logo
shporgalki_k_gos_eksamenu

33. Южнокорейская модель "экономического чуда".

“Южнокорейская модель” зарождалась в начале 60-х годов и с тех пор постоянно развивалась и модифицировалась. Ее главное и общее принципиальное отличие от классического западного варианта общественного развития заключалось в том, что она не складывалась естественно-историческим образом, а была смоделирована субъективным фактором – правящими кругами государства. Четыре главных фактора объясняют поразительный экономический рост страны. Первый – определяющая роль правительства в ходе реформ. Второй – обоснованная недостатком природных ресурсов стратегия экспортного ориентирования. Третий – изобилие дешевого и в то же время хорошо подготовленного и дисциплинированного труда. Четвертый – благоприятный для деловой активности международный климат.

Другой главной отличительной чертой южнокорейской модели являлась громадная роль государства в экономическом развитии страны. Оно фактически выполняло значительную часть тех функций, которые в странах первичной модели являлись функцией соответствующих прослоек класса буржуазии, в том числе и новую функцию искусственного “выращивания” капиталистов. Структурная реорганизация предусматривала решительный поворот от аграрной к современной экономике обрабатывающей промышленности и экспортной торговли.

Чеболь представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития.

Другая характерная черта чеболов – очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов.

Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить: быстрое освоение новых отраслей и диверсификация деятельности; использование новейших иностранных технологий; большое внимание подготовке управленческих кадров; межотраслевой синергизм и способность быстро аккумулировать значительные финансовые средства для реализации крупных стратегически важных проектов; более высокая финансовая, технологическая и организационная устойчивость. Отраслевая структура ВВП р. Кореи на 2009 г. в %

Первичный сектор услуг (с/х) – 3,0

Вторичный сектор услуг (промышленность) – 39,4

Третичный сектор услуг (сфера услуг) – 57,6

р. КОРЕЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СТРАНА. Высокоразвитая страна. ¾ ВВП создается в сфере услуг.

Ведущие места в мире:

2 место – по производству морских судов и телевизоров.

4 место - пластмасс синтетическому каучуку.

5 - производство стали, автомобилестроение

6 – по производству электроэнергии, атомной.

9 – по производству станков.

Республика Корея – страна с активно развивающейся экономикой. Опережающими темпами развиваются экспортные отрасли и тяжелая промышленность. Добыча угля, вольфрама (одно из ведущих мест в мире), железных, марганцовых, свинцово-цинковых, медных руд, золота, серебра и др. Производство электроэнергии 205,1 млрд. кВт·ч (1995). Металлургия; машиностроение (автомобильное, электротехническое, радиоэлектронное, судостроительное), нефтеперерабатывающая, цементная и химическая промышленность. Текстильная и пищевкусовая промышленность. Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство. Обрабатывается св. 22% территории, из них св. 50% орошается. Возделывают зерновые, технические культуры - хлопчатник, табак, рами, соевые бобы и др. Плодоводство, овощеводство. Плантации женьшеня. Животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, птица). Шелководство. Лесозаготовки. Рыболовство, добыча морепродуктов. Длина (1996, тыс. км) железных дорог ок. 7, автодорог 74,2. Тоннаж морского торгового флота (1995) 6,5 млн. брутто-регистровых тонн. Морские порты: Пусан, Ульсан, Инчхон, Масан. Экспорт: изделия электроники, автомобили, суда, изделия легкой промышленности, сельскохозяйственные продукты, химикаты и др. Основные внешнеторговые партнеры: США, Япония и другие страны Юго-Восточной Азии.