполагаемый маршрут Бованенковское месторождение на полустрове Ямал, пересечем Обскую губу в направлении Ямбурга. Затем вдоль трассы газопровода в Урингуй центр и Нижневартовск. По территории Кемеровской области, По республике Алтай. Пересечет 4000 метровый отрезок китайской границы. Пересечет Платоукок до Урумчи и Соединится с газопроводом Запад-Восток до Шанхая. Общая протяженность трубопровода до границы с КНР 2,7 тыс. км. Экологические ограничения: Плато Укок объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Начало строительства предполагалось конец 2008 года, а реализация уже за пределами 2010 года. Освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Жигаловский район Иркутской области. 408 км северо-восток от Иркутска. Газификация южных районов Иркутской области. Строительство газопровода по маршруту Саянск – Ангарск – Бурятия – Забайкальский край– Амурская область – выход в Китай и Республику Корею. Проект заморожен.Поставки природного газа в страны Восточной Азии возможны после 2010-2015 гг. Приходится включать газопроводы Якутии. Второе направление от Кавыкты на запад до Проскопово (Кемерово). Маршруты: Ковыктинское месторждение – Саянск – Ангарск; Иркутск – Улан-Уде – Чита; Чита – Забайкальск – Харбин – Далянь – Пекин, а так же Ентек-Сеул; Чеядинское месторождение, Ковыктинское месторождение - Иркутск – Проскопово (Кемерово).
Сейчас действует газопровод северный Сахалин, Комсомольск на Амуре, Хабаровск, Китай. И началась транспортирвка сжиженного газа в Японию.
Построен нефтепровод северный Сахалин – Камсомольск на Амуре, Северный Сахалин – порт Де-Кастри. Предпологается строительство Камсомольск на Амуре – хабаровск. И Газопрвода хабаровск-Владивосток и в Хабарвска они должны соединится в ВСТО тихий океан.
Сахалинские проекты. Связаны с освоением шельфа острова Сахалин и разработано несколько проектов:
Сахалин-1: в него входят 3 морских месторождения: Чайво,Одопту, Арктун-Даги. Общие запасы 485 млрд. м3. В проекте принимают участие кампании Эксо мобил (США), Росснефть, Японские и Индийские кампании.
Сахалин-2: предусматривает освоение месторождений Лунское, Пильтун-Астохонское. Суммарный промышленный запас около 150 млн. тонн нефти и 500 млрд. м3 газа. От этих месторождений строительство трубопровода на материк до Хабаровска и в Китай.
Сахалин-3: нефтегазовый проект. Месторождения: Керинское, Венское, Айярское, Восточно Адоптинско. Прогнозные извлекаемые запасы 700 млн. тонн нефти. 1,3 млн. м3 газа. Предполагаются поставки газа на южную конечность острова Сахалин (поселок Пограничный) далее Хабаровск (Китай).
Транспортировка или передача электроэнергии. Начали осуществляться в середине 1990-е гг. проект передачи из Иркутска в Китай Проект отклонен. В 2003 году ЗАО «ИнтерРаоЕС» и китайская кампания «Сириус» заключили контракт на поставку 2,2 мегаватт/ч энергии, но эти поставки практически на осуществлялись (где-то 1/15). В настоящее время передача энергии возможна после строительства 5 и6 блоков Бурийской ГЭС. К 2010 году планируется построить ЛЭП 500кватт китайскую провинцию Ляонин с ежегодной поставкою электроэнергии 16,5-18 млрд. кватт/ч. К 2015 году ЛЭП мощностью 800 кватт. В северо-восточный северный Китай с ежегодной поставки электроэнергии 38 млрд. кватт/час. Второе направление возможно после завершения строительства Богучанской ГЭС. Из Иркутской области экспорта электроэнергии не планируется с началом строительства Тайштского завода. Энергомост Россия – Япония. Предусмотрено сооружение Сахалинской ТЭС мощностью 4500 мегаватт с последующей перегрузкой электроэнергии в объеме 10-30 млрд. кватт/ч по подводному кабелю, через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо. Срок выхода на проектную мощность 2015 год. Общие суммарные инвестиции оцениваются в 10-12 млрд. долларов. Минимизация экологического ущерба.
После завершения строительства с Боогучанской ГЭС. В 2007 г. подготовка предворительного техникоэкономического обоснования на ежегодную поставку в Китай до 60 млрдкв/ч энергии. Для реализации планируется построит Туруханскую ГЭС и ярд Грэс и ТЭЦ на угле и газе.
Сотрудничество в сфере транспортной инфраструктуры.
Имеет выгодное географическое положение. Что приводит к снижению затрат о ввозе вывоза продукции. Особенно важна роль ТрансСибирской магистрали.
На протяжение Российско-китайской границы используется два ж/д перехода Забайкальск – Маньчжурия, Гродеково – Суйфеньхэ (Приморский край).
Направления:
Полномасштабное использование автомобильного пункта пропуска Забайкальск – Маньчжурия;
Использование транзитного направления; Улан-Удэ – Наушки, затем, Сухобатор – Улан-Батор – Эрлянь – Пекин. Это позволит соединить ТрансСибирскую ж/д и КВЖД и превратить Наушки в крупный центр международных перевозок. Развитие автомобильных перевозок через Монголию. Улан-Удэ – Киахта – Алтан-Гулак, Сухэбатор – Улан-Батор – Эрлянь – Тяньзынь
С Японией осуществляется морским путем. Существует проект соединить ТрансСибирской магистрали с Японским полуостровом. Остров Сахалин – остров Хоккайдо.
Существует проект соединения ТрансСибирской магистрали с ТрансКорейской ж/д магистрали. В настоящее время реконструирован 240 км участок ж/д от примыкающего ТрансСибирской магистрали разъезда Барановски под Уссурийском (Приморский край) до пограничной с КНДР российской станцией Хасан. И рассматриваются два варианта:
Западный: Усан – Сеул – Кхэсон – Пхеньян – Синыйджу – Даньдцын (КНР) – Забайкальск.
Восточный: Пусан – Вонсан – Туманган – Хасан.
Проект восстановления паромного сообщения между Владивостоком и Японскими пограничными территориями. Это развитие порта Зарубина в приморском крае;
Создание СЭЗ. Проект Между тремя пограничными государствами.
Международная СЭЗ России, КНДР, Китая под названием Туманган. Был объявлен в 1990-е годы не реализуется из-за корейской стороны. Проекты создания в Китае Благовещенск – Хэйхэ. Строительство автодорожного перехода через Амур для транспортировки через Благовещенск до 3 млн. тонн грузов ежегодно. Развитие СЭЗ приграничная на юге приморского края в районе существующего переход через российско-китайскую границу в поселке Приграничный. Создание Специальной экономической зоны в Пекинском районе Хабаровского края на базе действующего российско-китайского пункта пропуска Покровка ЖАОХЭ. Небольшая мощность.
Создание торгово-промышленной зоны Забайкальск – Маньчжурия.
Создание СЭЗ. Научно-техническое сотрудничество. Банковское сотрудничество.
Региональное сотрудничество Российской федерации со странами восточной Азии.
Главным регионом является Дальний Восток. Предпосылки:
Выгодность географического положения;
Богатые природные ресурсы в том числе: полезные ископаемые в том числе: золото, железная руда, нефть, природный газ, топливно-энергетические ресурсы, древесина, лесные ресурсы, рыба и морепродукты;
Основные торговые районы: приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область.
Россия экспорт:
Морепродукты, рыба, крабы.
Древесина;
Металлы: алюминий, и другие
Продукты нефтехимии
Красноярск, Иркутск, Якутия, Хабаровск, Приморский край, Сахалинская область Разработаны специальные программы.
Программы РФ
Стратегия экономического развития Сибири 2002
Август 2003 Энергетическую стратегию РФ до 2020 г.
Июнь 2007 Программа создания в восточной Сибири и на дальнем востоке единой системы добычи транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынке Китая и других стран АТР. Указывается необходимость глубокой переработки газа и в феврале 2009 года пущено в эксплуатацию первый в России завод по производству сжиженного газа, построенный кампанией Сахалин энерджы на юге острова Сахалин. В марте 2009 года компания Сахалин энерджи подписала с Японской компанией «Осака ГЭС» полномасштабный договор купли продажа ЭСПГ с поставкой в объеме 0,2 млн.тонн в год в течении более 20 лет и в марте 2009 года была осуществлена первая поставка российского ЭСПГ в Японию рамках проекта Сахалин-2. И не реализованные проекты создание четырех новых газоперерабатывающих комплекса:
В красноярском крае на базе Урумчи анатохомского и Собинска – пайгинского нефтегазоконденсатных месторождений.
В иркутской области на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения.
В республике Саха на базе Чаядинского нефтегазоконденсатных месторождений.
В хабаровском крае на базе месторождения Сахалин.
- 1.Природно-ресурсный фактор развития экономики Китая.
- 2.Трудовой фактор развития экономики Китая.
- 3. Этапы развития экономики Китая.
- 2Послереформенные 1979/78 до настоящего времени.
- 1.1978-1984 Гг.
- 4. Социально-экономическое развитие Китая в дореформенный период.
- 5.Специфика реформирования экономики Китая.
- 2Послереформенные 1979/78 до настоящего времени.
- 4.1998-2002Гг.
- 5.2003 До н.В.
- 6. Современные особенности и тенденции социально-экономического развития кнр.
- 7. Современная отраслевая и территориальная структура хозяйства кнр.
- 8. Современная отраслевая и территориальная структура промышленности кнр.
- 9. Агропромышленный комплекс (апк) Китая и проблемы его развития.
- 10. Особенности современной транспортной системы кнр.
- 11. Региональная политика и экономические районы Китая.
- 12. Внешнеторговые отношения кнр.
- 13. Роль Китая на мировом финансовом рынке и рынке услуг.
- 14. Российско-китайские внешнеторговые отношения.
- 15. Демографический и трудовой факторы развития экономики Японии.
- 16. Природно-ресурсный фактор и его влияние на развитие экономики Японии.
- 17. Этапы социально-экономического развития Японии.
- 18. Сущность модели «экономического чуда» Японии
- 20. Специфика отраслевой и территориальной структуры хозяйства Японии.
- 21. Машиностроительный комплекс Японии.
- 22. Региональная политика и экономические районы Японии.
- 23. Транспортный комплекс Японии.
- 24. Финансовый кризис 1990-х гг. И его влияние на развитие японской экономики.
- 25. Экономическое развитие Японии в после кризисный период.
- 26. Внешняя торговля Японии.
- 27. Роль Японии на мировом финансовом рынке и рынке услуг.
- 28. Российско-Японские внешнеторговые отношения.
- 29. Общая характеристика хозяйства кндр.
- 30. Этапы социально-экономического развития Республики Корея
- 31. Природно-ресурсный и трудовой факторы развития экономики Республики Корея.
- 32. Внешние и внутренние источники роста Южнокорейской экономики.
- 33. Южнокорейская модель "экономического чуда".
- 34. Современный промышленный комплекс Республики Корея.
- 35. Особенности развития экономики Республики Корея после кризиса 1990-х г.Г.
- 36. Внешняя торговля Республики Корея.
- 37. Российско-Южнокорейские внешнеторговые отношения.
- 38. Торгово-экономическое сотрудничество Иркутской области со странами ва
- 39. Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами ва
- 40. Роль ва в Азиатско-Тихоокеанском регионе.